И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, .

Пристегнули ремни?

Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.

Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.

Первый - начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.

Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.

Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.

Второй способ - выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.

Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.

Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп

Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:

  1. от сезона;
  2. от дальности путешествия;
  3. от климата пункта назначения;
  4. от путевых условий (например, где предполагаются ночёвки);
  5. от ваших личных предпочтений (способ проведения досуга и т. д.)

Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).

Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.

Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.

Если вы едете недалеко и ненадолго и планируете достичь пункта назначения в течение светового дня, то набейте рюкзак в зависимости от цели вашего визита. Фотоаппарат, удочка или посылка для тёти Маши.

Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).

Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.

Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).

Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:

  • аптечка и ;
  • нож, деньги и фонарь;
  • бутылка воды;
  • мозги и документы;
  • коврик, спальник, палатка, сменная обувь и одежда;
  • газовая горелка.

Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.

Вкратце про документы. Планируя путешествие по России, возьмите паспорт, а также прихватите его копию (к слову, встречные гаишники могут поинтересоваться вашими документами и задержать вас при их отсутствии).

Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.

Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.

Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?

Попутчик — ваш товарищ боевой

Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!

Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.

Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.

Например, убедительно это звучит в группе ВКонтакте Академии Вольных Путешествий . Там же приводятся ссылки групп, где можно «забронировать» товарища в дорогу.

Сама я искала на этой странице и на этой , правда, вместо попутчика из Батуми в Трабзон нашёлся хост в Тбилиси, но ведь это тоже неплохо! Также поиск попутчиков доступен на Форуме Винского .

Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.

Как ловить машину автостопом?

Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.

Место дислокации

Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.

Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.

Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.

Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!

Люди добрые, ау!

Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.

Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.

Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.

Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.

Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.

Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.

Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.

Что сказать, ну что сказать?

Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.

Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?

Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:

— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).

Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:

— Отец (брат), до Казани не подбросишь?

Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.

Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.

Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.

Тачки

И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.

Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.

Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.

Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.

Полночь за окном непроглядная — где ночевать?

За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами... Но не будем о грустном.

Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.

На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.

Но обо всём по порядку.

Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.

Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.

Хостелы и гостиницы

Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.

Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого

Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».

Можете воспользоваться непосредственно самим сайтом couchsurfing.com , а можете использовать группы ВКонтакте: КАУЧсерфинг и Путешествия и Каучсерфинг, попутчики, путешественники .

В некоторых группах есть перечни вписок, например, ТУТ , но поиск не очень удобен, т. к. предложения не рассортированы по регионам и городам. Удобнее искать вписку в группе АВП , т. к. тут, с этой точки зрения, всё продумано.

Случайное везение

Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?

Подари мне рассвет у зелёной палатки

Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).

Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.

Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.

Вокзалы и аэропорты

Очевидные плюсы подобного пристанища:

  • Вы никогда не проспите нужное время отправления.
  • Как правило, в заведении имеется кафе.
  • Не так страшно, как на обочине трассы (как правило).
  • Вы вообще вряд ли поспите, если, конечно, за плечами у вас нет десятка бессонных ночей.
  • Если вы всё-таки заснёте, вас могут обворовать. Спрячьте все ценности во внутренние карманы одежды.
  • Железнодорожные вокзалы и, тем более, аэропорты имеются не во всех городах. Автовокзалы могут закрываться на ночь.

Солдат спит — фура идёт

Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.

Выспитесь утром в следующей фуре.

Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, .

Прочие интересные неожиданности

За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.

Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.

Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).

В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!

Счастливого пути!

(1300 км), которая заняла у меня 25 с чем-то часов. Для сравнения — прямой автобус «Eurolines» идёт 22 часа и стоит около сотни евро. Да и наверняка с пассажирами этого автобуса не происходит такого количества приключений.

Ну и сразу первое правило автостопа: выходите на дорогу как можно раньше . Особенно, если запланировали преодолеть расстояние больше 500 километров. И второе: перед тем, как отправиться в путь, посмотрите на карту. Очень внимательно. А потом ещё раз. Лучше на Гугле, но если сети под рукой нет, то сойдет и бумажный вариант. На своём пути я встречал застрявших горе-автостопщиков, которые толком не понимали где они оказались и куда им надо. Чего там, я и сам так попадал. Об этом — немного ниже.

Я выехал из , полностью забив на первое правило и частично на второе. Чтобы попасть в хорошее место для стопа надо было сесть на поезд до станции «Олби» (с перечеркнутой «О»). Билет довольно дорогой, около десяти евро, и это за пятнадцать минут езды. Можно рискнуть — лично меня контролеры так и не проверили.

В конце концов нужно оказаться вот в этом месте (на всякий случай, может кому пригодится, есть и второй вариант выезда на юг). Тут уместно вспомнить третье правило. Удачное место для автостопа определенно несколькими факторами: низкая скорость и большая плотность автомобильного потока, хорошая видимость, возможность легко и безопасно остановиться. Место было хорошее и мне пришлось ждать не дольше десяти минут. Мужик, что подвёз меня, оказался очень разговорчив и проехал то место, где хотел меня высадить.

— Ничего, поедем до самого порта, — сказал он.

Дело в том, что самый простой способ попасть из восточной Дании в Германию — это паром из города Рудби в Путтгарден. У водителя этот крюк до Рудби занял, наверное, лишних сорок минут, но он вёз меня с улыбкой и рассказывал, как сам стопил по молодости. На прощание он хотел дать мне денег, но я отказался.

— Но я же знаю, что когда так вот путешествуешь, у тебя ничего особо и нет, на, возьми — он все ещё протягивал мне сотенную купюру.

— Да я пока не на мели, спасибо. — Мы распрощались, и я побрел к машинам перед паромом.

В портах можно заниматься паромным автостопом. Это довольно легко — надо просто подходить к водителям и объяснять, что в машине можно бесплатно провезти до пяти человек. Как правило, второй — третий водитель соглашается на то, чтобы взять вас с собой. У меня все получилось куда веселее. Первой машиной, к которой я подошел, был фордовский фургон не первой свежести.

— Слушай, тут такое дело — мне надо попасть на паром, а раз уж у вас машина, да и вы в ней один, можете взять меня? Все равно это будет бесплатно.

— Я не понял, повтори ещё раз, пожалуйста. — Сказал водитель на корявом английском. Я, ясное дело, повторил. Теперь активно жестикулировал и медленно выговаривал слова.

— Всё ещё нет. — Мужчина развел руками. — Не понимаю.

— А ты вообще откуда?

— From Georgia. — ответил он.

— Судя по английскому, вряд ли из штата Джорджия, — сказал я уже на русском. — А я из Москвы.

Грузина звали Илиа. По сути, мы были тёзками. Он скупал старые грузовики и переправлял их в Грузию на продажу. Он ехал в Нидерланды, а это было именно то, что мне нужно.

— Только этот фургон уж совсем плох — сказал он мне. — В нём стучит что-то, да и вообще больше ста он вряд ли попрёт.

— Ну ладно, вместе потащимся. — Это я зря так сказал.

Верно было бы пройтись по парому и поспрашивать водителей машин с французскими или бельгийскими номерами. Хотя, с другой стороны, и так выходило неплохо. Когда мы уже поехали по Германии, я понял, о чем говорил Илиа. Фургон стучал так, что закладывало уши. Разгоняться до ста было просто опасно. Пару раз нас останавливали полицейские и проверяли документы. Всё было чисто.

Звук усиливался с каждым километром. Ближе к Бремену под днищем что-то резко захрустело. Илиа выматерился. Судя по всему, хрустел кардан. Со скоростью около пяти километров в час наш фургон потащился по обочине до ближайшей заправки. Там мы вызвали подмогу, но эвакуатор мог подъехать только к утру следующего дня. Пришлось прощаться. Смеркалось. Я поднял руку на выезде с заправки.

Европейские водители останавливаются и в позднее время суток. Ночью работает следующая закономерность: шанс, что кто-то остановится ниже; но шанс, что этот кто-то будет ехать далеко — выше.

Следующим водителем оказался тюремщик из шведского города Мальмо. Он вёз свою собаку на вязку в город Энсхеде — километрах в двухстах на юго-запад. Тут я, конечно, сглупил. Дело в том, что я сам толком не представлял, где этот город и на каком шоссе он находится. И ещё одно правило, на которое я забил лучше остаться на месте, чем ехать чёрт знает куда. Но направление его было правильным, да и расстояние приличным.

— Все окей, я знаю там отличное место для автостопа. А вот дедушка моей собаки… — Он всё рассказывал, какое классное потомство получится у его суки. Я зевал и периодически поддакивал.

Место, где тюремщик меня высадил, было заправкой «In the middle of nowhere» — в какой-то глуши. Было два часа ночи. Вдобавок ко всему, шоссе, где я находился, шло с юго-востока на северо-запад. Мне же надо было на юго-запад. Оставалось только мёрзнуть, материться и спрашивать у редких-редких водителей, куда они направляются.

Я куковал на этой заправке часа четыре, проклиная всё на свете. Все, кого я спрашивал, отправлялись либо на север, либо в сам город Энсхеде. Светало. Кстати, на заправках можно приставать к водилам. После пары шуток все обычно начинают улыбаться и объяснять, куда они едут и как могут помочь. Если трафика почти нет, то стоит подходить ко всем без исключения.

Часам к шести на заправку подъехала машина с итальянскими номерами. Водитель, ещё даже не заправившись, обратился ко мне.

— Что здесь торчишь?

— Ну вот, ехал в Париж, а здесь завяз.

— Ну, я до Гааги еду, а там уже прямая трасса до Парижа. Садись.

Он ехал из Италии уже одиннадцать часов без остановки, так что общались мы, перезёвываясь.

— Смотри, из Гааги идёт шоссе прямо на юг — в Бельгию и Францию. Е19, если я не ошибаюсь. Я, так и быть, высажу тебя прямо на нём, где-нибудь на заправке.

— Спасибо. А то я всё ещё куковал бы там, под Эйнсхеде. Может, завёл бы семью на той заправке, ну и так далее.

Под Гаагой я был часам к семи. Раннее утро, наверное, самое проблемное время для автостопа огромный трафик, но все едут на работу.

Теперь в Париж вела прямая дорога. Оставалось четыреста с гаком километров, и я сделал их за шесть часов. Единственной проблемой автостопа во Франции и Бельгии был языковой барьер. Так что, если решитесь стопить в этом регионе — выучите заранее пару фраз на французском.

Последние водители — два негра из Кот-д’Ивуара — довезли меня прямо до Елисейских полей. Я выдохнул и отправился искать хостел. Он нашелся на Монмартре. Цена в 25 евро за ночь была оправдана только тем, что в комнате я был один. Уснуть не удалось, и я отыскал в себе силы на прогулку по городу. Рассвет встречал в компании уличных музыкантов.

Напоследок ещё несколько советов, которым не нашлось места выше:

Перед тем как выйти на дорогу оденьтесь нормально. Скромно, но опрятно идеальный вариант. Никто не захочет ехать с бомжом.

— Идеальные места для автостопа в Европе это: заправки, шлагбаумы на платных дорогах, выезды с паромов и, если есть — пробки. В пробках на трассах удобнее всего стоять с табличкой.

— Кстати, о табличках. Лично я ими почти не пользуюсь. Они уместны очень редко. Например, если от трассы отделяется дорога в небольшой город, куда вам и надо и если место, где вы стоите очень неудобное.

Введение………………………………………………….…………………….………….2

  1. Автостоп как способ путешествия……………….………………………….……3
  2. Учение автостопа……………………………………….……………….…………4
  3. Определение автостопа………………………………………….…………………6
  4. Проблема денег в автостопе………………………………………….……………7
  5. Автостоп как философия……………………………….…………….……………9
  6. Автостоп как наука……………………………………………..…………………10
  7. Автостоп как мировосприятие……………………………….…………………..10
  8. Спортивный автостоп………………..………………….……….……………….11
  9. Классификация……………………………………………………………………11
  10. Западники и восточники…………………………………………………………12
  11. Тенденция развития.……………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………..……………….14

Список литературы…………………………………………………..…………………15

ВВЕДЕНИЕ

Наше время породило много книг о том, как человеку выжить.

Из них мы узнаем, как в тундре без спичек развести костер, найти и

приготовить еду, как построить укрытие и заночевать в зимней тайге

и чем питаться в открытом море. Казалось бы, можно выжить в природной

среде, вообще не имея ничего. А в человеческой?

Цель этого реферата заключается в том, чтобы показать как, не имея большого толстого кошелька, достичь любого города России и даже, при необходимости,

пересечь всю страну (без рубля денег!). Вы узнаете, что можно переночевать

в любом городе или деревне, где у вас нет никаких знакомых. Узнаете о людях, которые предпочитают такой способ путешествия всем остальным.

1 АВТОСТОП КАК СПОСОБ ПУТЕШЕСТВИЯ

Автостоп - это бесплатное передвижение на попутных машинах. Есть

два ложных мнения относительно автостопа. Одно из них гласит: "сейчас

просто так не берут" (или: "кто ж тебя повезет за просто так?").

Другое мнение заключается в том, что "остановить нужную машину

Чистая случайность", "невозможно предугадать, когда

ты доберешься" и т.п.

К счастью, эти мнения неверны. Они опровергаются

опытом многочисленных автостопщиков.

Как и любой деятельностью, автостопом можно заниматься как

профессионально, так и стихийно, по надобности, от случая к случаю.

"Стихийный" автостоп, не имеющий определенных методов и правил, возник с

появлением автотранспорта еще в первые десятилетия XX века. В наши дни

очень многим людям приходилось где-либо останавливать машины и ехать в

них, иногда и бесплатно, но далеко не все они знают, что сведения об

автостопе могут быть сведены в определенную систему, позволяющую сделать

автостоп мощным универсальным средством перемещения.

Человек, освоивший методы автостопа, передвигается по автодорогам

России и всего мира, преодолевая до 1000 километров в сутки и даже

больше, со средней скоростью (в России, днем, на магистральных дорогах)

порядка 55 км/час. Например, стартуя из Москвы, за один день можно

попасть в Петербург, или Киев, или Минск, или Харьков; за сутки -

в Петрозаводск, или Самару, или Брест, или Ростов-на-Дону. При этом

вам совершенно не потребуется денег на оплату проезда, и вы не будете

никак привязаны к расписаниям поездов и электричек, двигаясь подчас

быстрее их. Кроме того, ваше путешествие станет более познавательным,

вы увидите и узнаете то, что никогда бы не узнали, и - почувствуете

настоящий аромат дороги.

2 УЧЕНИЕ АВТОСТОПА

В России существует несколько школ (направлений) автостопа. Наиболее

солидной является Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС),

основанная еще в 1978 году. Президент Лиги Алексей Воров проехал

автостопом более 1.100.000 километров, что является непревзойденным

рекордом.

Уже много лет А. Воров обучает людей автостопу - не просто ездить

на попутных машинах, а ездить на них быстро и как можно быстрее. Для

этого автостопщики посещают лекции, участвуют в гонках (соревнованиях

на скорость), применяют специальное снаряжение... Квалифицированный

гонщик ПЛАС реально проезжает (летом, по магистральным автодорогам

России) 1100-1500 километров в сутки, эффективно двигаясь как днем,

так и ночью, по своему желанию. Внешне гонщики ПЛАС легко отличимы

на трассе по характерным ярким желтым комбинезонам.

Кроме передвижения на автомашинах (так называемого автостопа 1-го

рода) в ПЛАС разработана и используется технология движения в кабинах

локомотивов (автостоп 2-го рода), а также, в меньшей мере, автостоп

3-го и 4-го рода - Гидростоп и аэростоп.

Наибольшее достижение Лиги - кругосветная экспедиция "Автоколумб"

(1992-93). Её участники совершили путешествие автостопом вокруг всего

земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, пройдя по

трассам 25 стран Евразии, Северной и Южной Америки.

Летом 1996 года один из членов Лиги, Филипп Леонтьев, совершил

путешествие из С-Петербурга в Дакар (Сенегал, Африка) и обратно, пройдя

автостопом 16.000 километров по территориям 15 стран. На это ему

потребовалось два месяца и 197 транспортов, включая попутный самолет

(Нуакшот-Лиссабон), груженый мороженой рыбой.

В последнее время из ПЛАС выделилось еще два клуба. Петербургская

Гильдия автостопа похожа на ПЛАС, там тоже проводятся гонки,

обучение новичков и проч. Члены другого клуба - Команда "УЛЬТРА

автостоп" специализируются на экстремальных путешествиях. Так,

в августе 1997 было проведено путешествие авиастопом на Камчатку и

Вторая школа - она так и называется "Школа Автостопа"

Существует в Москве с 1994 г. Создал её московский автостопщик,

Европе" (Москва, 1994). Его автостопный стаж - около 100 тыс.

километров. Основной интерес В.Шанина - страны Запада; члены "Школы

автостопа" объездили, по-моему, всю Европу - как с визами,

так и без оных.

В нашей стране В.Шанин приобрел известность, проведя несколько

мероприятий, названных им "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат

Москвы" и др. Эти мероприятия привлекли большое внимание средств

массовой информации. Однако организованы они были на весьма низком

Внешне Шанина и его последователей можно узнать на российских

дорогах по поднятому большому пальцу, которым они обыкновенно

Есть и совсем необычная тусовка - любителей городского автостопа.

Её основал питерский человек mc Hammer. Учение о городском автостопе

имеет как практический, так и спортивный интерес; неоднократно

проводились даже массовые гонки автостопом по С-Петербургу и Москве,

доказавшие реальную применимость и пользу методов. Я хотел поместить в

этой книге и учение mc Hammer"а, но оно не поместилось.

Есть в автостопе и обширное хипповское направление, пожалуй, наиболее

древнее и многочисленное. Сотни и тысячи волосатых людей, передвигаясь

по трассам, накопили за десятилетия колоссальный и неповторимый опыт

автостопа. Жаль только, что их опыт никак не суммирован, - поэтому

технология автостопа, применяемая ими, не движется к совершенству.

А обмен сведениями, накопление опыта, играют большую роль всюду.

В 1995 году в Москве появилась еще одна школа - Академия вольных

путешествий (АВП). Основал её Антон Кротов. Цель АВП -

находить, собирать и распространять информацию, связанную с вольными

путешествиями. Ученые АВП собирают расписания пригородных поездов,

автобусов, теплоходов, сведения о сущности трасс и позиций на них,

координаты мест, где можно переночевать, монастырей...

Также проводятся "лабораторные работы" (например, массовые

поездки автостопом и на электричках) и большие путешествия.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОСТОПА

Научное мышление начинается с определений. Что такое автостоп, кто знает? В узком смысле, это бесплатное перемещение на автотранспорте. В широком смысле, вообще, это такое путешествие без помощи цивильных видов транспорта. Иногда говорят - бесплатное перемещение на нерейсовом транспорте. На мой взгляд, не важно, на чем вы едете, гораздо важнее применяемый метод. То есть - метод оплаты проезда. К истине приблизилось АВП, придумав выражение: "путешествие научными методами". Все эти сложности произошли вследствие переноса европейского явления на азиатскую почву - то есть, если на Западе можно куда угодно попасть автомобилем, то на Востоке приходится совмещать автомобиль с локомотивом или чем-то иным, например - с верблюдом. Поэтому для европейца автостоп - понятие простое. А для нас - несколько более сложное.

Строго говоря, автостопа вообще не существует. Его нет. И вместе с тем, отсюда же следует, что его не может не быть. Звучит странно, однако, это правда.

Автостоп, в широком смысле слова, - это когда вы можете совершить больше, чем позволяют ваше деньги и общественное положение. Когда вы не ограничены выбором маршрута, дальностью и конечной целью. Вы едете на всем, что согласно вас везти, и едите все, от чего не получается отказаться. Отсюда проблема, которая когда-нибудь будет отдельным экзаменационным билетом на экзамене "Теория автостопа".

4 Проблема денег в автостопе

Существует, примерно, два мнения. Первое: деньги, в сущности, не есть необходимое условие, вполне можно обойтись без них. Второе: почему бы их не иметь для приличия, потому что не иметь денег неприлично?

Если посмотреть на эту жизнь пристально, то можно увидеть два пути. Только два. Вы можете решать проблемы либо внешними средствами (деньгами), либо как-то иначе, например, головой. И отсутствие денег еще не приводит к бомжизму. Скорее наоборот. Улавливаете мысль?

В бомжизм может скатиться только очень приличный и обеспеченный человек, или же человек, обладающий сходным сознанием. Такой, кто привык решать проблемы внешними средствами. Например, его пригласили работать в Лиссабон, там обманули, оставили без денег и документов. Что делать? Автостопщик пожал бы плечами и, не спеша, отправился домой, завернув попутно в Рим, посмотреть на Колизей. Нормальный человек ощутит конец всему, пойдет продавать вещи, станет просить деньги на улицах, ночевать на помойках и всячески деградировать. Так, собственно и происходит в настоящее время. История:

Обеспеченный, деловой и очень уверенный в своих силах человек поехал туристом в Польшу. В Варшаве его ограбили подчистую соотечественники. Человек собрался с силами и пошел пешком домой в Киев. Неизвестно, как он переходил границу. Во всяком случае, он добрался до трактира на гомельской объездной, хозяин которой и поведал эту историю.

Так человек обрел проблему там, где ее нет. От Варшавы до Киева два дня по трассе. Даже проголодаться, как следует, не успеешь. Но он этого не знал.

Цивильный человек, бомж и, скажем, деревенский гопник - это по сути одно. Они живут по одним и тем же правилам, в одной иерархической системе. Они могут купить вещь, они могут украсть вещь, но в обоих случаях им плевать на владельца и никто из них не догадается заполучить ту же вещь, не платя денег и никого не обманывая.

В конечном счете, это не призыв против денег. Если они есть, можете ими пользоваться. Но на всякий случай научитесь обходиться без них. Просто убедитесь, что это возможно. Или убедитесь, что для вас это невозможно. Вы будете знать пределы своего могущества, а это очень полезно. А полезнее этого, разве что, отсутствие этих пределов.

Важное достижение автостопной науки - обнаружение того факта, что для дальних путешествий не нужны сотни и тысячи долларов. В 2000 году Игорь Фатеев доехал из Москвы до Сенегала вообще без денег, хотя это скорее эксперимент, чем руководство к действию. 28.05.03 Григорий Кубатьян отбыл в кругосветку с 200 долларами. В 2001 году Сергей Беляев съездил до Стамбула и обратно с 40 долларами, из которых неизбежных трат оказалось только 25. Уровень расходов колеблется в зависимости от страны пребывания, но колеблется где-то в пределах 10-20 долларов в месяц. Безденежные поездки мы сейчас не рассматриваем.

Но все равно, есть ли у вас деньги, нет ли у вас денег, вы все равно доедете куда надо. Вопрос в том - почему?

5 АВТОСТОП КАК ФИЛОСОФИЯ

Не надо быть потребителем, вот что главное. Вы не должны потреблять окружающий мир, как сосиски с кетчупом. Надо перестраивать мир, формируя новое мироздание, и начинается этот процесс с вас самих. Почему вас везут? Потому что вы в первую очередь просто хороший человек. Вы должны им быть. Это уже очень много, между прочим. Вы - светлая часть этого мира, вы не торгуетесь с ним, но делаете то, что сейчас может быть полезно. Вы хороший человек и должны распространять свое влияние на окружающих, на водителя в первую очередь.

А если вас не хотят везти? Есть такой распространенный вопрос - вот не хочет он, как быть? Уговорить или оставить в покое? В этом случае главное попасть в машину. Дело в том, что водитель, скорее всего, хочет вас везти, но еще об этом не знает. Когда он проникнется вашей сущностью, он будет вас везти и еще подарит чего-нибудь. Пару раз такое в моей жизни было.

Мир играет с человеком, но играет честно. Не бывает безвыходных ситуаций. Мир устраивает вам неприятности или проверки, но всегда дает вам шанс. До тех пор, пока вы хорошо к нему относитесь. Если вам действительно надо, он поможет. Поэтому если у вас нет денег, он их вам даст. Если у вас есть лишние деньги, он их отнимет. Поэтому думать надо не о том, что вокруг вас, а о том, что внутри вас.

Все это может показаться абстрактной идеей, но на самом деле это чисто практические наблюдения. Есть, например, такая закономерность: если у вас в одном месте украли некую сумму денег, то в другом ту же сумму подарят, хоть бы и по частям.

6 АВТОСТОП КАК НАУКА

Некоторые люди ездят просто так - полежать на берегу моря, поесть винограда и вернуться домой. Они мало отличаются от тех туристов, что неделями сидят в Анталии, а потом не знают, почем в Турции хлеб.

Умные люди не просто ездят, а попутно собирают информацию и распространяют ее по возможности. Так собиралась информация о способах получения виз тех или иных стран, способах проникновения в некоторые страны, поведения в этих странах и так далее. Это уже наука, и она сделала некоторые открытия, выявила некоторые тенденции и закономерности. Некоторые результаты можно найти на сайте АВП. За последние 10 лет автостопная наука развеяла некоторые мифы: про то, что автостопа иногда может не быть, или что есть места, где его нет, и многие другие.

7 АВТОСТОП КАК МИРОВОСПРИЯТИЕ

(Дополнение к философии) Существование человека есть процесс решения последовательно возникающих проблем. Это утомляет, но это неизбежно. В конечном итоге человек начинает верить, что проблемы существуют всегда. Но это не совсем верно. Когда вы перемещаетесь по миру описанным здесь способом, проблемы остаются только в вашем сознании. Важно понять, что их нет. Есть только события. Если у вас что-то украли или куда-то завезли, это только событие. Известная мудрость: "Если вам все равно, где вы находитесь, значит, вы не заблудились".

В моменты нервного напряжения человеку свойственно размышлять о том, что будет, если вдруг чего-нибудь случится - кончатся деньги, украдут документы, не окажется нужного парохода и т.д. Подобные мысли надо в себе изживать. Ничего не происходит "вдруг". Неприятностей не бывает, бывает только исчезновение одной из альтернатив.

Этот момент гораздо существеннее, чем некоторые думают. 80% успеха - ваши нервы. Были случаи, когда люди, предусмотрев всё, поворачивали на полпути из-за упадка духа. Определенную мудрость проявило АВП, организовывая самоходные походы. Не всем понятно, для чего надо топать по асфальту 50 километров. А вот для этого самого.

8 СПОРТИВНЫЙ АВТОСТОП

Спортивный автостоп чаще бывает в виде гонок. Кто быстрее доедет до Тосно и обратно. Гонки отчего-то укоренились особенно в Петербурге.

В ездящем народе давно наметилась тенденция к расслоению: одни тяготеют к научному автостопу, другие к спортивному. То есть, одни выявляют прогрессивные способы ловли машин, выбора позиции, снаряжения и т.п., другие больше ориентируются на исследование стран и регионов - попадания туда и выживания там. А как ехать и на чем-то уже не так важно.

9 КЛАССИФИКАЦИЯ

Ездить можно по-разному. Все поездки можно отнести к четырем категориям:

1) Прогулки: обычно в масштабах недели. Например, в Москву, Казань, Киев, Хельсинки, Минск, Волгоград. (3000-4000 километров.)

2) Поездки: в пределах месяца. Например, в Крым, на Кавказ, на Карпаты, в Румынию, Турцию, Польшу, Швецию, Закавказье, Алтай. (6000-10000 километров)

3) Экспедиции: от месяца до полугода. Например, во Владивосток, Сахалин, Испанию, Иорданию, Иран, Китай. (от 15 000 километров.)

4) Великие экспедиции: таких немного. К ним можно отнести путешествие АВП в Индию(1998) и Африку(2000), Кубатьяна в Австралию (2002) и еще некоторые.

(Прим. Маршруты рассматриваются относительно Москвы)

Отдельно стоят кругосветки, их пока случилось две, третья в проекте. (Если считать автостопной кругосветкой воровскую - ибо она таковой называется условно.) Здесь, конечно, циники снисходительно улыбнуться такой классификации, но не циники движут науку.

10 ЗАПАДНИКИ И ВОСТОЧНИКИ

Есть такое разделение в среде ездящих людей, причем на удивление четкое. Кому-то нравится западная цивилизация, кому-то ее отсутствие. Например, Московская школа Автостопа специализируется на Европе, Академия Вольных Путешествий - на Азии. Но и частные лица обычно делятся на две эти категории. Одного западника Венгрия восхитила тем, что там "был Ренессанс". Этот Ренессанс отчего-то стал для него главным критерием оценки страны. Он посещал и Турцию, но она ему не понравилась. Наверное, потому, что там не было Ренессанса.

Отсюда важное следствие: прежде чем ехать на Запад или Восток, разберитесь, западник вы или восточник. А то будете скучать в Тегеране без стриптиз-бара или в Дублине без чайханы.

11 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Сейчас господствуют рассуждения в духе Фукуямы - развитие автостопа завершается. И мир изучен, и теория сложилась. Но мир развивается не по прямой линии. Пройдет еще года три и многое изменится. Откроются одни страны, закроются другие. Появятся новые государства, а какие-то исчезнут. Изменится как-нибудь гидростоп. Построят тоннель из России в Японию. Пересохнет Берингов пролив, в конце концов.

Но даже сейчас еще остается множество нерешенных вопросов. Толком не посещен Ирак. Бирма. Япония. Слабо изучена Индонезия. Почти не описан Китай. Никто так и не пробился в Исландию. Африка и Южная Америка еще ждут своего Гомера. Фиджи и Соломоновы острова пока еще белые пятна.

Наконец, труды по теории еще не перевели на многие языки. Вот когда клубы автостопа заведутся в Китае, Иране, Индии, Сомали, Боливии, Вьетнаме и на Тринидад-и-Тобаго - тогда можно будет говорить о проблемах развития. Но надо заметить, что наука география отчего-то до сих пор не отменена, хотя и изучать уже толком нечего.

Но есть другая сторона, которую однажды озвучил Кротов. "Мы последнее поколение путешественников", - сказал он однажды. И боюсь, что оказался прав. Мир - каким знали его мы - погибает. Национальные культуры вытесняются транснациональными дизайнерами. Макдональдсы вытесняют чайханы. Восточные базары сносят бульдозерами, ровняя место под супермаркеты "Metro". В глухие районы Сахары проникает интернет и сникерсы. Россия мало затронута этим процессом, поэтому мы слабо себе представляем его масштабы. Мир стремительно унифицируется. Ему осталось жить от силы 10-15 лет. Если не произойдет чего непредвиденного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё больше людей проникается идеей автостопа, с другой стороны еще большее количество людей смотрит на это с некой усмешкой, и недоверием До сих пор многие считают это уделом отдельных хиппи и сумасшедших, которым не нужен ни дом, ни семья. Между тем как множество людей других слоёв общества, круглогодично наматывают по трассам мира, миллионы километров, посещая тысячи городов, сотни стран, при всем этом не имея толстого бумажника и астрономических банковских счетов. Большинство автостопщиков, по крайней мере в России, вообще студенты, именно те студенты, которых по праву считают одним из беднейших слоев нашего общества - они могут позволить себе скажем посмотреть на Байкал или скажем на Берлин. Всё что нужно человеку это чуть-чуть позаботиться о своём пропитании, и, если он собирается за границу, о визе в другую страну.

Итак, сформируем заключительное определение: автостоп - это бесплатное передвижение на любом попутном автотранспорте не исключая мотоциклы, трактора и ржавые запорожцы, лишь бы ехало. Отсюда такси отметается сразу, а передвижение за плату как таковую вообще не рассматривается. Конечно, не стоит ставить бесплатность во главу угла, и зацикливаться на этом. А вообще идея такова.

"Водитель, подсаживая автостопщика, ничего не теряет, бензин уже куплен, машина уже едет туда, куда она едет, водитель даже приобретает ценного попутчика, который сможет всегда помочь случись что, с которым можно поговорить, а разговором убить время, ночью не дать заснуть за рулем."

Всё просто и логично - взаимная выгода, осталось только найти попутную машину и в вперед, на покорение до селе не известных городов, ну а потом может быть и стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кротов А. Практика Вольных Путешествий, 6-е издание - 2002.
  2. Автостоп, теория [Электронный ресурс]. - 2003. - Доступно из URL:http://www.muhranof.narod.ru/teory.htm
  3. Академия Вольных Путешествий (Москва) [Электронный ресурс]. - 2005. - Доступно из URL:http://avp.travel.ru/
  4. Автостоп [Электронный ресурс]. - 2002. - Доступно из URL:http://www.valentinsh.narod.ru/stop/avtostop.html
  5. Петербургская Лига Автостопа [Электронный ресурс]. - 2005. - Доступно из URL:http://pasl.spb.ru/

Согласно этой самой теории всего лишь при помощи лёгкого протягивания руки и поднятия большого пальца можно не только совершить сказочное путешествие, но и привести в порядок смятенный внутренний мир и обрести долгожданное равновесие.

Автомобильный бум в 20-х годах прошлого столетия в США породил движение хитч-хайкеров. Данное понятие происходит от английских слов «hitch» (зацепка) и «hiking» (дальние путешествия). В нашем славянском простонародье явление зацепки за дальние странствия получило название «автостоп».

Уже в начале второй половины ХХ столетия на дорогах мира появилось множество людей с протянутыми руками и поднятыми большими пальцами, которые платили водителям попутных машин не деньгами, а временем, проведённом в приятном общении. Европейцы вышли на дороги вслед за своими американскими собратьями, хотя, следует отметить, что в Швейцарии и Австрии движение автостоперов не прижилось. Культура автостопа взлетела на гребень популярности в 1960-х годах, когда хиппи выбрали данный способ передвижения и повально хлынули в Индию. Власти многих стран во все времена пытались поставить автостоп вне закона, но он по определению неискореним. Во Франции хитч-хайкинг был даже приравнен к проституции, но разве существуют действенные методы борьбы с гражданами Вселенной, для которых запрет - это всего лишь очередное вполне преодолимое препятствие на дороге?

Казалось бы, на первый взгляд нет никакой разницы между автостоперами и спортивными палаточными туристами или, скажем, гостиничными «бэкпакерами». Но на самом деле вольные путешественники, как любят называть себя сами приверженцы автостопа, не зависят от таких цивилизационных благ, как отели или рейсовые автобусы. Организованные туристы значительно проигрывают автостоперам, если дело касается денежных расходов. Но цель путешествия автостопом - вовсе не экономия средств. Это что-то намного большее, что нельзя объяснить словами. Погоня за убегающим временем, желание избавиться от привязки к обществу и, если вам угодно, возможность увидеть жизнь такой, какой она является на самом деле, а не такой, какой её себе вообразили пугливые составители симпатичных путеводителей.

Сегодня начинающим автостоперам приходится намного легче, потому как они могут воспользоваться советами бывалых путешественников. Что же должен знать новичок, становясь на обочину?

Уроки автостопа: научный хитч-хайкинг:

Во-первых, нужно быть готовым к тому, что ходить придётся не меньше, чем ездить. Многие неопытные автостоперы считают, что стояние на месте с вытянутой рукой является наиболее эффективным. Но богатый опыт подсказывает, что, двигаясь вперёд, у автостопера больше шансов поймать попутку.

Во-вторых, нужно заранее позаботиться о приобретении карты местности, чтобы не заблудиться и хоть примерно ориентироваться на маршруте.

Если вы решили отправиться автостопом за границу, то лучше, если вы будете знать хотя бы английский. Нет, для путешествия вовсе не обязательно владеть языком в совершенстве, но названия городов и элементарные слова благодарности лучше всё же знать.

Если в России автостоп не является незаконным, то в некоторых странах автопутешественники сразу же обращают на себя пристальное внимание правоохранительных органов. Вы же не хотите, чтобы французский ажан сковал вас наручниками и обвинил в бродяжничестве или проституции? Хотя это тоже своеобразный опыт.

Набор стопера

Отведите отдельное место в рюкзаке тёплой одежде. У природы, конечно, нет плохой погоды, но быть застигнутым врасплох проливным дождём или холодным ветром - это не то, что вы ждёте от путешествия. И ещё одна маленькая деталь - постарайтесь подобрать одежду ярких расцветок. Это поможет мимо проезжающим водителям быстрее заметить вас.

Будьте готовы к любым агрессивным проявлениям погоды

Есть у автостопа и свои правила безопасности. В первую очередь автостопер должен быть хоть чуточку психологом. Умение разбираться в людях может пригодиться вам, дабы оградить себя от плохих попутчиков. Криминалисты выделяют отдельную категорию маньяков, которые любят охотиться на голосующих у обочин людей. Если автомобиль притормозил, но вам не понравился водитель, лучше всего довериться первому впечатлению и вежливо отказаться от поездки. Главное, чтобы такая осторожность не переросла в паранойю, потому как в аптечке может не оказаться большой упаковки лекарства, которое активно используется в психиатрии. А чтобы не обижать хорошего человека, чем-то вам не приглянувшегося, можете просто спросить, куда он едет, а потом с сожалением сказать, что вам в другую сторону. При этом нужно оставаться абсолютно спокойным и не перебегать на противоположную обочину.

Правильный автостоп:

К тому же, обочина - это весьма опасное место. Особенно у нас в стране, где есть всего две беды. Нет, дураков у нас не так уж и много, но расставлены они настолько грамотно, что попадаются на каждом шагу. Так что берегитесь лихачей и тех, для кого пешеход - это всего лишь назойливый майский жук, которого можно посадить на лобовое стекло. Так, чтобы потом не сказали: «Пешеход был скорее прав, чем жив».

Если вы думаете, что автостоперы - это одиночки, вы глубоко ошибаетесь. Можно путешествовать в компании. Лучше всего путешествовать вдвоём или втроём. Если ваша автостоперская группа будет больше, кто-то из вас рискует оказаться без места в попутном автомобиле.

И не стойте вы на хайвэе - из-за большой скорости машины на скоростных автострадах просто физически не могут остановиться. Идеальный способ передвижения по трассе - от заправки к заправке.

Костюм лучше выбирать яркий с светоотражающими полосами, которые автостоперы называют «соплями»

Но все эти правила и рядом не стоят с главной идеей автостопа. Заключается она в том, что автостопер должен быть позитивным человеком с огромным запасом оптимизма. Все ваши попытки выйти на трассу с опущенными плечами и постным лицом окончатся полным провалом. Думаете, водителям нужен такой попутчик? Вряд ли. Автостопер должен быть настоящей батарейкой с полным зарядом положительной энергии. Но не путайте оптимизм и легкомыслие, потому как последнее может дорого вам обойтись.

Вернёмся к вопросу психологии в автостопе. Не думайте, что общение с водителем является обязательным условием. Иногда человек за рулём слишком устаёт, чтобы разговаривать, или же склонен послушать по радио любимые треки, а не болтовню взъерошенного попутчика. Но если вы видите, что водитель открыт для общения, тут вам придётся по максимуму проявить все свои качества интересного и осмысленного собеседника. Если вы успели увидеть во время своего путешествия что-то интересное, расскажите об этом. И не бойтесь приукрасить свой рассказ - люди любят слушать побасёнки странников.

У красивой девушки больше шансов остановить попутку…

Если вы не страдаете инсомнией, вам следует подумать о ночлеге. Всякий уважающий себя автостопер ни за что не будет останавливаться в гостиницах, потому как это автоматически превращает его в организованного туриста. Основная масса автостоперов предпочитает дикие кемпинги. Но они, увы, во множестве европейских государств запрещены. Однако если вы спросите, к примеру, разрешение у фермера, владеющего участком земли, на котором будет разбита палатка, тогда можете смело забыться сном и ни о чём не беспокоиться.

Альтернативными местами ночлега могут быть кемпинги, где за ночёвку придётся заплатить от 3 до 8 долларов. На крайний случай есть хостелы, койко-место в которых стоит 5-15 долларов.

…чем у симпатичного мужчины

Вы не готовы самостоятельно начать автостоперскую карьеру? Что ж, в России есть множество возможностей сделать это сообща с теми людьми, которые знают толк в путешествиях. У нас в стране есть достаточно клубов автостопа, в которых вы можете пополнить багаж вашего опыта и обрести уверенность в собственных силах. Это и Петербургская Лыжа Автостопа, являющаяся самым олдовым клубом, организованным в далёком 1978 году, и Гильдия Мастеров Автостопа, члены которой именуют себя разгильдяями, и Академия Вольного Бомжизма, являющаяся самым распиаренным российским клубом, и Московское ПТУ оффстопа, появившееся в начале 1990-х гг., и Омский клуб неспортивного автостопа.

У автостоперов есть даже собственный язык, который слэнгом и язык назвать не поворачивается (извините за каламбурную тавтологию). Например, стопперы различают правильных и неправильных водителей. Первые, или драйверы, никогда не берут денег и всегда рады помочь путешественнику. А вот водитель из второй категории - это водятел. Он будет всю дорогу ныть о том, как «они развалили страну», «почему шляешься без дела, иди работать» и обязательно попросит денег на бензин, невзирая на то, что стоппер предупредил его перед посадкой в машину, что банкнот в своей жизни в глаза не видел.

Чужая жилплощадь, на которой можно перележать тёмное время суток, называется впиской. Главное правило на вписке звучит хлёстко и чётко: «Ты не дома, так что веди себя подобающе».

Светоотражающие полоски (СОП) на жёлтых комбинезонах автостоперы называют соплями. А цивильных автостоперов, то есть, тех, которые голосуют не по идеологическим соображениям (опоздали на автобус), называют просто тюленями.

Автостоп - это философия

Автостоп - это не увлечение и не развлечение. Это настоящая жизненная позиция или укус комара, после которого лихорадка странствий просто неизбежна. Стас Янковский как-то сказал, что пессимист живёт так, будто ему уже выписан прямой билет на тот свет. Оптимист - так, будто ему выписан обратный билет. А вот полноценно живёт лишь тот, кто не думает ни о каких выписанных билетах, и катается по жизни автостопом. Ведь счастье - это когда не надо врать, что вам хорошо.

Автостоп – это бесплатное передвижение туристов на попутном транспорте с согласия водителя (кондуктора, машиниста). Изначально автостоп был возможен только на попутных автомашинах, однако позже развился автостоп на других видах транспорта. Автостопом не считается безбилетный проезд в маршрутном транспорте, если на это не получено согласие водителя (кондуктора, машиниста).

Автостоп – это не полная халява. Главным принципом автостопа является взаимовыгода (осознанная или нет) его участников. Как правило, основной пользой, извлекаемой водителем из автостопщика, является общение. Особенно на дальнем маршруте общение, разрушающее однообразный ритм дороги и позволяющее водителю не уснуть. Именно поэтому автостоп под разными названиями и в различных формах существует с древних времён и будет существовать до тех пор, пока не исчезнут машины и водители.

Неформальность – еще одна из очень важных сторон автостопа. Истории известны факты, когда связанные жёсткими правилами водители рейсовых автобусов подбирают автостопщиков именно ради неформального общения. "Пассажиры - для денег, попутчик - для души". Именно поэтому проезд на попутном корабле со включением в судовую роль автостопом обычно не считается, так как в этом случае создаются определённые формальные отношения.

Доверие – еще один очень важный принцип автостопа. Водитель допускает автостопщика в свое очень узкое личное пространство кабины автомобиля. Проявления в этом случае подозрительности, неискренности, лжи просто недопустимы.

1. Автостоп нулевого рода - передвижение на попутных велосипедах, мотоциклах, лошадях, гужевых повозках, рикшах и других немеханических транспортных средствах или средствах с малым объёмом двигателя. Выделение данного рода автостопа имеет скорее шуточный характер, так как в реальной жизни встречается очень редко;
2. Автостоп первого рода - наиболее распространённый вид. Имеется в виду передвижение на попутных легковых и грузовых автомобилях, автобусах и других наземных нерельсовых транспортных средствах;
3. Автостоп второго рода - передвижение на попутных железнодорожных поездах;
4. Автостоп третьего рода - "гидростоп" или "аквастоп", передвижение на попутных катерах, паромах, кораблях и других водных транспортных средствах;
5. Автостоп четвёртого рода - передвижение на попутных вертолётах, самолётах и других воздушных транспортных средствах;
6. Автостоп пятого рода - пока относится к области фантастики и подразумевает использование космического транспорта.

Cамым известным автостопщиком нулевого рода в шутку называют Михаила Ломоносова , хотя эта страница его биографии скорее легендарна.

Возникновение автостопа совпадает с появлением автомобильного транспорта в начале прошлого XX века. Изначально автостоп носил скорее стихийный характер. Позже значительную роль в продвижении мирового автостопа сыграло движение хиппи, так как автостоп давал этим людям возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми не тратя при этом денег, которых у них обычно и не было вовсе.

В 1978 году была создана Петербургская Лига Автостопа (ПЛАС) . Президентом этой Лиги является Алексей Воров, проехавший автостопом более 1,3 миллиона километров, что пока является непревзойдённым рекордом. Автостоп по определению ПЛАС - это спорт, из-за чего членами ПЛАС часто проводятся различные соревнования и гонки на скорость как по территории России, так и по миру.

Внешне гонщики ПЛАС выделяются яркими жёлтыми комбинезонами. Однако данная униформа с их подачи стала встречаться повсеместно, поэтому не следует считать любую жёлтую фигуру на дороге ПЛАСовцем.

Наибольшее достижение ПЛАС - кругосветная экспедиция "Автоколумб" 1992-93 годов. Участники этой экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америки.

Летом 1996 года один из членов ПЛАС Филипп Леонтьев совершил путешествие из Санкт-Петербурга в Дакар, пройдя автостопом более 16000 километров с использованием 197 видов транспорта (включая самолет Нуакшот-Лиссабон, груженный мороженой рыбой) и побывал при этом в 15 странах. В целом это путешествие заняло 2 месяца.

Московская Школа автостопа (МША) была основана в 1994 году московским автостопщиком Валерием Шаниным, автором книги "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе". Его автостопный стаж - около 100 тыс. километров (данные на 2001 год) . Основной интерес Шанина и его школы автостопа - страны Запада.

Валерием Шаниным и Школой автостопа были проведены несколько крупных мероприятий для автостопщиков, таких как "Чемпионат России по автостопу", "Чемпионат Москвы по автостопу" и др. Эти мероприятия привлекли огромное внимание средств массовой информации, хотя, по высказываниям некоторых автостопщиков, были организованы на довольно низком уровне.

Академия Вольных Путешествий (АВП) была основана в 1995 году москвичем Антоном Кротовым. Стаж Антона Кротова составляет более 500 тыс. километров. В отличие от других школ автостопа, АВП воспринимает автостоп как науку и как метод познания единства и доброты окружающего нас мира. Главным лозунгом школы АВП является "Наука победит!". Основоположными целями АВП есть нахождение, сбор и распространение информации, связанной с самостоятельными путешествиями, не зависящими от материального уровня путешественника. Из-за этого именно эта школа является одной из самых известных и уважаемых среди начинающих автостопщиков.

Академией Вольных Путешествий организуется множество массовых экспедиций в различные страны, включая Африканский и Азиатский континенты. Для новичков часто организовываются "самоходные походы".

Российские автостопщики (употребляются также термины "стопщик" и "стоппер") используют собственный сленг, не всегда понятный другим людям. Например, слово "собака" у некоторых автостопщиков обозначает пригородную электричку ("поехать в Москву на собаках"). Некоторая часть этого сленга заимствована из сленга хиппи и сленга дальнобойщиков. Слово "полустоп" встречается в применении к людям, в одной поездке перемежающим автостоп с платными перемещениями на транспорте.

Использованные источники

1. .
2. Кротов А.В. АвтоSTOPом по России. - М.: Армада-Пресс, 2001. - С.8-32.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png