И бегство с европейского континента (), и высадка в Нормандии ("Оверлод") очень не похожи на их мифологическую интерпретацию...

Оригинал взят у jeteraconte в Высадка союзников в Нормандии... Мифы и реальность.

Я думаю, что каждый образованный человек, знает о том, что 6 июня 1944 года, была высадка союзников в Нормандии, и наконец, полноценное открытие второго фронта. Только оценка данного события имеет разные трактовки.
Тот же пляж сейчас:

Почему союзники дотянули до 1944 года? Какие цели преследовали? Почему операция была проведена так бездарно и с такими чувствительными потерями, при подавляющем превосходстве союзников?
Эту тему поднимали многие и в разное время, я попробую максимально понятным языком рассказать о происходивших событиях.
Когда смотришь американские фильмы типа:«Спасти рядового Райана» , игры "Call of Duty 2" или читаешь статью в Википедии, кажется, описывается величайшее событие всех времен и народов, и именно здесь решилась вся вторая мировая война...
Пропаганда во все времена была самым мощным оружием. ..

К 1944 году всем политикам было ясно, что война Германией и ее союзниками проиграна, а в 1943году во время Тегеранской конференции Сталин, Рузвельт и Черчиль, примерно поделили мир между собой. Еще немного и Европа, а самое главное Франция, могли стать коммунистическими, если бы их освободили советские войска, поэтому союзники были вынуждены спешить, чтобы успеть к разделу пирога и выполнить свои обещания по вкладу в общую победу.

(Рекомендую почитать"Переписку председателя совета министров СССР с президентами США и премьер - министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945" выпущенной в 1957 году, в ответ на воспоминания Уинстона Черчиля.)

А теперь попробуем разобраться, что же и как происходило на самом деле. Первым делом я решил поехать и посмотреть своими глазами на местность, и оценить, какие именно трудности, высаживающимся под огнем войскам, необходимо было преодолеть. Зона высадки занимает около 80км, но это не значит, что на всем протяжении этих 80 км, на каждом метре высаживались десантники, на самом деле она была сосредоточена в нескольких местах: " Сорд", "Джуно" "Голд", "Омаха бич"и" Пуант д ок".
Я прошел вдоль моря эту территорию пешком, изучая фортификационные сооружения, сохранившиеся до сих пор, побывал в двух местных музеях, перелопатил множество различной литературы о этих событиях и пообщался с жителями в Байё, Кан, Соммюр,Фекан, Руан и др.
Более бездарно проведенной десантной операции, при полном попустительстве противника, очень трудно себе представить. Да, критики скажут,что масштаб высадки небывалый, но и бардак при этом такой же. Даже согласно официальным источникам, небоевые потери! составляли 35 %!!! от общих потерь!
Читаем "Вики", ого, как много немцев противостояло, как много немецких частей, танков, пушек! Каким же чудом высадка удалась???
Немецкие войска на Западном фронте, были размазаны тонким слоем по территории Франции и эти части, выполняли в основном охранные функции, а многие боевыми, можно, назвать только условно. Чего стоит дивизия, прозванная "Дивизией белого хлеба". Рассказывает очевидец, английский автор М. Шульман: «После вторжения во Францию, немцы решили заменить на о. Вальхерен обычную пехотную дивизию, дивизией, личный состав, которой страдал желудочными заболеваниями. Бункеры на о. Вальхерен, теперь занимали солдаты, имевшие хронические язвы, острые язвы, раненые желудки, нервные желудки, чувствительные желудки, воспаленные желудки — в общем все известные гастриты. Солдаты поклялись стоять до конца. Здесь, в богатейшем краю Голландии, где в изобилии был белый хлеб, свежие овощи, яйца и молоко, солдаты 70-й дивизии, прозванной «Дивизией белого хлеба», ожидали неминуемого союзного наступления и нервничали, ибо их внимание поровну делилось между проблематичной угрозой со стороны врага и реальными желудочными расстройствами. В бой эту дивизию инвалидов вел престарелый, добродушный генерал-лейтенант Вильгельм Дейзер... Ужасающие потери среди старшего офицерского состава в России и Северной Африке, явились причиной того, что он был возвращен из отставки в феврале 1944 г. и назначен командиром стационарной дивизии в Голландии. Его действительная служба окончилась в 1941 г., когда он был уволен из-за сердечных приступов. Теперь, имея 60 лет от роду, он не горел энтузиазмом и не имел способностей, чтобы превратить оборону о. Вальхерен в героический эпос германского оружия».
В немецких "войсках"на Западном фронте были инвалиды и калеки, для выполнения охранных фунций в доброй старой Франции, не нужно иметь два глаза, две руки или ноги. Да, были и полноценные части. А были также, собранные из различного отребья, вроде власовцев и им подобных, которые только и мечтали сдаться в плен.
С одной стороны союзники собрали чудовищно мощную группировку, с другой стороны немцы всеже имели возможности нанести неприемлемый ущерб своим противникам, но...
Лично у меня сложилось впечатление, что командование немецких войск, просто не мешало союзникам высадится. Но в тоже время не могло приказать войскам поднять руки или разойтись по домам.
Почему я так считаю? Напомню, это время, когда готовится заговор генералитета против Гитлера, идут тайные переговоры, немецкой верхушки о сепаратном мире, за спиной у СССР. Якобы из - за плохой погоды авиаразведка прекращена, торпедные катера свернули разведывательные операции,
(Совсем недавно до этого, немцы потопили 2 десантных корабля, повредили один, во время учений при подготовке к высадке и еще один погиб от "дружественного огня"),
командование улетает в Берлин. И это в то время, когда тот же Роммель прекрасно знает из разведданых о готовящемся вторжении. Да, он мог не знать о точном времени и месте, но не заметить сбор тысяч кораблей!!!, подготовку, горы снаряжения, тренировки десантников, было невозможно! То, что знает больше двух человек, то знает и свинья- эта старая поговорка, четко отражает суть невозможности скрыть приготовления к подобной масштабной операции, как вторжение через Ла - Манш.

Расскажу несколько интересных моментов. Зона высадки Pointe du Hoc . Она весьма знаменита, здесь должна была находиться новая береговая батарея немцев, но установили старые французские пушки 155 мм, 1917 года выпуска. На этот весьма небольшой участок, было сброшено бомб, выпущено 250 штук 356 мм снарядов с американского линкора «Техас», а также массу снарядов более мелких калибров. Два эсминца поддерживали высадку непрерывным огнем. А затем группа рейнжеров на десантных баржах подошла к берегу и вскарабкалась на отвесные скалы под командованием полковника Джеймса Э. Раддера, захватила батарею и укрепления на берегу. Правда батарея оказалась выполненной из дерева, а звуки выстрелов имитировали взрывпакетами! Настоящую переместили, когда одно из орудий было уничтожено, во время удачного авианалета, несколько дней назад, и именно его фотографию можно увидеть на сайтах под видом орудия уничтоженного рейнджерами. Есть утверждение, что рейнжеры всеже нашли эту переместившуюся батарею и склад с боеприпасами, как ни странно не охраняемые! После чего взорвали.
Если вы когда- нибудь окажитесь на
Pointe du Hoc , то увидите то, что было раньше"лунным " пейзажем.
Роскилл (Роскилл С. Флот и война. М.: Воениздат, 1974. Т. 3. С. 348) писал:
«Было сброшено свыше 5000 тонн бомб, и, хотя прямых попа-даний в орудийные казематы было немного, нам удалось серьезно нарушить связь противника и подорвать его моральный дух. С на-ступлением рассвета оборонительные позиции атаковали 1630 «либерейторов», «летающий крепостей» и средних бомбардировщиков 8-го и 9-го авиасоединений ВВС США... Наконец, в последние 20 минут перед подходом штурмо-вых волн истребители-бомбардировщики и средние бомбарди-ровщики нанесли бомбовый удар непосредственно по оборони-тельным укреплениям на берегу...
Вскоре после 05.30 корабельная артиллерия обрушила на побережье всего 50-мильного фронта град снарядов; такого мощного артиллерийского удара с моря никогда еще не нано-силось. Затем в дело вступили легкие орудия передовых де-сантных кораблей, и, наконец, перед самым часом «Ч» к бере-гу двинулись танкодесантные корабли, вооруженные ракетными установками; ведя интенсивный огонь 127-мм ракетами в глубину обороны. Противник практически никак не ответил на подход штурмовых волн. Авиации не было, а береговые батареи не причинили никакого вреда, хотя и сделали несколько залпов по транспортам».
В общей сложности 10 килотонн в тротиловом эквиваленте, это равносильно по мощи атомной бомбе сброшенной на Хиросиму!

Да, ребята высадившиеся под огнем, ночью на мокрые скалы и гальку, поднявшиеся по отвесному обрыву- герои, но... Большой вопрос сколько выжило немцев, которые смогли им сопротивляться, после такой авиа и арт обработки? Наступающие в первой волне рейнджеры 225 человек...Потери убитыми и раненными 135 человек. Данные по потерям немцев: более 120 убитых и 70 пленных. Хм... Великое сражение?
Против высаживающихся союзников вели огонь от 18 до 20 орудий с немецкой стороны калибром больше 120 мм... Всего!
При абсолютном господстве союзников в воздухе! При поддержке 6 линкоров, 23 крейсеров, 135 эсминцев и миноносцев, 508 других боевых кораблей.В атаке участвовало 4798 судов. Всего флот союзников включал в себя: 6 939 кораблей различного назначения (1213 — боевых, 4126 — транспортных , 736 — вспомогательных и 864 — торговых судна(часть была в резерве)). Вы себе можете представить залп этой армады по берегу на участке 80 км?
Вот вам цитата:

На всех участках союзники понесли относительно небольшие потери, кроме...
Омаха бич, американская зона высадки. Здесь потери были катастрофичны. Много утонувших десантников. Когда на человека вешают 25-30 кг снаряжения, а потом заставляют десантироваться в воду, где до дна 2,5-3 метра, опасаясь подойти ближе к берегу, то вместо бойца, ты получаешь труп. В лучшем случае деморализованного человека без оружия... Командиры барж везших плавающие танки, заставили их десантироваться на глубине, боясь подходить близко к побережью. Итого из 32 танков на берег выплыли 2, плюс 3, которые, единственный не струсивший капитан, высадил прямо на берег. Остальные утонули из- за волнения на море и трусости отдельных командиров. На берегу и в воде творился полный хаос, солдаты бестолково метались по пляжу. Офицеры потеряли управление своими подчиненными. Но все же нашлись те, кто смог организовать уцелевших и начать небезуспешно противостоять гитлеровцам.
Именно здесь героически пал Теодор Рузвельт-младший, сын президента Теодора Рузвельта , который как и погибший Яков, сын Сталина, не желал прятаться в штабах в столице...
Потери убитыми на этом участке оценивают 2500 американцев. К этому приложил свои таланты немецкий ефрейтор пулеметчик Генрих Северло, прозванный впоследствии "Омахское чудовище" . Он из своего станкового пулемета, а также двух винтовок, находясь в опорном пункте W iderstantnest 62 убил и ранил больше 2000 американцев! Подобные данные заставляют задуматься, если бы у него не кончились патроны он что, всех бы там перестрелял??? Несмотря на огромные потери американцы захватили, опустевшие казематы, и продолжили наступление. Есть данные что отдельные участки обороны им сдавали без боя, и количество пленных захваченных на всех участках высадки было удивительно большим. Хотя почему удивительно? Война подходила к концу и только самые фанатичные приверженцы Гитлера не желали это признать...

Мини музей между зонами высадки :


Вид на Понт д Ок сверху, воронки, остатки укреплений, казематы.


Вид на море и скалы там же:

Омаха бич вид на море и зону высадки:


ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Второй фронт - Read it, I never knew such details Очень интересная статья, ; ; советую почитать.

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года и закончившаяся 2 сентября 1945 года, давно уже описывается историками и мемуаристами как мучительное и кровавое движение от одного решающего сражения до другого. Иные из них длились несколько суток, другие месяцами. Среди них были сражения гигантского масштаба, такие как, например, многомесячные бои в Северной Африке, штурм японских островов в Тихом океане, сражение в Арденнах, Сталинградская или Курская битва. В этих боях участвовали миллионы бойцов, тысячи танков и самолётов. Расход вооружений и боеприпасов исчислялся многими тысячами тонн в сутки, человеческие жертвы несколькими тысячами в день. Таких боёв было немало во время войны в Европе и в Азии и всё-таки высадка англо-американских армий в Нормандии, под кодовым названием «Оверлорд», начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года была явлением уникальным в истории всех войн! Её масштабы и результаты, её техническое оснащение, её влияние на послевоенные дела в мире вынудили даже Сталина оценить это событие по достоинству. В поздравительной телеграмме Черчиллю от 11 июня 1944 года, Сталин писал: «История отметит это событие как достижение высшего порядка!»

Наполеон во время войны с Англией собрал на материке огромную армию для высадки её на английском побережье. Гитлер сделал то же самое во время Второй мировой войны. Но оба они так и не решились на высадку, понимая, что шансов на успех очень мало, а риск потерять свою армию очень велик. Нам, бывшим гражданам СССР и России, об этом событии известно крайне мало, если вообще известно. Даже по прошествии с тех пор десятков лет, русские публикации о войне не содержат сколько-нибудь надёжных сведений о D-Day, как принято называть это событие в западных источниках. Коммунистической режим в СССР старательно скрывал от своих граждан ту огромную роль, которую играли союзники Англия и Америка в ходе войны Советского Союза с Германией. Теперь можно полагать, что без помощи союзников в период 1941-1942 годов СССР не выстоял бы против немцев. Но, это специальная тема и не о ней сейчас речь.

Я хорошо помню как всю войну и после неё советские люди говорили: «Союзники не воевали». Если мерить участие в войне количеством людских потерь, то союзники не только не воевали, но и вообще не знали, что идёт война. Они, воюя одновременно в Европе и Азии, потеряли убитыми в десять раз меньше чем Красная Армия. Мало того, советская пропаганда твердила, что союзники не открывают второго фронта в Европе, намеренно способствуя ослаблению СССР в войне. Много чего ещё вещали советская пресса и радио, чтобы свалить на «бездействие союзных стран» бездарное руководство страной и войной товарища Сталина и его команды. Почему же действительно до июня 1944 года союзники СССР не открыли второго фронта во Франции. Ведь и в их интересах было скорее закончить войну. Англия уже была почти банкротом!

В отличие от гуманитариев-историков, всегда почему-то извиняющихся перед читателем за приведение «скучных» цифр, я инженер и за это извиниться не буду. Никакой скуки в цифрах я не вижу и считаю, что без цифр невозможно правильно представить масштабы исторических событий. Мало того, отсутствие цифр позволяет искажать события и часто превращает историка в идеолога и даже партийного деятеля.

Начнём с цифр. В первые сутки с 6 тысяч крупных и мелких кораблей на берег было переправлено 150 тысяч солдат и офицеров. 9 тысяч тонн различных грузов, 3 тысячи тонн горючего, 2 тысячи грузовых автомобилей, и Джипов. Несколько сотен орудий, десятки танков и пр.

Только на перегрузке всего этого с кораблей на берег работали 2 тысячи человек. И это только в первые сутки! Каким же образом можно было отправить на берег такое количество грузов за такой короткий срок? К этому времени были построены десятки тысяч специальных десантных судов. Среди них были небольшие суда для высадки взвода бойцов с лёгким стрелковым оружием. Были и крупные десантные корабли, подходившие вплотную к берегу с откидными носами-рампами, по которым из трюмов выезжали танки, тяжелые пушки с автомобилями-буксирами, сотни джипов, и тысячи тяжёлых грузовиков, нагруженных ящиками с боеприпасами. Всё это осложнялось бурным морем, штормовым ветром и яростным сопротивлением немцев, расположившихся на высоких до 30 метров берегах. Немцами были построены железобетонные бункеры с сотнями пушек и пулемётных гнёзд. Берег и мелкая часть пляжей были усеяны минами, колючей проволокой и стальными ежами. Для разрушения их, для подавления огня с высот, немцев обстреливали 14 линкоров из орудий калибра от 5 до 16 дюймов, подошедших на предельно близкое расстояние к берегу. Семьдесят крейсеров и полторы сотни эскадренных миноносцев стреляли по берегу из всех орудий! Сотни ракетомётных барж обрушивали на противника залпы из 70 крупных ракет в каждом. Был задействован даже старый линкор «Техас» постройки 1912 года с шестью 12; орудиями и двенадцатью 6;.

Тысячи самолётов союзников обеспечивали полное превосходство в воздухе. Транспортные самолёты снабжали боеприпасами парашютистов, выброшенных ночью в глубине обороны немцев. Тысячи тяжёлых бомбардировщиков бомбили немецкие укрепления на берегу. Сотни истребителей не подпускали к местам высадки практически ни одного немецкого бомбардировщика, штурмовика или истребителя.

С первого дня высадки союзники начали строить временный порт, без которого операция была бы обречена на провал. Снова цифры и ничего кроме цифр! До захвата 14 сентября первого крупного порта Антверпен, который можно было захватить только комбинированным ударом с моря и суши, на берег с помощью временного порта с кодовым названием Малберри было доставлено 2,5 миллиона бойцов и прочего персонала нескольких армий, 500 тысяч автомобилей и 4 миллиона тонн различных грузов от боеприпасов и танков до продовольствия и медикаментов. Для того только, чтобы собрать и сосредоточить в портах Англии такое количество людей и груза потребовалось два года напряжённой подготовительной работы на английском и американском берегах. Да ещё и спланировать столь сложную операцию

В течение года на крупных пассажирских судах, включая знаменитую «Queen Mary I», водоизмещением 80 тысяч тонн, из Америки в Англию перевозили целые дивизии. Скорости этих судов были столь велики, что они не боялись тихоходных подводных лодок и шли через Атлантику без боевого охранения. Одна «Queen Mary» после переоборудования из роскошного океанского лайнера в транспортное судно могла взять на борт 10 тысяч солдат! Она пересекала океан за четыре-пять дней в зависимости от погоды. Без глубоководного порта с причалами и кранами высадить такое количество людей и оборудования было немыслимо! В Англии они были в избытке. А в Нормандии? Голый пляж!

Начиная с 1943 года 150 тысяч человек отправлялись в Англию ежемесячно, пока их число не достигло 2,5 миллионов человек. Тогда шутили, что под этой нагрузкой, плюс десятки тысяч самолётов, танков, пушек и грузовиков маленькая Англия утонет в океане. В Англию переправлялись авиачасти с самолётами, продовольствие и боеприпасы. Однако, большинство грузов перевозилось из Америки на обычных тихоходных транспортных кораблях. Атлантика кишела немецкими подводными лодками и до тех пор пока они не были уничтожены на две трети к концу 1943 года нечего было и думать о переброске такого количества войск, техники и боеприпасов. Кроме того, море было насыщено миллионами мин. Об уничтожении сотен немецких подводных лодок написаны увлекательные книги, настолько сложной и опасной была эта борьба! И не только флота, но и электронной техники.

Уже из этих цифр видно, почему союзники не могли осуществить высадку в Нормандии раньше. Нужно было собрать гигантскую армию с полным вооружением. Нужны были горы оружия и техники. Войну союзники начали совершенно неподготовленными к такой операции. В Америке к началу войны не было и 150 танков и не более 1500 самолётов всех видов. Но, если правдиво описывать события, то следует упомянуть о том, что ещё летом 1943 года союзники высадили крупные десанты сначала в Сицилии, а потом и на основной территории Италии в районе города Салерно. Не менее 22 немецких дивизий дрались летом 1943 года в Италии с войсками союзников. В разгар Курского сражения, начавшегося 5 июля 1943 года, танковая армия Фельдмаршала Манштейна была срочно переброшена 10 июля из-под Курска в Италию. Не был ли это второй фронт?

А если вспомнить о грандиозном поражении армии Фельдмаршала Роммеля в Северной Африке весной 1943 года, когда союзники уничтожили и взяли в плен 250 тысяч немецких солдат и офицеров, то открытие второго фронта можно передвинуть на конец 1942 года. Напомню читателям, что почти в это же время под Сталинградом была разгромлена армия Фельдмаршала Паулюса в составе 250 тысяч человек. Однако высадка в Нормандии превзошла по масштабам и главное по степени риска все предыдущие операции союзников.

Англия, страна с населением вдвое меньшим чем Германия, летом 1940 года потеряла на континенте всё своё вооружение, когда Франция по существу отказалась воевать и весь экспедиционный корпус англичан в 350 тысяч человек чудом смог переправиться в Англию практически только с винтовками. Тысячи пушек, танков, бронетранспортёров и прочего тяжёлого вооружения были потеряны и их пришлось делать заново. А Англия вела уже тогда войну с Японией в восточной Азии и на безграничных просторах Тихого Океана. Вскоре к ней присоединилась Америка. Сотни кораблей, тысячи самолётов и десятки дивизий морской пехоты дрались там с Японцами.

Но, вернёмся на пляжи Нормандии! Высадка началась одновременно в пяти районах прибрежной Нормандии между городами Гавр и Шербур. Эти пять пляжей растянулись на 50 миль и были распределены между армиям Англии, Канады и Америки. Американцы высаживались на двух из них. Их условные названия –Utah и Omaha. В первые часы высадки войска и техника, как я уже писал, доставлялись на берег только с десантных судов и автомобилей амфибий грузоподъёмностью 2,5 тонны. Пока немцы не подтянули к пляжам полностью вооружённые танковые и моторизованные дивизии союзники могли с успехом захватывать их береговые укрепления. Но с приходом основных немецких сил, сражаться ними стало бы невозможно без постоянных поставок огромных количеств техники, людей и боеприпасов. Нужны были тысячи тонн горючего, продовольствия и даже воды вместе с сотнями тонн медикаментов.

Нужна была устойчивая проводная связь. Доставлять всё это без постоянных портовых сооружений было невозможно.

Союзники понимали это и заранее начали по совету и эскизам Черчилля строительство гигантских железобетонных плавучих блоков-кессонов, составлявших элементы будущих причалов и волнорезов. Их кодовое название «Феникс». Таких кессонов было построено 23. Гигантские блоки имели следующие размеры в метрах: 18 х 18 х 60. Строительство их заняло 9 месяцев и потребовало 20 тысяч рабочих, трудившихся днём и ночью. Полые блоки обладали положительной плавучестью и в первые часы высадки их буксирами доставили к пляжам, на которых ещё шёл бой. Кому, как не Черчиллю было знать о том, каким крахом заканчивается попытка высадки крупных воинских соединений на враждебный берег без надлежащей подготовки, снабжения и разведки. Он поплатился за такую попытку в 1915 году министерским постом и множеством иных крупных неприятностей. В Первую мировую войну провалилась попытка английских войск высадиться с моря на побережье Турции в Галлиполи в феврале 1915 года. С помощью немцев турки долго держались и сбросили англичан в море с огромными жертвами. Инициатором операции был Первый Лорд Адмиралтейства Сэр Уинстон Черчилль! И хотя командовал ею не он, всю вину за провал свалили на него.

Но вернёмся к бетонным блокам. Они заполнялись водой и затапливались в нужных местах, к ним подводились следующие блоки, их надводные плоские части превращалась в причалы, достаточно высоко находящиеся над поверхностью воды. Не менее важно было то, что это были превосходные волнорезы, составившие вместе защищённую от ветра и волн гавань. Её кодовое название «Малберри». Из них были составлены длинные волноломы-причалы и по ним тяжёлые грузы могли быть доставлены на пляжи с обычных грузовых судов, имеющих подъёмные краны. Однако, сооружение волнорезов и причалов было только частью задачи. Они были затоплены перпендикулярно к берегу и на значительном расстоянии от него. Их высокие,18 метровые стенки не позволяли пользоваться ими как причалами вблизи берега.

Известно, что морской берег на пляжах очень отлогий и глубина в несколько метров находится иногда в сотне и более метров от суши. Для транспортировки грузов на берег были построены понтонные мосты с шарнирными сочленениями, позволявшими секциям мостов подниматься и опускаться в соответствии с уровнем воды во время приливов и отливов, а также в случае волнения моря. Одним концом мосты крепились к кессонам другой конец выходил на сушу. С этих мостов нагруженные грузовики, танки и пушки своим ходом или на буксире съезжали на берег. Часть волноломов была составлена из 70 старых судов, которые были затоплены в необходимых местах. Общая длина волноломов составляла 7,5 километров. Большая, удобная гавань.

Следует упомянуть, что в дальнейшем горючее и смазочные масла доставлялись на берег из Англии по трём трубопроводам, проложенным по дну Ла-Манша. 12 июня трубопроводы длинною в 30 миль каждый начали работать! Связь осуществлялось по подводному кабелю, также проложенному после высадки. Прокладка трубопроводов была очень сложной задачей. На гигантский барабан диаметром в несколько метров наматывалась гибкая труба. Барабан буксировался от берега Англии до места высадки, труба разматывалась и ложилась на дно. И всё это при весьма свежей погоде! Насосные станции были сооружены к этому времени на берегу.

Теперь понятно, как была обеспечена высадка в первые дни боя. Однако, это далеко не всё. Следует упомянуть, что в 1942 году была предпринята пробная высадка дивизии союзников на французском побережье около города Дьепп. Без предварительной разведки, без портовых сооружений и, следовательно, без тяжёлого вооружения дивизия была разгромлена и остатки её сброшены в море. Берег был сильно укреплён, крупные немецкие соединения были быстро доставлены к Дьеппу по железной дороге и высадка закончилась ничем, кроме потери нескольких сотен солдат и офицеров союзников. Их командование снова поняло, что так высаживаться на побережье, контролируемом противником нельзя. К следующей высадке готовились серьёзно. Кроме тех приготовлений, о которых было сказано выше, пришлось уже с 1942 года высаживать с небольших лодок по ночам группы людей, бравших пробы грунта в местах предполагаемой высадки и изучавших берег. Нередко они взрывали неприятельские радары. При высадке у Дьеппа выяснилось, что песчаный и галечный грунт пляжа не годятся для прохода танков. Они буксовали на гальке или глубоко зарывались гусеницами в мокрый песок. Толку от них было мало. Одна обуза.

Нужно было строить специальные машины для преодоления этого препятствия. Нужны были машины для разминирования пляжей. Саперов туда не пошлёшь. Их перебьют из пулемётов в несколько минут! Этим занялся военный инженер майор Перси Хобарт. Основой для таких машин был взят танк с тяжёлой бронёй. Спереди к нему подвешивались на двух параллельных стальных балках вращающиеся барабаны, увешанные отрезками стальных цепей. Получался минный трал. При движении танка барабан вращался, цепи колотили по земле и подрывали мины. Взрывы их не могли повредить танку. От осколков экипаж был прикрыт бронёй и взрывались мины далеко впереди гусениц, не нанося им никаких повреждений. На другом типе машин на таких же балках крепился барабан, на котором был намотан армированный проволокой толстый прорезиненный брезент. Диаметр намотки был более трех метров.

При движении танка брезент разматывался, танк въезжал на брезент, и он ложился впереди и позади танка гладкой и не скользящей дорогой. Следующие танки шли уже по ней. Иначе по гальке и песку пляжа танки не смогли бы двигаться.

Но и это ещё не всё! Были построены танки, нёсшие на себе гигантские связки длинных брёвен. Эти связки сваливались в противотанковые рвы и танки проходили по брёвнам, минуя ров. Судов, с которых танки сходили на берег, недоставало и были построены плавающие танки. Штатные плавающие лёгкие танки были в армиях нескольких стран, но это были танкетки с противопульной бронёй. Для штурма берега, вооружённого противотанковыми пушками танкетки явно не годились. Перси Хобарт заставил плавать танки с орудиями 76 мм. и весом свыше 30 тонн, которые для плавания отнюдь не предназначались конструкторами. Он герметизировал их и снабдил даже винтами-движителями. Пусть читатель представит себе сколько времени и денег, и материалов затратили союзники на сооружение всего этого портового и штурмового хозяйства. Неудивительно, что понадобилось два года для того, чтобы начать высадку с надеждой на успех. Однако, любая военная операция нуждается в разведке. Она велась с первых дней войны, поскольку англичане опасались десанта немцев уже с 1940 года.

Вдоль побережья немцы установили радарные и радиостанции для предупреждения о налётах английских самолётов на немецкую территорию.

Требовалось узнать место их расположения, тип установок, способы их охраны. Необходимо было взломать секретные коды немецкой армии и флота. Уже в 1942 году немцы начали строить вдоль побережья так называемый Западный Вал для отражения десанта союзников с британских островов.

Английская авиация начала систематическую аэрофотосъёмку побережья Бретани. Десятки самолётов изо дня в день при свете дня фотографировали не только берег, но и расположенные в глубине сооружения и ландшафт. Сотни километров плёнки с пятью миллионами кадров обрабатывали специально подготовленные специалисты. Специальная аппаратура позволяла делать снимки трехмерными и постепенно штаб союзников получил полную картину мест, где предстояла высадка и где пошли дальнейшие бои по захвату более глубокого плацдарма, чем узкая полоса пляжей. Десятки лётчиков погибли, выполняя эту задачу. Союзников интересовали не только оборонительные сооружения немцев. Автомобильные и железные дороги, реки и каналы, мосты, железнодорожные станции были не менее важны. Уже ночью в день высадки союзная авиация произвела точную бомбардировку этих объектов, лишив немцев возможности подвозить боеприпасы и подкрепления к местам боёв. А в течение трех предыдущих месяцев авиация союзников сбросила на немецкие позиции и дороги 66 тысяч тонн бомб. Часть из них расходовалась только на то, чтобы глубокие воронки от тяжелых бомб были использованы десантниками как укрытия в первые часы боёв! Поразительная, беспримерная забота о жизни бойцов! Для сравнения; Маршал Жуков гнал солдат на минные поля, раз – минируя их таким «оригинальным» способом из экономии времени. Об этом он рассказал генералу Эйзенхауэру, что нашло отражение в мемуарах последнего. Генерал меланхолически заметил там же, что недолго командовал бы он, дойди до Конгресса что-нибудь подобное. Военный трибунал и позорная отставка последовали бы незамедлительно! Разные миры, скажем мы. Разные войны, разные обстоятельства.

Но самой, пожалуй, грандиозной частью предстоящей операции были мероприятия по обману противника. Немцы не должны были знать точного места высадки. Естественно было ожидать, что она произойдёт в самом узком участке Ла-Манша у города Кале. Однако, союзники решили, что высадку произвести удобнее западнее этого места. Но Ла-Манш там раза в три шире! Следовало держать немцев в уверенности, что высадка будет там, где они предполагали. Сначала была организована блестящая операция по обману гитлеровского Генштаба. В лондонском морге был найден труп только что скончавшегося от туберкулёза рабочего. Туберкулёзные лёгкие при вскрытии дают картину лёгких человека, недавно утонувшего в морской воде. Труп одели в форму майора английской армии, прикрепили к его кисти стальной цепочкой особый портфель с «секретными документами», выдержали его много часов в морской воде до требуемых утопленнику медицинских кондиций, организовали «катастрофу» над морем английского самолёта, утонувшего на недосягаемой глубине и подкинули труп с подводной лодки прямо у испанского берега недалеко от Гибралтара.

Специалисты снабдили «утопленника» таким набором документов, бумаг и бумажек, что искушённые немецкие контрразведчики не учуяли подделки. В карманах у майора Мартина был подлинный билет лондонского кинотеатра, куда покойник сходил перед своей гибелью, квитанция отеля, где он остановился в «последнюю» ночь. Письмо от возлюбленной с реальным именем и адресом в Лондоне, письмо его строгого отца, не одобрявшего его выбор и обручение с нею и множество столь же искусно сфабрикованных деталей.

Испанские рыбаки обнаружили Мартина на берегу и сообщили испанской полиции. Те забрали тело и немедленно позвонили в немецкое консульство. Из Германии прилетели контрразведчики и патологоанатом из гестапо. Самое тщательное исследование ловушки не обнаружило, а в портфеле оказались совершенно секретные документы о высадке союзников у Па-де-Кале в июне 1944 года. Так немцы целиком проглотили наживку. Мартин спас тысячи жизней потому, что немцы были уверены в подлинности документов. А мероприятия по обману немцев продолжались. Были сооружены фальшивые аэродромы, дороги, на них стояли тысячи макетов транспортных и боевых самолётов, танков и пушек, тягачей и автомобилей, построены казарменные помещения. С воздуха это выглядело вполне реально. На земле у немцев шпионов не было. Генерала Джорджа Паттона, самого пожалуй талантливого и агрессивного генерала союзных войск, назначили командующим несуществующей армии, расположенной напротив Кале.

Немцы знали: там, где Паттон там наступление! Там жди беды! С ним приехали его радисты, «почерк» которых немецкая разведка знала ещё со времён вторжения на Сицилию, где Паттон командовал американской армией вторжения. Эти радисты наполняли эфир ложными распоряжениями, стилем похожими на хорошо известные немцам приказы генерала Паттона. На английском берегу, с которого немцы ожидали высадки, происходили манёвры огромного количества войск с посадкой на транспортные корабли. Союзники установили на берегу Па-де-Кале в самом узком его месте мощные радиоусилители и через громкоговорители передавали записанные заранее звуки голосов и погрузки, моторов военной техники и кораблей, чтобы подкрепить уверенность немцев в том, что высадка готовится здесь. Немецкие корабли и подлодки постоянно слушали берег. А истинные операции шли в глубочайшей тайне и место высадки было известно всего нескольким командующим включая, Черчилля и Рузвельта. Командующим всей операцией был назначен американский генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Штабу союзников необходимо было добыть секретные шифры, которыми пользовались немецкая армия и флот. Ещё более ценными были кодирующие аппараты, автоматически превращавшие нормальный текст в шифровку и обратно. С помощью польских партизан были добыты некоторые детали этихмашин, а дерзкий ночной рейд на немецкую радиостанцию позволил получить шифровальные коды, сам аппарат в полной исправности и нескольких живых немецких радистов. Однако, и этого было мало. Немцы периодически меняли коды и перехваченные по радио сигналы приходилось расшифровывать специальной бригаде, работавшей в Блетчли Парке под Лондоном. Там собралась странная команда из военных шифровальщиков, инженеров, шахматных гроссмейстеров, специалистов по кроссвордам, профессоров математики, театральных художников-декораторов и даже фокусников. Они успешно решали многие головоломки немецких кодов, придумывали фальшивые сооружения и делали невидимыми с воздуха реальные объекты.

Расшифровка немецких кодов и шифров была долгой и трудоёмкой работой, потому, что использовалась техника 19 века – перфорационные машины. Поэтому в 1943 году гениальные англичане-инженер Томми Флауэрс и математик Вильям Татт, работавшие в Блэтчли Парке, изобрели первый в мире компьютер на 6 тысячах вакуумных лампах, производивший 5 тысяч операций в секунду, названный «Колоссус» и разработали алгоритм расшифровки. Он за несколько часов обрабатывал такое количество информации, что для её ручной обработки понадобились бы годы. К сожалению, работа была столь секретной ещё много лет после войны, что слава изобретателей компьютера досталась другим, а об истинных изобретателях до сих пор мало кто знает. Ещё не всё рассекречено до сих пор! Вскоре английская разведка имела возможность расшифровать любой радиосигнал немцев! Выдающаяся роль Блетчли Парка в войне описана во множестве книг и статей. Генерал Эйзенхауэр сказал, что гении Блэтчли Парка на два года приблизили победу. Это был мозговой трест союзников! Они играли с Гитлером как кошка с мышью, заранее зная о его действиях и планах и подсовывая ему ложную информацию о том, чего они и делать не собирались. Они даже знали координаты немецких подводных лодок в океане!

Но и этим сложности высадки не исчерпывались. Следовало сочетать такие факторы, как приливы, лунные ночи и погоду. Получалось, что благоприятное сочетание этих данных происходит два раза в месяц. И если упустить эти дни, то придётся ждать следующего раза. Всё это добавляло забот генералу Эйзенхауэру и его штабу! Особенно погода! В это время года Атлантика очень ненадёжна. Сильные штормы, когда высота холодных волн превышает три метра

Случаются там очень часто. В такой шторм высадка с малых транспортных судов не возможна. И именно в назначенный день высадки 5 июня шторм разгулялся настолько, что высадку пришлось отложить на сутки. Представьте себе тысячи кораблей, стоящих на рейде у берегов Англии и среди них очень маленьких, на которых находилось 150 тысяч солдат и офицеров.

Высадить их на берег для того, чтобы переждать штормовую ночь на берегу невозможно. Высадку тогда пришлось бы отложить на месяц. И удержать её в секрете от немцев было бы тогда невозможно тем более. Всю ночь штаб высадки находился в сверхнапряжённом состоянии. Особенно Командующий. Колоссальная ответственность лежала на нём! Прогнозов погоды требовали ежечасно. Когда шторм слегка утих и прогноз на ближайшие два часа был обнадёживающим, Эйзенхауэр отдал приказ к высадке.

По строго размеченным графикам, ещё ночью при свете Луны с точностью до минуты гигантская армада, во главе с 350-ю тральщиками двинулась к берегу. Пролив кишел миллионами мин! Немцы говорили, что воды было не видно из-за тысяч судов, плотно идущих к берегу! Одновременно тысячи корабельных орудий обрушили на немецкие укрепления тонны снарядов. Тысячи самолётов занялись обработкой укреплений, дорог, мостов и железнодорожных станций.

Но ещё за несколько часов до высадки в тыл немцам были заброшены сотни грузовых планёров с пехотой, легкими танками и пушками. Знаменитая сто первая авиадесантная дивизия в полном составе, более 12 тысяч бойцов, была сброшена на парашютах в тылу для удержания тех, специально не разрушенных авиацией мостов, которые могут понадобиться в ходе боёв. Не забыта была и диверсионная работа. Был также применён обманный трюк, о котором до сих пор рассказывают в военных училищах. Тысячи примитивных чучел, изображающих вооружённых десантников были выброшены на парашютах в местах сосредоточения немецкой пехоты. В темноте ночи, освещённые луной, издали и в воздухе эти чучела вполне сходили за настоящих парашютистов.

Десантники называли это чучело из мешков с песком и в примитивном военном обмундировании «Рупертом». Всё в армии должно иметь имя! Эти Руперты отвлекали внимание сотен обороняющихся немцев. По ним били из всех стволов, расходуя сотни килограммов боеприпасов. На их захват устремились специальные подразделения, в то время как настоящие парашютисты без особых помех действовали в других районах. Бравые Руперты спасли сотни жизней. Немцы далеко не сразу поняли, как их позорно обманули!

Итак, десантные суда начали высадку первых подразделений. На крутой волне, под огнём далеко не полностью разрушенных железобетонных бункеров, откуда били пулемёты, и даже крупные пушки, бойцы выскакивали на берег и по минным полям вслед за танками-тральщиками устремлялись к подножию высоких до 30 метров дюн. Немало бойцов утонули, в тяжелом снаряжении не добравшись до суши. Многие были убиты на пляжах у линии воды! Затонуло насколько плавучих танков и малых десантных судов. Шторм не утихал! Сверху в десантников стреляли из всех видов оружия. Укрытия на пляжах бойцы находили только за стальными ежами, поставленными немцами как противотанковые препятствия и в воронках от бомб и снарядов. И только добравшись, те, кому удалось, до основания высокого берега, они оказывались вне огня гитлеровских солдат. Отсюда бойцы начинали штурм высот.

Штурмовые лестницы, альпинистское оборудование и простые верёвки с якорями на концах были их единственным средством. Плюс высокая выучка на макетах французского берега, длившаяся несколько месяцев, и мужество в большинстве не обстрелянных бойцов. А наверху их ждали пулемётные гнезда и колючая проволока. В ход пошли гранаты, взрывчатка на длинных палках, которую просовывали под колючую проволоку и под брустверы пулемётчиков. И конечно разнообразное стрелковое оружие. Нередко дрались врукопашную, чем ни попадя, атакуя немцев. Отдельные подразделения, заброшенные ночью с парашютов и планёров, уничтожив орудийные расчеты, добрались сверху до немецких укреплений на дюнах и совместными усилиями десантников с моря овладели береговыми высотами, открыв путь вглубь береговой территории.

Что делали в это время высшие командиры немцев? Фельдмаршал Роммель улетел в Германию праздновать день рождения жены. Главнокомандующий Западным фронтом Фельдмаршал Рунштедт тоже находился далеко от места высадки. Гитлер спал и ни под каким видом его нельзя было будить. Вся верхушка Вермахта была уверена, что в такую бурную погоду высадка невозможна, да и ждали её в Па-де-Кале за добрую сотню миль восточнее. Гитлер к тому же не разрешил без своего приказа двинуть к месту высадки танковые дивизии. «Ни одного танка». Поэтому Рунштедт ждал пробуждения фюрера, ругаясь как грузчик. Гитлер проснулся по обыкновению очень поздно. Он работал по ночам и заставлял других придерживаться своего расписания.

Размышления о том, не является ли эта высадка ложной для отвлечения немцев от Па-де-Кале, заняли не менее суток. Вспомнили, конечно, и майора Мартина.

Танки стояли, Гитлер думал, Рундштедт ругался, но сделать ничего не мог. Этот выдающийся командир сразу понял, что высадка не ложная, что если союзников не сбросить в море в первые двое суток, то войну можно считать законченной! Когда же немецкие танки, наконец, двинулись на платформах по железной дороге (танки к бою своим ходом не идут, если дорога длинна) выяснилось, что пути разрушены авиацией союзников, имевшей полное превосходство в воздухе. Пока их восстанавливали, немцы и снова разрушала союзная авиация прошло очень много времени. Не раз танковые эшелоны подвергались сокрушительной бомбёжке с воздуха.

Вместо суток танки ехали трое и когда стало ясно, что они опоздали и начальник гитлеровского штаба генерал Цейцлер спросил у Рунштедта «что же теперь делать?» тот, обозлённый вконец тупостью фюрера и подогретый беспрерывными проклятиями в его адрес заорал в телефонную трубку: «Идиоты! Заключайте мир пока не поздно! Война проиграна!» Этот крик привёл к немедленной его отставке, но ситуация от этого не изменилась. Шансов на победу у Гитлера не было уже со времён Сталинграда, а после удачной высадки союзников в Нормандии время до конца «тысячелетнего» Рейха стало измеряться месяцами.

Как шли события на месте высадки дальше? 19 июня искусственный порт, с такими трудами сооружённый союзниками был размётан невиданным даже в этих краях по силе штормом. Ремонт порта потребовал нескольких дней, однако к тому времени на берег были доставлены войска, тяжёлое вооружение и боеприпасы в таком количестве, что и без порта союзники наступали и немцы уже ничего не могли сделать! За две недели работы импровизированного порта на берег было доставлено 2,5 миллиона военнослужащих, 4 миллиона тонн грузов и 500 тысяч автомобилей, от артиллерийских тягачей – полноприводных трёхосных Студебеккеров и до Джипов. Студебеккеры использовались и как грузовые машины, перевозившие по абсолютному бездорожью до 2,5 тонн груза.

Кстати, шестьсот тысяч таких машин безвозмездно поставили союзники Советскому Союзу в 1942-1945 годах. Я хорошо помню, что вся страна ездила на них и на американских мотоциклах ещё лет 10 после победы. В своих мемуарах Маршал Жуков так высказался о них: «Мы получили от союзников в годы войны шестьсот тысяч автомобилей. И каких автомобилей! Бездорожье им было нипочём».

Что можно сказать в заключение? Читатель, надеюсь, увидел сколь грандиозной была задача и как блистательно она была решена. Сэр Уинстон Черчилль писал впоследствии, что за исключением ничтожных мелочей операция прошла как на параде. Он был профессиональным военным и знал дело, о котором писал. Он непосредственно участвовал в планировании этой операции! Галлиполи не повторилось! Высадка под непрерывным обстрелом противника, в шторм, с тысяч судов всех типов и размеров шла как в кино. Только это «кино» обошлось в первые сутки в 2 тысячи убитых и 8 тысяч раненых бойцов. Я чуть не написал «всего» 2 тысячи! В мемуарах Генерал Эйзенхауэр писал, что ожидались потери не менее 25%, что в несколько раз выше истинных потерь. Мало того, он заготовил для прессы в случае неудачи высадки короткое сообщение о том, что вся ответственность за неудачу ложится не только на погоду и иные непреодолимые причины, но и на него, как Верховного Главнокомандующего всей операцией. Вот до какой степени трудна и непредсказуема была задача, которую так блестяще решили союзные войска.

Изучая всю жизнь историю Второй мировой войны, я не встретил ни одной военной операции сколько-нибудь похожей по масштабу, сложности, опасности и эффективности на операцию Оверлорд. Думаю, что только армия и люди свободных стран, не боящиеся отвечать за свои действия, только Армия свободных людей и её командующие, которые не боятся, что в случае неудачи их обвинят в предательстве, вредительстве или шпионаже, как часто бывало в армии СССР, способна на такие действия. Поражает прежде всего организация всего этого дела. Координация действий тысяч подразделений, миллионов людей и промышленности на двух удалённых друг от друга континентах.

Согласованные действия армий и флотов двух стран в колоссальных масштабах действующих как один организм, не имеют аналогов в истории. Не думаю, что Советский Союз решил бы такую задачу вообще. Для этого нужен иной социально-политический строй и иной человеческий материал. Мужества, храбрости и умения воевать в 1944 году у воинов Красной Армии было не меньше, чем у воинов союзников. И оружие было не хуже. Однако, в диктаторском сталинском режиме, подавлявшем инициативу людей, смертельно запугавшем весь народ, включая генералов и маршалов, которых Сталин периодически расстреливал даже осенью 1941 года для острастки остальных, подобную операцию просто некому было бы организовать и осуществить. Да и русский «авось» не позволил бы этого как следует сделать!

На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие события, однако в Европе не сомневаются, что ей стала Нормандская десантная операция и последовавшие за ней события. Доктор исторических наук Владимир Лавров в беседе с RT рассказал, что западные историки замалчивают роль Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, делая акцент на решающей роли западных союзников.

Владимир Лавров уверен, что Германия была бы разбита и без высадки союзников в Нормандии.

«Открытие второго фронта американцами и англичанами в 1944 году, было не важнейшим событием, не переломом, как это обычно пишут в западных учебниках, — считает историк. — Для запада это крупная операция, они открыли второй фронт, но обещали открыть его гораздо раньше».

«Американцы вступают в войну, приступают к дележу пирога, когда уже нужно получать выгоду, но без больших потерь, воевать с большими потерями, ни американцы, ни англичане не привыкли. Победить мы могли уже и без них», — добавил Лавров.

Глава немецкого Агентства глобальных коммуникаций профессор Лоренц Хааг также считает, что Высадка союзнических войск в Нормандии 6 июня 1944 года «это важное событие, но Вторая мировая война была выиграна на Восточном фронте Красной Армией».

«Именно на Восточном фронте вермахт потерял 90% своего личного состава, — напомнил он. — Поэтому мы не должны переоценивать значение данной операции. Если бы она не состоялась, Вторая мировая война могла быть полностью выиграна СССР».

По мнению эксперта, «высадка союзников в Нормандии имела огромное военно-политическое значение, прежде всего для США и Великобритании». «Руководители этих стран понимали, что нацистская Германия вскоре будет повержена, и её единственным победителем станет СССР. Лидеры США и Великобритании учитывали, что промедление с открытием второго фронта нанесёт ущерб их интересам в Европе после окончания войны», — указал Лоренц Хааг, сообщает ИТАР-ТАСС.

«Учитывая противоречия между СССР и западными странами, их неприязнь друг к другу, решить эту задачу ранее было непросто», считает историк. «Обещание союзников открыть Второй фронт не было выполнено ни в 1942, ни в 1943 годах, — напомнил собеседник агентства. — Они выжидали и надеялись, что после изнурительной войны Советский Союз будет ослаблен и утратит значение великой державы. А развёртывание военных действий в Западной Европе привело бы к отвлечению части германских войск с Восточного фронта и, следовательно, к сохранению сил Красной Армии».

Профессор считает, что война в Европе могла бы завершиться в 1943 году. «И если этого не случилось, то причина тому - стремление США и особенно Англии переиграть СССР не в борьбе с нацистской Германией, а при выстраивании послевоенного миропорядка. Издержки при этом мало волновали Лондон и Вашингтон», — сказал он.

Известный британский историк Второй мировой войны Джеймс Холланд также считает, что высадка союзных войск в Нормандии, в отличие от распространённой точки зрения, не была исключительно американской военной операцией.

«Под высадкой в Нормандии многие люди подразумевают только ожесточённые бои американских и немецких войск в зоне «Омаха» и высадку американского парашютного десанта», — отмечает Холланд в статье, размещенной 5 июня на сайте телекомпании CNN по случаю 70-й годовщины операции «Оверлорд». По его словам, подобные представления во многом сложились под влиянием массовой культуры, в том числе известного фильма «Спасти рядового Райана» и телесериала «Братья по оружию».

«Высадка в Нормандии 6 июня 1944 года была союзнической операцией, в которой ведущую роль играла, скорее, Великобритания. Да, верховным главнокомандующим союзными войсками в Европе был американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, однако его заместителем был маршал Королевских ВВС британец Артур Теддер. Британцами были и трое командующих видами вооружённых сил», — пишет исследователь.

По словам Холланда, план операции «Оверлорд» был по большей части разработан британским генералом Бернардом Монтгомери — главнокомандующим сухопутными войсками союзников в Европе, а основная ответственность за реализацию высадки легла на британские ВМС.

Холланд отмечает, что по итогам десантной операции США и Великобритания потеряли примерно равное количество людей. Историк подчёркивает, что он не умаляет заслуги американской стороны, однако стремится показать общественности более широкий взгляд на это важное историческое событие.

Согласно информации из открытых источников, нормандская операция, или операция «Оверлорд» — стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный фронт в Европе во Второй мировой войне. В десантной операции в Нормандии приняли участие более 3 млн человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.

Вторая мировая война Колли Руперт

Высадка в Нормандии: «День Д»

Высадка в Нормандии: «День Д»

Гитлер давно предвидел, что союзники попытаются высадиться где-нибудь на западе Европы, и соответственно построил оборонительную линию протяженностью 2500 километров от Нидерландов до границы с Испанией. Получившая название «Атлантический вал», эта линия возводилась в течение двух лет рабским трудом военнопленных. Когда строительство было завершено, линию укомплектовали солдатами, уволенными в запас по возрасту или из-за ранений. Гитлер предсказал, что союзники высадятся в Кале, поскольку именно этот город ближе всего к Англии.

Двумя годами раньше, 19 августа 1942 г., союзники нанесли удар по оккупированной немцами Франции, высадив десант в порту Дьепп. Десант закончился катастрофой: немцы без труда отразили удар. Однако урок не прошел даром: впредь следовало избегать хорошо укрепленных портовых городов. И в июне 1944 г. было принято решение высадиться на безлюдные пляжи.

В предполагаемом вторжении в Европу Монтгомери предстояло командовать британскими войсками, Паттону – американскими, а общее командование осуществлял Эйзенхауэр. Выбор был сделан в пользу стокилометровой полосы нормандских пляжей, несмотря на то что расстояние до Англии здесь было значительно больше. Проблема отсутствия портовых сооружений была решена за счет постройки двух огромных искусственных причалов, которые предстояло отбуксировать через Ла-Манш и затопить на месте у берега. Был проложен первый в мире подводный нефтепровод длиной 110 километров, от острова Уайт до Шербура. По этому нефтепроводу на север Франции перекачивалось по 1 000 000 галлонов нефти в день. Французское и бельгийское Сопротивление было извещено о предстоящей операции и получило надлежащие указания. Накануне «Дня Д» в эфире Би-би-си прозвучало стихотворение «Осенняя песня» (Chanson d’automne) французского поэта XIX в. Поля Верлена, что стало условным сигналом, сообщившим Сопротивлению о том, что вторжение начнется на следующий день.

Продолжавшиеся несколько месяцев приготовления к высадке и армада судов, собранная у берегов Англии, не могли остаться незамеченными немецкой разведкой, поэтому союзники предприняли титанические усилия, чтобы ввести немцев в заблуждение: муляжи танков, призванные обмануть авиационную разведку, ложные радиопереговоры, ложные штабы и даже актер, изображающий Монтгомери, направленный в Северную Африку. Обман удался: на пляжах Нормандии осталось гораздо меньше солдат, поскольку Гитлер распылил свои силы по всему северо-западному побережью Европы. Англичане под руководством изобретательного Перси Хобарта придумали множество средств, призванных помочь танкам, спущенным в море в нескольких километрах от берега, плыть по воде. Прозванные «лодками Хобарта», разные танки имели разное назначение: они должны были «выплывать» на берег, делать проходы в минных заграждениях или раскатывать полотнища брезента, образуя дорожки на рыхлом песке.

Операция «Оверлорд» началась 6 июня 1944 г., в назначенный день. В тылу немецких позиций высадились планеры и парашютисты (а также куклы с парашютами), освободившие первый клочок оккупированной территории – мост Пегас. Затем армада из 7000 судов (в том числе 1299 боевых кораблей) пересекла Ла-Манш, переправив почти 300 000 человек. Американцы нацелились на пляжи, получившие названия Юта и Омаха, а англичане – Золото, Юнона и Меч. Самое ожесточенное сопротивление союзники встретили на Омахе: солдаты, прыгая в воду с десантных кораблей, которым не удалось подойти к мелководью, тонули под тяжестью снаряжения, другие гибли, попав под шквальный огонь немцев, но, в конце концов, после боя, продолжавшегося несколько часов, исключительно за счет подавляющего численного перевеса, плацдарм на берегу был захвачен. Немцам не хватало самолетов, поскольку основная часть авиации была задействована на Восточном фронте, а то немногое, чем они располагали, вскоре было нейтрализовано союзниками, получившими господство в воздухе.

Гитлер, узнав о высадке, решил, что это отвлекающий удар, и прошло целых три дня, прежде чем он отправил подкрепление. Роммель, снова вступивший в командование немецкими войсками, отлучился на один день в Берлин, чтобы отпраздновать день рождения жены. Вернувшись в Нормандию, он тотчас же организовал контрнаступление, однако его войска, лишенные прикрытия с воздуха и неравные по силе противнику, вынуждены были отступить под натиском союзников. Немцам также очень мешала деятельность партизан в тылу. В отместку они применяли жестокие карательные меры, уничтожая целые деревни и убивая жителей. 27 июня был освобожден сильно разрушенный порт Шербур, что облегчило союзникам задачу переброски во Францию живой силы и военного снаряжения. К началу июля они переправили на континент свыше 1 000 000 человек.

20 июля 1944 г. на Гитлера в его ставке «Волчье логово» в Восточной Пруссии было совершено покушение, так называемый Июльский бомбовый заговор, подготовленный немецкими офицерами, желавшими приблизить конец войны. Гитлер, хоть и контуженный, отделался ушибами и царапинами, а все причастные к заговору были вскоре схвачены и казнены. Роммель, не участвовавший в заговоре лично, высказывался в его поддержку. Как только это стало известно, ему предоставили выбор: самоубийство и сохраненная честь или унижение нацистского суда с заранее предопределенным приговором и отправка всех его близких родственников в концентрационный лагерь. Роммель выбрал первое, и 14 октября в присутствии двух генералов, присланных Гитлером, отравился. Как и было обещано, его похоронили с воинскими почестями, а семье была назначена пенсия.

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен --

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Юханов день - День Иоанна Крестителя Меню:1-й вариант- Нежная селедка слабого посола с зеленым луком и отварным картофелем со сметаной- Копченая ветчина и пирожки с луком, ассорти из сырых овощей и зелени. Хороший, свежий хлеб, масло и сыр- Клубника со взбитыми

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава V. Политические события весны 1944 г. СССР и высадка союзников в Нормандии К середине мая 1944 г. на советско-германском фронте наступил период относительного затишья. Теперь фронт (за исключением огромного белорусского выступа в центре, где немцы все еще вклинивались

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

Высадка в Нормандии "Военное дело просто и вполне доступно здравому смыслу человека. Но воевать сложно". Карл фон Клаузевиц В период высадки в Нормандии дивизия Дас Рейх располагалась в 724 километрах от театра военных действий. Германским войскам, сражавшимся с

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Глава вторая День императрицы - день двора Ритм жизни государя и его вкусы накладывали глубокий отпечаток на весь быт двора. А вслед за ним - столичного общества, которому, в свою очередь, подражали обитатели провинции. Не всякий монарх был столь требователен, как

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Высадка в Нормандии Первыми в Нормандской операции были высажены три воздушно-десантные дивизии, сброшенные на парашютах около 01,30 утра 6 июня. 6-я английская воздушно-десантная дивизия высадилась между Каном и Кабуром с целью захвата мостов через реку Орн и Канский

Из книги Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика. 1939–1945 автора Алябьев Александр Николаевич

Глаза 11 Высадка в Нормандии. «Фау» бьют по Лондону Июль - декабрьВторник, 4 июля 1944 г.Верховное командование вермахта сообщает:«Прошедшей ночью тяжелые немецкие бомбардировщики атаковали скопление вражеских кораблей перед нормандским побережьем. Два судна,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД». ВЫСАДКА СОЮЗНОГО ДЕСАНТА В НОРМАНДИИ И ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА Высадка союзного десанта в НормандииО высадке британского экспедиционного корпуса во Франции уже в 1942 г. Черчилль говорил в палате общин еще 14 июля 1940 г., через 40 дней после

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

3. Высадка в Нормандии Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. Все зависело от погоды. Сводка была весьма неблагоприятной: ожидалась низкая облачность, сильный ветер и

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР автора Мощанский Илья Борисович

День «Д» Высадка в Нормандии (6 июня - 31 июля 1944 года) Это была крупнейшая из десантных операций, спланированная и осуществленная государствами Антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Войска США, Великобритании и Канады при участии французских, польских,

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1944, 6 июня Начало операции «Оверлорд», высадка союзников в Нормандии Союзники (американцы, англичане, канадцы, а также французы и поляки) довольно долго готовились к этой беспримерной десантной операции, в которой участвовало более 3 млн человек. Был учтен опыт

Из книги День «Д». 6 июня 1944 г. автора Амброз Стивен Эдвард

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Высадка десанта в Нормандии Подошел великий момент – 4 мая. Наше авиазвено оставило Детлинг, чтобы переехать на новую базу в Форде, около Брайтона.Перевод самолета происходил в очень плохую погоду, и нашему патрулю, состоящему из 8 самолетов, под руководством Кена Чарнея,

Из книги Швеция под ударом. Из истории современной скандинавской мифологии автора Григорьев Борис Николаевич

Во вторник 6 июня 1944 года в ходе Второй Мировой Войны американскими и английскими войсками была проведена самая крупная в истории морская десантная операция. "День Д" вошел в века.

Во Франции на побережье Нормандии высадилось почти три миллиона солдат.

Западный фронт, называемый у нас Вторым фронтом, наконец-то был открыт.

В ходе операции "Оверлорд" туманным утром тысячи судов, вышедших из портов юга Англии, пересекли Ла-Манш и приступили к освобождению захваченной немцами Франции.

Немцы знали и готовились. Северное побережье Франции защищал т.н. "Атлантический Вал" - полоса мощных прибрежных укреплений. Поскольку бОльшая часть вермахта сражалась на Восточном фронте, во Франции солдат было немного, и битва на укрепленных рубежах побережья решала судьбу всего Западного фронта.

Союзники высадились на слабоукрепленных пляжах Нормандии, операция была страшно засекречена и эффект внезапности удался.

Высадка происходила на пяти нормандских пляжах, кодовые названия которых, конечно должен знать каждый школьник (американский я полагаю) - Юта, Омаха, Голди, Джуно и Сворд.

На пляже Омаха немцами было оказано ожесточенное сопротивление. Высадка первого эшелона превратилась в кровавую бойню. "Кровавая Омаха" стала для американцев символом всей Второй Мировой войны.

Я вот люблю историю.

И вот я в зоне высадки "Омаха".

Американцы неспроста выбрали этот пляж для высадки. На многие километры вокруг побережье представляет собой отвесные скалы, и лишь эта шестикилометровая открытая полоса пригодна для десантирования людей и техники.

Немцы тоже догадывались об этом скромном факте, вот почему здесь американцев ждалом 8 крупнокалиберных орудий, 18 противотанковых орудий, и под сотню пулеметов. Весь берег пляжа представлял из себя сплошное мессиво из ежей, мин, колючей проволоки, в воду были вбиты сваи, чтобы помешать подходу десантных судов.

а за ней - двухсотметровой ширины заболоченный солончак

а за ним - пятидесятиметровой высоты гряда холмов, недоступная для техники. На ней то и сидели немцы.

Но американцам очень нужно было высадиться

К пяти утра около шести тысяч судов, гигантская армада, перескла Ла-Манш, и часть этой Армады согласно плану направилась к сектору высадки "Омаха"

Если высадка англичан и канадцев на участках "Голди", "Джуно" и "Сворд" прошла гладко, то здесь у американцев не заладилось с самого начала - сильный туман, шторм, отвратительная видимость.

Яростная бомбардировка холмов "Омахи" с самолетов и с кораблей не принесла немцам никакого вреда - настолько надежны были доты. В нескольких километрах от берега американцы приступили к посадке десантников с кораблей на легкие десантные катера.

Вот где-то там это было, вдали

Одновременно линкоры "Техас" и "Арканзас" пытались превратить немецкие укрепления в мессиво, но тщетно.

Практически ничего не видя, вслепую, десантные катера закрутило на волнах и в лабиринтах ежей и свай. В панике началась выгрузка танков-амфибий на глубокой воде. Из 32 танков утонуло 29 со всеми экипажами. Лишь один капитан катера ослушался приказа и не выпустил свои танки. Эти то три танка и были единственной поддержкой пехоте

Которая таки добралась до небольшой глубины и приступила к высадке. Небольшая глубина - это два-три метра, что логично, большое количество солдат с 30-килограммовой амуниций сразу пошло ко дну

А остальных ждала кипящая от немецких пуль и снарядов прибрежная вода.

Участок "Омаха" был поделен на восемь секторов.

Вот столбики, они означают границы участков.

Один из них, с кодовым названием "Дог Грин", увековечил Стивен Спилберг в своем "Спасти Рядового Райана". Собственно, как и саму "Омаху".

За каждый сектор отвечала одна рота.

Восемь участков - восемь рот первой волны, 1450 человек.

Из этих солдат спаслись немногие.

Картина бойни, показываемая Спилбергом, близка к истине. Но длилась она недолго, потому что следующие волны, пройдя по трупам товарищей, начали выбивать немцев, которых, к слову, было немного.

Тем не менее, итоговые потери американцев на Омахе составили три тысячи человек - с учетом того, что потери всех союзнических сил во время высадки на всех пяти участках составили пять тысяч.

На "Юте" потери составили всего 200 человек, благодаря погоде - высадились не в том месте, а в двух километрах.

История рядового Райана имеет под собой реальную основу - два брата Ниландов были убиты на "Юте" и "Омахе", а третьего отправили домой к маме, правда, его никто не искал.

Для американцев Омаха - важная точка на мировой карте.

Помимо символа мужества и ужасающих для них потерь (естественно, несравнимых с масштабами операций Восточного фронта), здесь же находится военное мемориальное кладбище погибших американских солдат в ходе операции "Оверлорд".

По воле судьбы, я попал на "Омаху" 8 мая, а это, как известно, на Западе - День Победы. Мы закончили войну в Праге днем позже. Поэтому здесь было весьма многолюдно. По пляжу задумчиво бродили одиночки и пары с необъяснимым чувством в глазах.

Кто-то очень долго стоял и просто смотрел в море, в сторону Англии, туда, откуда 65 лет назад показалась флотилия союзников.

Кладбище более чем впечатляет

Огромный луг с аккуратными белыми крестами

Здесь лежит 9 300 солдат

Кресты изредка прерываются звездами Давида

Для многих американских евреев считалось святым долгом записаться добровольцем в армию, чтобы бороться с ненавистным Гитлером

На всех крестах надпись - имя погибшего, где служил, когда и где убит, и самое святое - штат. Для американца тех лет место рождения - это как клеймо, настолько он определял характер и менталитет того или иного человека.

Все 48 штатов лежат здесь

И все эти имена, кресты, даты, звезды Давида, штаты, тянутся до горизонта.

Среди них есть могила и Райана.

при кладбище замечательный мемориал, по крайней мере, для такого человека, как я - весь в картах и схемах

"Мои глаза увидели...

"... славу пришествия Бога"

А рядом - музей. В самом что-ни на есть западном смысле слова "музей" - фотографии, фильмы, слайды, выбитые на мраморе великие слова.

На обратном пути обнаружили сохранившийся немецкий дот. Уцелел, наверное, благодаря тому, что на нем воздвигли себе памятник победители - пятая инженерная бригада. И фамилии человек ста с лишним, которых положила бригада при штурме высоты и дота.

А впрочем, нет. Чуть ниже по склону сохранился еще один дот.

Внутри уцелели полозья для поворачивания лафета крупнокалиберной пушки

Вот взгляд из дота глазами этой пушки. Весь пляж как на ладони. Немудрено, что американцам дорогого стоило взять высоты на "Омахе".

Но немцев это не спасло. В течении двух месяцев сражение в Нормандии было проиграно, Париж был сдан немцами без боя, и с августа 1944 года они катились на восток практически без сопротивления.

А в апреле 1945 года американский и русский офицеры в городке Торгау на Эльбе впервые пожали друг другу руки

почитайте интересные комментарии к теме

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png