§10. Позиционные изменения гласных звуков
Чередование гласных звуков зависит в первую очередь от их положения по отношению к ударному слогу. В нём гласные звучат наиболее отчётливо, поэтому позиция гласного в ударном слоге называется сильной . В сильной позиции различаются следующие гласные: [а] – [дам], [о] – [дом], [э] – [эм] (название буквы), [ы] – [дым], [и] – [им], [у] – [ум].

В безударных слогах гласные произносятся менее отчётливо, короче, поэтому положение гласного в безударном слоге называется слабой позицией. Сравним произношение корневых гласных в словах бегать, бежать, выбежать . В первом случае гласный [э] находится в сильной позиции, в ударном слоге, поэтому слышен чётко. Его нельзя перепутать ни с каким другим. В словах бежать и выбежать гласные в корне находятся в слабой позиции, т.к. ударение переместилось на другие слоги. Мы уже не можем сказать, что в этом случае слышим гласный [э], т.к. его звучание ослабляется, уменьшается в продолжительности, и его произношение приближается к [и]. Причём в слове выбежать гласный произносится ещё короче, теряя свои основные признаки. Такое позиционное изменение гласных называется редукцией .

^ Редукция – это ослабление произношения гласного, связанное с изменением его долготы и качества звучания в слабой позиции. Редукции подвергаются все гласные в безударных слогах, но степень редукции и её характер различны для разных гласных. Различают редукцию количественную и качественную .

При количественной редукции гласные хоть и произносятся не так ясно, теряя часть долготы (т.е. изменяясь количественно), но не утрачивают своего основного качества, не становятся совсем неясными: п у ть – п у ти ́ – п у тево ́ й; л и́ ца – л и цо ́ – л и цево ́ й; пр ы́ гнуть – пр ы жо ́ к – вы ́ пр ы гнуть . Количественной редукции подвергаются гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В любой позиции они произносятся достаточно узнаваемо.

При качественной редукции изменяется сам характер звучания гласных: они теряют своё основное качество, становясь практически неузнаваемыми. Так, в словах болеть и враги нет гласных [о] и [а], встречающихся в сильной позиции ([бол`], [врак]). Вместо них произносится звук, похожий на ослабленный [а], а следовательно, для него нужно своё обозначение - [] (а-палатка). В слове цена гласный звук в слабой позиции похож одновременно на [ы] и [э]. В транскрипции он обозначается [ы э ] ([ы] с призвуком [э]). Если сравнить слова болевой , враждовать , ценовой , оказывается, что гласные в корнях, находясь достаточно далеко от ударных слогов, становятся совсем короткими, неразличимыми. В транскрипции такой гласный обозначается [ъ] (ер). (Кстати, изменения в слабых позициях зависят не только от удалённости от ударного слога, но и от положения гласного после твёрдого или мягкого согласного. Так, в той же позиции, что и болеть, враги , в слове часы произносится звук, средний между [и] и [э] - [и э ], а в слове часовой - звук, обозначаемый [ь] (ерь)).

Таким образом, в зависимости от положения гласного по отношению к ударному слогу, выделяются 2 типа качественной редукции: их называют 1-я степень редукции (или 1-я слабая позиция) и 2-я степень редукции (2-я слабая позиция).

1-й степени редукции подвергаются гласные, находящиеся в таких позициях:

а) 1-й предударный слог: [пл`а́] (поля) , [трва́] (трава) , [п`и э та́к] (пятак) , [шы э сто́й`] (шестой) ;

б) 1-й неприкрытый слог, независимо от удалённости от ударного слога: [д`и́н] (один) , [д`ино́к`ий`] (одинокий) , [ы э та́ш] (этаж) , [ы э тжы]́ (этажи) ;

в) рядом стоящие одинаковые гласные (так называемое «зияние» гласных): [зл`э́т`] (заалеть) , [нгро́т] (на огород) .

2-й степени редукции подвергаются гласные в остальных случаях:

а) 2-й, 3-й и т.д. предударный слог: [кърнда́ш] (карандаш) , [къръндшы́] (карандаши) , [с`ьд`ина́] (седина) , [т`ьл`и э фо́н] (телефон) ;

б) все заударные слоги: [ма́мъ] (мама) , [ло́жъч`къ] (ложечка) , [мо́р`ь] (море) , [бо́р`ьмс`ь] (боремся) .

Обозначение в фонетической транскрипции гласных, подвергающихся качественной редукции, можно схематично представить так:

Напомним, что гласные [и], [ы], [у] качественной редукции не подвергаются, поэтому в фонетической транскрипции они в любой позиции будут обозначаться [и], [ы], [у]: [л`ис`и́цъ] (лисица) , [к`ирп`ич`и́] (кирпичи) , [с`и́н`ий`] (синий) , [рыч`а́к] (рычаг) , [рыч`и э жо́к] (рычажок) , [лы́сый`] (лысый) , [кукуру́зу] (кукурузу) .
Вопросы и задания


  1. Чем обусловлено позиционное чередование гласных?

  2. Что такое редукция? С чем она связана?

  3. Назовите типы редукции. Чем они отличаются?

  4. Какие гласные подвергаются количественной редукции?

  5. В чём суть качественной редукции?

  6. С чем связано существование двух степеней качественной редукции?

  7. Как изменяются и обозначаются гласные 1-й степени редукции? гласные 2-й степени редукции?

  8. Измените слова или подберите к ним однокоренные так, чтобы гласные, находящиеся в сильной позиции, сначала оказались в 1-й слабой, а затем во 2-й слабой позиции: дом, шесть, царь, тянется, целый, тёмный .

  9. Определите позиции гласных звуков. Затранскрибируйте слова. Разделите их на слоги: водянистый, беззаботный, шестерёнка, явление, замёрзший, праздник, язык, счастье, вокзал, незабудка .

  10. Какое фонетическое явление лежит в основе появления омофонов: компания – кампания, посветить - посвятить, шила – шило, поласкать – полоскать, чистота – частота ? Затранскрибируйте слова.

  11. Прочтите слова. Сделайте их буквенную запись: [л`у ́ л`къ], [й`и э нта ́ р`], [р`и э шэ ́ н`ий`ь], [б`и э р`о ́ скъ], [й`и э ш`:о ́ ], [ръзр`и э д`и ́ т`], [цы э по ́ ч`къ], [пъдр жа ́ т`] . Во всех ли случаях возможен только один вариант буквенной записи?

  12. Затранскрибируйте текст 1 . Укажите случаи количественной и качественной редукции. Дайте полную характеристику гласных звуков в подчёркнутых словах.
^ Однажды Незнайка гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Коротышка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

(Н.Носов)

§11. Позиционные изменения согласных звуков
Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (ш ок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:


  • перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

  • перед [в], [в`]: [двр`э́ц] – [твр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .
В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее [т`п`ит`] (отпить) и нормативное [тп`ит`]), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

  • в конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

  • перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

  • для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [млва́] (молва) , [плз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .
К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб ) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.


  • по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.
Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.
Вопросы и задания

  1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

  2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

  3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

  4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

  5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

  6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

  7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

  8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

  9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

  10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

  11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:
Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку. (Д.Мамин-Сибиряк )

  1. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и ́ ], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

  2. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

  3. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:
^ Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила… (Ф.Кривин )

Позиционные изменения звуков речи

С понятиями сильная и слабая позиция связаны позиционные мены и позиционные изменения звуков.

Позиционная мена – это такая мена звуков, которая обусловлена позицией, занимаемой звуком в слове.

Изменения звуков, которые происходят под воздействием соседних звуков, называются позиционными изменениями.

От позиционной мены и позиционных изменений надо отличать чередования звуков.

Чередование звуков – это такая мена звуков при образовании слов и их форм, которая определяется не фонетическими, а словообразовательными или морфологическими причинами: друг – друзья, крюк – крючок, носить – ношу. Такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Они изучаются в разделах «Морфология» и «Словообразование», а к фонетике они никакого отношения не имеют.

Позиционная мена и позиционные изменения наблюдаются как в области согласных, так и в области гласных звуков русского литературного языка.

1. Позиционная мена и позиционные изменения согласных

Позиционная мена согласных связана с отношениями:

а) звонких и глухих шумных в положении перед шумными и на конце слова: [н"и́зък – н"и́ск"иį / прÙс"и́т" – про́з"бъ / клу́п / пр"ика́с];

б) твердого и мягкого согласного в позиции перед [э], где в сочетании с [э], как правило, выступают только мягкие согласные: [рука́ – рук"э́ / с"иэло́ – нъ◠с"иэл"э́].

Следовательно, позиционная мена согласных определяется законами: ассимиляции по глухости – звонкости, ассимиляции по ряду (положение перед [э]) и закон абсолютного конца слова (нейтрализация), где выступает только глухой вариант.

Позиционные изменения согласных связаны с отношениями твердых и мягких согласных при их сочетаемости в потоке речи, т.е. твердые согласные, попадая в положение перед мягким согласным, испытывают ассимилятивное смягчение и произносятся мягко:[с"т"э́п" / з"в"э́р"].

Такие позиционные изменения согласных называются ассимиляцией согласных по твердости – мягкости.

2. Позиционная мена и позиционные изменения гласных

Позиционная мена гласных в русском языке зависит от их ударного и безударного положений:

[п"а́т" / п"иэт"и́ / п"ьтÙч"о́к].

Следовательно, позиционная мена гласных определяется законом редукции инейтрализации.

Позиционные изменения гласных связаны с воздействием на них соседних твердых и мягких согласных. Это воздействие наиболее ярко обнаруживается, когда гласные находятся в сильной позиции: [ма́т/ ма́т" / м"а́тъ / м"а́т"] ®[а], [а"], ["а], ["а"].

Редукция - это ослабление или изменение звучания гласных звуков в безударных слогах. Выделяются две разновидности редукции:

а) количественная. Означает, что согласный звук звучит короче и слабее в безударном положении, чем под ударением. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные звуки и, ы, у: суп - супы;

б) качественная. При качественной редукции происходят такие изменения гласного, при котором он изменяет свои качества. Качественной редукции подвергаются гласные а, о, э: дом - дома.

Аккомодация - позиционные изменения гласных в зависимости от характера соседних согласных.

Таким образом, позиционная мена зависит от позиции звука; осуществляется как закон; воспринимается и осознается слушателями, не заметить ее нельзя, т.к. варианты звуков отличаются существенными признаками.

Позиционные изменения зависят от окружения звуков, осуществляется как процесс; не воспринимаются и не осознаются слушателями, т.к. аллофоны отличаются не основными, а второстепенными признаками.

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio «отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, голова [ъ]. Редукция количественная - уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. судно, суда, судовой).

Безударные гласные в конце слова могут редуцироваться до нуля, как это встречается в словах: чтобы > чтоб, или > иль; мама > мам (в разговорной речи при обращении); или происходит сокращение слова за счёт потери слогового сонорного: рубл ь > рупь. Такое отпадение конечного гласного или слогообразующиего сонорного называется апóкопа.
Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой отмечено в русском языке: труба – труб [труп]; везет – вез [в’oс] и т. п., английскому языку такое явление не свойственно.

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество ) . Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у] , [и] , [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а] , [о] , [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а] , [о] , [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.
14. Спонтанные изменения звуков. Два типа исторических изменений фонем: изменения в фонемном составе слова и в фонематической системе языка. Конвергенция и дивергенция фонем.



Спонтанные изменения - один из типов звуковых изменений, представляющие собой позиционно необусловленные (беспричинные) изменения звука.

Пример:Под категорию спонтанных законов подводили, например, такие звуковые изменения, как утрата носового качества у восточнославянских [о]ж и [?]А и замена их соответственно гласными [у] и ["а]

Следует отметить, что некоторые изменения, считавшиеся ранее «спонтанными», признавались обусловленными с установлением каких-либо новых закономерностей, которые раньше не замечались.

В общем, исторические изменения в фонетической системе языка бывают двух типов:

1) изменения в фонемном составе, не изменяющие фонетической системы языка;

2) изменения в фонемном составе, вызывающие преобразование фонетической системы языка, что приводит к конвергенции или дивергенции фонем.

Проиллюстрируем это примерами.

В древнерусском языке фонема /э/ под ударением после мягкого согласного перед твердым изменилась в /о/: село – с?ла, сестра – с?стры; для этого даже была введена буква «?». Однако это в целом не изменило фонетическую систему русского языка: количество и качество фонем осталось прежним.

Иное наблюдается при конвергенции фонем.

Конвергенция фонем заключается в историческом совпадении исконно разных фонем, т. е. происходит слияние разных фонем в одну.

В русском языке в результате утраты носовых гласных совпали фонемы /у/ как исконно русская (графически обозначалась оу) и /у/ из /?/ (графически – буква «юс большой»). Например: древнерусские оухо, доумати (ухо, думать) и русские слова «рука», «суд» из древнерусских р?ка, с?д. Аналогично слились в одну фонему /а/ общеславянская фонема /?/ (графически – буква «юс малый») и исконно русская /а/: [м?съ] – мясо, [п?т’] –пять и мати (мать), рана. Конвергенция коснулась и двух древнерусских фонем /э/, которые существовали как /э/ и /?/ (е закрытое) (графически Ђ – буква « ять»): этот, село, ЂХАТИ? ехать; ВЂК? век и т. п.

Дивергенция фонем – расщепление фонемы на две самостоятельные фонемы. Путём дивергенции фонем из заднеязычных согласных возникли шипящие согласные, при этом заднеязычные сохранились, т. е. вместо одной фонемы стало две.

В русском языке фонемы /к/, /г/, /х/ перед гласными переднего ряда дали соответственно /ч/: пеку – печешь; /ж/: могу – можешь; /ш/: ухо – уши.

Аналогичный процесс зафиксирован и в английском языке, где палатализованные cреднеязычные фонемы /k»/, /k:»/ превращаются в среднеанглийский период в сибилянты (шипящие), в глухую фонему-аффрикату /t?/: cild «дитя»? child, а /g:»/ переходит в звонкую аффрикату /d?/: bryc? «мост»? bridge. Палатализованная аффриката /sk»/ также перешла в шипящий /?/: scip «корабль»? ship [Иванова И., Чахоян Л., Беляева Т. 2001: 54].

Приведённые факты изменений фонетических систем языков свидетельствуют о существовании звуковых законов. Под звуковым законом понимаются регулярно осуществляющиеся звуковые (фонетические) изменения, свойственные одному языку или группе родственных языков. Фонетические законы бывают живые, т. е. они действуют в современный период, и исторические, если эти законы действовали в определенную эпоху развития языка. В русском языке живым фонетическим законом является аканье, а также закон редуцирования гласных в безударном положении.

К историческим законам, действовавшим в общеславянскую эпоху, например, относится закон первой палатализации, который состоял в том, что заднеязычные /к/, /г/, /х/, как уже было сказано выше, перед гласными переднего ряда дали соответственно /ч/; /ж/; /ш/.

В латинском языке в определенный период развития языка действовал закон ротацизма: фонема /s/ между гласными переходила в /r/. Вспомните слова: tempus, temp?risn время; flos, florism цветок или спряжение глагола esse быть в Imperfectum ind. act.: eram (я был), eras (ты был), erat (он был) et cet?ra. В то же время в латинском языке есть слова miser жалкий, несчастный; misi я послал и др., где подобного перехода не наблюдается.

Действие этого закона зафиксировано и в германских языках: переход индоевропейской фонемы /s/ ? через *z (по закону Вернера) ? в /r/, готск. mizdo ? древнеангл. meord (награда)


15. Язык и письмо. История письма. Основные этапы развития письма (кроме буквенно-звукового).

Каждый язык служит взаимопониманию между людьми. Когда мы говорим, мы выражаем то, что мы думаем и чувствуем. При этом мы не всегда придерживаемся правил нашего языка. Мы используем наш собственный язык, наш разговорный язык. В письменном языке это по-другому. Здесь отображаются все правила нашего языка. Только письмо позволяет сделать язык настоящим языком. Оно делает язык видимым. Благодаря письму знание передаётся на тысячелетия. Поэтому письмо является основой каждой высоко развитой культуры.

Искусством письма люди владели не всегда. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Для того, чтобы представить возникновение русской книжности, необходимо обратиться к истории.

Самый древний и самый простой способ письма – пиктография - появился еще в палеолите. Человек начал выражать свои мысли, изображать какое-нибудь событие в виде рисунка. Единицы такого письма – пиктограммы – сначала выцарапывались, а затем рисовались на стенах пещер, скалах, камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере, в Древнем Египте возник другой способ письма – идеография . Рисунком стали изображать уже не событие, а отдельные предметы. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами (условными знаками). Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило в III-II тысячелетиях до н. э.

Фонетические изменения и звуковые законы.

Фонетические изменения:

1. Парадигматические (изменение в системе)

2. Синтагматические (изменение в речевом потоке)

Изменение фонетическое может быть связанно с позицией звука.

Изменение звука может быть связано с воздействием на него окружающих

Позиционные изменения - это изменения звуков, обусловленные их позицией в слове, вызванные наличием особых фонетических условий. Им подвержены как гласные, так и согласные

1) Редукция - от лат. reductio - "уменьшение, сокращение". Это изменение звуковых характеристик гласных или согласных (связанное с сокращением их длительности или ослаблением напряжения), вызванное их фонетической позицией в слове. Редукции подвергаются в основном гласные, однако встречается редукция согласных (особенно в позиции конца слова). Редукция может быть количественной это редукция, связанная с сокращением времени артикуляции звука, т.е. сокращением его длительности и качественной. это редукция, связанная с изменением характера артикуляции звука в связи с сокращением его длительности.

3) оглушение звонкого согласного на конце словаОглушение шумных звонких в абсолютном конце слова – это замена звонкого шумного согласного соответствующим по парности глухим в определенных положениях:

В конце слова:

а) перед паузой

б) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и сонорным согласным, гласным, а также [в] и [j]

В середине слова: перед глухим согласным (регрес. ассимиляция)

Комбинаторные изменения - это фонетические изменения, вызванные взаимодействием артикуляций в потоке речи. Среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию. В зависимости от направления звуков друг на друга комбинаторные изменения могут быть регрессивными (связанные с влиянием артикуляции последующего звука на произнесение предыдущего) и прогрессивными (связанные с влиянием артикуляции предшествующего звука на произнесение последующего).

1)Ассимиляция - от лат. - "уподобление". Это артикуляционное уподобление (полное или частичное) звуков друг другу в пределах одного слова или словосочетания. Взаимодействовать могут как соседние звуки - контактная А., так и звуи на расстоянии - дисстактная А. Происходит между звуками одного типа - гласными или согласными. Различают ассимиляцию по: глухости/звонкости, по месту образования, по способу образования и т.д.

Диэреза. - от греч. diairesis - "деление, раздел" Это явление выпадения согласных возникает на основе А.

2) Сингармонизм - позиционный фонетический процесс, свойственный тюрским и финно-угорским языкам. Состоит в том, что в одном и том же слове все гласные должны быть одного и того же ряда - или переднего, или заднего.

2) Диссимиляция - от лат. dissimilatio - "расподобление". Это артикуляционное расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего происходит утрата их общих фонетических признаков. Наблюдается между звуками одного типа - гласными (вокалическая диссимиляция) или согласными (консонантная). На диссимилятивной основе возникают:

Гаплология - от греч. Haplos - "простой" и logos"слово". Упрощение слоговой структуры за счет утраты одного из двух следующих непосредственно друг за другом одинаковых слогов.

Метатеза - от греч. metathesis - "перестановка" Это явление перестановки в слове звуков или слогов.

Протеза - от греч. prothesis - "постановка впереди". Появление дополнительного звука в абсолютном начале слова, отсутствующего в первоначальной форме.

Эпентеза - от греч. epenthesis - "вставка". Появление дополнительного звука в середине, отсутствующего в первоначальной форме.

Пример: радио - радиво.

3)Аккомодация - от лат. accomodatio - "приспособление". Это частичное изменение артикуляций смежных звуков - согласного и гласного. А. таким образом чаще наблюдается между звуками разных типов, т.е. гласными и согласными. Бывает прогрессивная и регрессивная.

Пример: А пргресс: мороз и.. [марос-ы ] - под влиянием твердого согл. гласная переднего ряда становится более задней

А. регресс. - мир [м"ир] - под влиян гласн. переднего ряда палатализуется согл.

№21 фонема как единица языка. Фонема и звук.

Фонема - от греч phone – “звук”, “голос” . Минимальная единица звукового строя языка служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем слов.

Щерба писал: "В живой речи произносится обычно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы. Это звуковые типы… будем называть их фонемами". ТО фонема - единица языка, а звук - единица речи. Язык - система средств коммуникации. Достаточно четкая модель его представлена в его грамматике, в словарях. Языковым средствам свойственна обобщенность, психичность (они хранятся в нашем сознании в виде обобщенных представлений) Речь - реализация или использование языковой потенции в реальной коммуникативной ситуации. Явления речи реальны, материальны,тк воспринимаются слухом и зрением вариативны и изменчивы. Следовательно :

Фонема

Единица языка.

Психол эквивалент звука (образн представление)

Обобщенный звуковой тип

Для передачи фонемного состава слова используется фонематическая транскрипция

Звук

Единица речи

Реальная артикуляция и акустический результат

Вариант фонемы в опр позиции

Фонетическая транскрипция

Фонему произнести нельзя, так как любое произнесение есть звук. , оттенок фонемы. Звук воспринимается как основный оттенок ф и как бы представляет фонему

Фонема обладает перцептивной функцией это функция доведения до восприятия речи (звуки – ухом, буквы – глазами).и сигнификативной - смыслоразличительной, те ф-ция различения значимых элементов языка.

Звуков в каждом языке значительно больше чем фонем. Количество фонем исчислимо, число звуков - нет В русском согласных - 32-37, гласных 5-6 Для русских неважно различие Э открытого и закрытого, как для французов, например.

Напротив, т и т" важны; твердость и мягкость служат для различения слови их смысла.

Любая фонема обладает набором дифференциальных признаков - акустико - артикуляционные свойства фонем, которые воспринимаются говорящим и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем. и интегралных признаков - . общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка.

По Дифф признаку одна ф может быть противопоставлена др фонеме. Д признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму, например: треугольник гласных.

В каждом языке система фонем отлич не только кол-вом, но и набором дифференц признаков.

Интегральные признаки - это признаки неразлич наполняющие фонемы: сонорные, щелевые - д призн, но если они общие у группы фонем, то они становятся интегральными.В зависимости от произносительных условия фонема может оказаться в сильной позиции - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для согл - перед гласными. Фонема проявляет себя отчетливо.

Или в слабой позиции - это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции фонема может утрачивать некот признаки. Безуд для гласн, перед др согл или в конце слова для др согл.

фонема может не сливаться с др фонемой и сигнифик ф-ция будет выполняться. Так возникают вариации фонемы. (по МФШ)

В ряде случаев фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что ведет к утрате сигнификативной ф. Так возникают варианты фонем. По МфШ.

Опрелделение фонематического состава разные ФШ дают по-разному

МФШ - Аванесов, Кузнецов, Реформатский. Исходит из связи фонемы и морфемы и из постоянного фонематич состава морфем независимо от позиции.

ЛФШ - Щерба, Бондарко. Исходит из того, что фонема не может быть оторвана от реального звучания и обладает как единица языка самостоятельностью. Соответственно, то, что мы слышим то и явл Ф, если это соотв ее произносит типу.

Фонемы И и Ы:

МФШ - считает Ы вариантом фонемы И и подчеркивает, что в одной и той же морфеме И заменяется Ы под влиянием твердости предшествующего согласного. Во флексиях имен прилаг. И после тверд основ использ Ы и после мягких И. Аргументы : ж, ш,ч - исконно мягкие4 невозможность употребления Ы в начале слова.

ЛФШ - разные фонемы в виду их осознанности. Не целиком соотв фактам русск фонем то, что предыдущий твердый согласн обуславливает появл Ы. Этого не наблюд в тверд основах, когда к ним присоед суфф ИК. Вместо ожидаемого Ы. Аргументы: при обучении иностранца их придется развести. Нужно ставить произношение, есть разница в артикуляции, методически позиция ЛФШ верна.

№ 28 Способы и средства выражения грамматического значения .

Могут выражаться разными средствами

1) Основное средство - аффиксация, когда граммат формы образуются при помощи аффиксов Аффикс - это морфема с грамматическим значением. По положению относительно корня А можно разделить на префиксы и постфиксы. Постфиксы в свою очередь делятся на суффиксы - постфиксы с деривационным значением, и флексии - П с реляционным.

Бывают аффиксы иного типа:

1) Интерфиксы - это служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. (соединительные гласные в р/я)

2) Конфиксы - комбинации из двух аффиксов: префикса и конфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно.

3) Инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня.

4) Трансфиксы - это А, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат "прослойкой " гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя её грамматически.

5) Нулевой аффикс - отсутствие А в одной форме парадигмы при наличии А в других формах той же парадигмы.

В языках мира существую два типа аффиксации :

Флективность

2. Агглютинация способ образования форм слова или производных слов механическим присоединением стандартных аффиксов к неизменяемым (лишенным внутренней флексии) основам или корням.

Основное различие между ними - характер и функциональная нагрузка аффиксов с формообраз основой. При Агл - каждое грамматич значение слова выражено отд стандартным аффиксом, и каждый аффикс имеет одну функцию. Флективность - словоизменительная аффиксация или словоизменение посредством флексии. Флексия при этом может передавать несколько грамматич значений одновременно + одно грамм знач может быть передано разными флексиями. Связь между формообраз основой и аффиксом настолько тесная, что происходит взаимопроникновение контактирующих морфем, те фузия. Для флективных языков характерна еще и внутренняя флексия.

Кроме аффиксации грамм знач могут быть переданы еще и морфемами-операциями:

Ударение

3) значащее чередование (фонетич, нефонетич), в котором различие в качестве последнего согласного основы является показателем грамматич хар-ки

4) супплетивизм - соединение в одну грамматическую пару (или в единый грамматический ряд) разнокоренных или разноосновных слов, когда, не смотря на различие корней или основ лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений.

5) редупликация - полное или частичное повторение корня. В русском языке с помощью редупликации передается значение усиления признаки предмета: синий-синий, или действия: еле-еле дошел. В некоторых языках служит для ослабленного признака.

Все эти средства выражения грамматического значения относятся к синтетическому способу - простая форма, образованная путем слияния основы и формообразующих аффиксов.

К аналитическому способу - составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слов, относятся:

1) Служебные слова - слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.

2) Порядок слов - аналитический способ выражения граматического значения. Этим способом в русском языке передается значение приблизительности (Ср: сорок кошек и кошек сорок), особенно продуктивен этот способ в языках с фиксированным порядком членов предложения. Здесь порядок слов является единственным способом определения синтаксической роли имени в предложени, т.е. они выполняют смыслоразличительную функцию.

3) Интонация - также может использоваться как способ (аналитический) выражения грамматического значения. С помощью интонации передается вопрос, побуждение, перечисление, пояснение и т.п.

Существует и смешанный способ вырадения грамматич значения, когда оно передается и и знаменательным словом, имеющим формы словоизменения, и служебным, или двумя знаменательными словами (я несу).

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой. При этом они влияют на соседние звуки и сами испытывают их влияние. Подвергаться влиянию могут как гласные, так и согласные звуки, влиять друг на друга могут звуки как однотипные, так и разнотипные.

Фонетические изменения бывают:

  • · Позиционные (от лат. positio «положение») - редукция, оглушение звонких согласных на конце слова - связаны с тем местом, которое занимает звук в слове и не зависят от влияния соседей.
  • · Комбинаторные - ассимиляция, диссимиляция, аккомодация - изменения, вызванные влиянием одних звуков на другие.

Большинство изменений, особенно комбинаторных, можно объяснить удобством произно-шения.

  • 1) Ассимиляция - фонетический процесс, при котором взаимодействующие звуки становятся похожими или одинаковыми. Признаки ассимиляции: a) Контактная - дисконтактная b) Регрессивная - прогрессивная c) Полная - частичная
  • 2) Диссимиляция - фонетический процесс, при котором два похожих или одинаковых звука становятся менее похожими или разными звуками. Признаки диссимиляции: a) Контактная - дисконтактная b) Регрессивная - прогрессивная c) Полная - частичная
  • 3) Аккомодация - фонетический процесс, при котором разнотипные звуки влияют друг на друга: a) согласные влияют на гласные: - после мягких согласных [а], [о], [у] - более передние. - перед согласными те же гласные становятся более узкими. b) гласные влияют на согласные - причём только регрессивно. Перед гласной и согласные становятся более передними и мягкими.
  • 4) Редукция - изменение звуков в безударных слогах, ослабление или изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов. Поскольку слоговыми звуками чаще бывают гласные, рассмотрим подробнее редукцию гласных. При количественной редукции гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но характерный тембр сохраняют в любом слоге. В русском языке такой редукции подвергается [у]. При качественной редукции происходит то же, что и при количественной, но слоговые гласные безударных слогов ещё и теряют те или иные признаки своего тембра. Голосовые связки при редуцировании также звучат слабее, что уменьшает их сонорность. Редукция может затрагивать и согласные. Причины качественной редукции Л.В. Щерба видел в количественной, а именно в сокращении долготы.

В языке также имеют место и другие интересные фонетические процессы. Как то: Диэреза (выкидка). Солнце [сонцэ], мес т ность. Эпинтеза (вставка) Какава, радиво, дырдочка. Протеза (подставка) Вострый, восемнадцать - от осьмнадцать, ягнёнок от агнец. В и Й - чаще являются протетическими. Метатеза (переставка) Медведь - ведмидь. Фузия. Происходит на стыке морфем - моется - мыться. При определении фонетических изменений в слове необходимо различать первичную форму и вторичную, производную. Исходной формой производного слова следует считать его письменную форму - для диалектного; и для заимствованного слова - слово из языка-источника.

Транскрипция--наиболее искусственный вид письма.Может быть: 1.фонетической 2. Фонематической и 3. Практической.

  • 1. фонетическая--точная графическая запись произношения (учебники фонетики, англ. Транскрипция)Основной принцип-каждый произнесенный звук должен быть отдельно зафиксирован в записи.
  • 2. фонематическая--передает каждое слово по составу фонем.. Осн принцип: каждая фонема независимо от позиции изображается всегда одним и тем же знаком Транслитерация-это переложение буквенного написания одного языка или одной системы графика графическими знаками другой системы, исходит из написания (Егоров-Egorov).

Практическая транскрипция и транслитерация ограничены традиционным набором знаков, используемых в данной системе письма (международные телеграммы, загранпаспорта - франц. вариант латиницы).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png