Киммерийцы – это условное называние множества «доскифских» племен, обитавших в области Черного моря. Известно о них крайне мало, поэтому, как это часто бывает, вместо достоверной информации исследователям приходится изучать многочисленные легенды, выискивая в них по крупицам истину. Так постепенно становятся известны факты о киммерийцах.

Разные народы

Киммерийцами принято называть кочевые племена, которые в VIII-VII веках до н.э. совершали набеги на Закавказье и завоевали некоторые регионы Малой Азии. Их «подвиги» упоминаются во многих произведениях ближневосточных летописцев.

Определенная путаница возникает из-за того, что под тем же названием известен целый ряд народов, которые в Железном Веке, то есть еще до скифов, обитали в районе Северного Причерноморья. В произведениях древнегреческих авторов под именем киммерийцев фигурируют именно эти племена, считавшиеся почти легендарными. Таким образом, под одним названием скрываются разные народы с разной историей.

Киммерийская эпоха

Время с одиннадцатого по седьмой века до нашей эры носит название «Киммерийская эпоха», Название это достаточно условно, поскольку нет никаких доказательств того, что относящиеся к той поре находки имеют какое-то отношение к киммерийцам.

А находок, между тем, обнаружено немало. Это разнообразные клады и погребения. Их находили в разных странах, в том числе и на юге России, хотя исторических свидетельств о том, что там присутствовали киммерийцы, нет. Лишь захоронения в Малой Азии, без сомнения, можно считать киммерийскими.

Культура

Ученые предполагают, что культура киммерийцев близка была к более поздней скифской. Киммерийцы носили высокие остроконечные шапки и одежду из кожи.

В киммерийских захоронениях было найдено немало металлических бляшек, служивших прежде, вероятно, для скрепления ремней конской упряжи. Возможно также, что эти бляшки использовались как обереги . На них изображали схематический рисунок глаза – ромб (его стенки обычно были слегка выгнутыми) с кругом в середине. Часто изображение вписывалось в круг, и получалась простая розетка. Еще одно характерное для того времени изображение – круг с вписанным в него крестом.

Язык

О языке киммерийцев неизвестно практически ничего – сохранилось лишь несколько имен, которые по звучанию своему напоминают другие языки индоиранской группы. Также есть версия, что язык киммерийцев был близок к фракийскому, о котором, впрочем, известно тоже немного.

Никаких образцов киммерийской письменности не сохранилось. Вполне вероятно, что ее и не существовало.

Кочевники или земледельцы?

Несмотря на то, что киммерийцы во многих источниках упоминаются как кочевые народы, доказано, что у них было развито скотоводство. Например, в захоронениях находили множество голов домашнего скота. Скорее всего, было развито и земледелие. Киммерийцы добывали железную руду и изготавливали оружие – такая деятельность также предполагает оседлый образ жизни.

Возможно, разгадка все в той же терминологической путанице. Не исключено, что к киммерийцам причисляли и кочевые и оседлые народы.

Киммерийская плита

Киммерийской плитой называют тектоническую плиту , бывшую когда-то частью древнего континента Пангея. Позднее плита откололась от гигантского континента древности, а затем столкнулась с северо-восточной частью Пангеи.

Так со временем сформировалась часть современной Евразии. В результате столкновения киммерийской плиты с другими тектоническими плитами были образованы такие крупные горы как Альпы, Гималаи и Кавказ. К киммерийцам плита не имеет никакого отношения, поскольку все эти процессы происходили задолго до появления первых свидетельств о кочевом народе.

Казалось бы, киммерийцы были забыты подобно множеству древних народов. Но история любит неожиданные повороты. Память о древнем народе воскресла благодаря фантастическим фильмам про Конана-варвара, снятых по мотивам повестей про Конана из Киммерии.

Произведение это никак не может претендовать на роль исторического исследования: автор просто придумал все детали быта киммерийцев. Тем не менее, многие знают о существовании этого народа исключительно из фильмов с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли.

Воинственные всадники

В Азии киммерийцы запомнились как смелые воины, которые использовали в бою непривычную в то время тактику – массовую конную атаку. Пехоте азиатских держав сложно было противостоять такому натиску, тем более, что киммерийцы были вооружены металлическими мечами, луками и даже каменными молотами. Благодаря своей маневренности конница легко одерживала победу, даже не приближаясь к противнику на опасное расстояние.

Как и любой этнос, живший преимущественно за счет грабежей, киммерийцы часто и охотно воевали. Агрессивных всадников не смущало даже, если силы противника были многочисленнее киммерийской армии.

Конец киммерийцев

Неудивительно, что хорошо вооруженные киммерийцы достаточно легко покорили многие азиатские государства. Но впоследствии нашлись армии и посильнее легендарных воинов: скифы в союзе в ассирийцами, а также фракийцы заставили киммерийские армии отступить на Балканы.

Былое могущество кочевникам восстановить не удалось. Со временем киммерийцы смешались с другими народами и исчезли как этнос.

Религия

Хотя о верованиях народа известно немного, есть данные, что они поклонялись оружию и всячески почитали бога войны. Это вполне естественно для кочевого и воинственного народа.

Погребения погибшим в боях и в мирное время устраивались пышные. Ученые полагают, что скифы многое заимствовали у киммерийцев, и к числу заимствований относятся и знаменитые скифские курганы . Киммерийцы устраивали простые могилы или деревянные срубы в умах. В гробницы укладывали предметы, которыми покойные пользовались при жизни, а также пищу, принесенные жертвы, часто – головы скота. Неизвестно, были киммерийцы основоположниками этой традиции, или заимствовали ее у еще более древних народов.


Первым народом, населявшим Восточную Европу, Северное Причерноморье и Поднепровье, чье имя известно, считают киммерийцев. Их знали ассирийцы, иудеи, греки и другие древние народы. О них говорил Гомер в Одиссее: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман» .

В современной исторической науке принята точка зрения, что киммерийцы были предшественниками скифов на территории Украины и были, как и последние, ираноязычным народом . Скифов современные исследователи считают более поздними (VII в. до н.э.) пришельцами из Средней Азии. К такому мнению склонялся Геродот. Однако, как исследователь объективный и добросовестный, он приводил также сведения, противоречащие этому представлению. В том числе предание самих скифов: «Как утверждают скифы, из всех племен их самое молодое, а возникло оно следующим образом: первым появился на этой земле, бывшей в те времена пустынной, человек по имени Таргитай... Скифы утверждают, что именно так они произошли, лет же со времени их происхождения от первого царя Таргитая до похода Дария на их землю всего, как говорят, не более тысячи, но именно столько» . Скифский поход Дария состоялся в 512 г. до н.э. Отсюда следует, что скифы пришли в Поднепровье около 1500 г. до н.э. Есть и другие свидетельства обитания скифов в Северном Причерноморье задолго до VII века до н.э. Одним из них является утверждение египетского жреца из святилища Гефеста, что фараон Сесострис, отождествляемый с Рамзесом II (время царствования 1290-224 гг. до н.э.), покорил скифов .

Геродот сообщает некоторые подробности об этом походе: «Сесострис прошел материк, пока ни перешел из Азии в Европу и не разбил скифов и фракийцев. Я думаю, что дальше скифов и фракийцев египетское войско не заходило, ибо на их земле установлены те самые стелы, а дальше они не встречаются. Отсюда он повернул и пошел назад, а затем оказался на реке Фасис. Я не могу сказать точно, сам ли царь Сесострис, отделив часть своего войска, оставил ее тут для поселения в этой стране, или же некоторые из воинов, устав от скитаний, осели здесь по Фасису» . Далее Геродот приводит ряд доказательств того, что колхи являются потомками этих египтян .

Историки не придали должного значения этим сообщениям, а также не обратили внимания на то, что Геродот сообщал о приходе из Азии (в VII в. до н.э.) не скифов вообще, которых было четыре племени (кочевники, георгин, пахари и царские скифы), а только кочевников.

«Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Араке, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, ридя, заняли безлюдную страну» - сообщает Геродот .

Странно, что киммерийцы, несмотря на свою воинственность, которая отмечалась как ближними, так и дальними соседями, решили уйти с занимаемой ими земли, уступив ее скифам без боя. Едва ли так поступил бы автохтонный народ. Странно и то, что скифы вместо того, чтобы спокойно занять освободившуюся страну, погнались за той частью киммерийцев, что бежала через Кавказ на Ближний Восток в сторону Египта, который не принял киммерийцев и откупился от преследовавших их скифов, избежав тем самым их вторжения .

Но и после этого скифы продолжали преследовать киммерийцев в Малой Азии еще 28 лет так, будто обуревали жаждой мести. Вышеописанные события приобретают логичность, если предположить, что киммерийцы были на скифской земле оккупантами, потомками египетских завоевателей. Направление бегства части киммерийцев в сторону Египта и погоня именно за ними скифов были не случайными. Вероятно, киммерийцы надеялись, что государство, некогда наделившее их властью, теперь возьмет под свою защиту.

Остается понять, зачем понадобилось фараону Сесострису забираться за тридевять земель и покорять кочующих скифов, с которых из-за этого трудно было что-либо взять, да еще оставлять на далекой чужбине часть своего войска? По-видимому, скифов и египтян еще до вышеуказанных событий связывали некие непростые отношения, и их история развивалась по какому-то боле сложному сценарию. Об этом, в частности, говорит замечание Юстина, что «скифское племя всегда считалось древнейшим; впрочем, между скифами и египтянами долгое время происходил спор относительно древности племени». Когда и где могли происходить эти споры, и какие отношения могли связывать народы, разделенные горами, морями, пустынями и огромным расстоянием? Уж не предками ли скифов были воинственные кочевые племена гиксосов, завоевавшие Египет на рубеже XVIII и XVII веков до н.э., которых египтяне называли «царями пастухов»?

С глубокой древности известны многочисленные воинственные пастушьи племена саков. Известно, что индусы и персы называли скифов саками. Название «гиксосы» можно интерпретировать как гиг саки, то есть высшие саки. Таким образом, гиксосов можно считать прототипом «царских скифов».

Покорив Египет, гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу -Аварис, а их цари получили право именоваться фараонами. Наибольшего могущества они достигли при царе Хиане. Кое-чем гиксосы обогатили Египет. Они впервые ввели в Египте коневодство и колесный транспорт, упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо. При них в Египте были введены рыночные отношения (до XVII в. до н.э. продукция между гражданами Египта распределялась). Впрочем, судя по библейским сведениям, это скорее заслуга Иосифа.

Господство инородцев всегда тягостно для покоренных. Освободительная война египтян против гиксосов началась в начале XVI в. до н.э. при Камосе и завершилась при фараоне Яхмосе I. В 1535 г. до н.э. был взят Аварис. Гиксосы отступили на восток в Палестину.

Часть гиксосов, известная по арабским преданиям как амалекиты-шасу, осела в Палестине и впоследствии была ассимилирована арабами, которые сохранили предание об их прошлом властвовании в Египте . В Библии они упоминаются как древнейший народ -амаликяне.

Другая часть гиксосов, не обретшая своей земли, по-видимому, какое-то время скиталась по Ближнему Востоку, занимаясь скотоводством и торговлей, вела свойственный этому занятию скитальческий образ жизни, за что и прозвалась скитами, а в греческой транскрипции - скифами. В начале XV в. до н.э. скифы перешли в Северное Причерноморье. Они унаследовали некоторые египетские обычаи: богатые захоронения, сопровождаемые всем необходимым для потусторонней жизни; обязательное поминание предков до седьмого колена; широкое царское нагрудное украшение (пектораль), как у фараонов. Из Египта или Малой Азии ими была вывезена южная порода быков, которая на севере утратила рога из-за хлодов (стала комолой) .

С ранними скифами можно связать Сабатиновскую археологическую культуру. Для этой культуры характерны, наряду со стационарными поселениями, также временные, типа скитов или выездных факторий, а также большое количество оружия. Если они занимались торговлей, то одновременно должны были быть и воинами, чтобы охранять свои товары.

А как сказал Мао Цзэдун: «Винтовка рождает власть». От себя заметим, что деньги - тоже. Поэтому скифы стали царствовать над прочими обитателями этой земли, создав империю, которую греки назвали Скифией.

Расцвет Египта после изгнания гиксосов наступил в XIII в. до н.э. при фараоне Сесострисе. Он подчинил своей власти царства Ближнего Востока, но на том не остановился и предпринял поход в Скифию. С учетом вышеизложенного становится понятным смысл его похода. Фараон хотел обезопасить Египет от возможности повторного вторжения потомков гиксосов. Для этого было недостаточно одержать победу в сражении. Нужно было установить в Скифии свою власть. С этой целью он и оставил часть своего войска, надо полагать, не только в Колхиде, на выходе из Скифии, но и в ее центре, в Поднепровье. Таким образом, египтяне лишили власти скифов и сами стали править их полиэтничной страной.

При этом часть скифов, не пожелавшая им подчиниться, в первую очередь легкие на подъем кочевники, бежала в Среднюю Азию. Часть же скифов и другие народы, населявшие территорию нынешней Украины, остались жить под властью киммерийцев.

Некоторые из них, в первую очередь те, кто ранее тяготился властью скифов, стали сотрудничать с новой властью. Скорее всего, это были потомки «трипольцев», для которых скифы были поработителями. Связь египетского гарнизона с далекой метрополией была минимальной и, вероятно, совсем прервалась после того, как разделявшие их страны вышли из-под египетского подчинения. В результате, египетские воины стали брать в жены местных женщин, переняли некоторые местные обычаи и образ жизни, одним словом, натурализовались. Но при этом они и их потомки, как водится, сохраняли убеждение, что они «голубая кровь» -элита, которую остальной народ обязан содержать. Вот их-то, очевидно, и назвали киммерийцами (или химерийцами, химера -помесь разнородных существ, химия - наука о смешении разнородных веществ). Египтяне называли словом кемет плодородную смесь водорослей и земли, которую приносил на их поля Нил, а свою страну называли -Кеме. Поэтому, вероятнее всего, название киммерийцы означало просто - египтяне (кемерийцы).

На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет-инициатора изгнания гиксосов (рис. 9) . Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Кстати, прижившееся у нас слово «собака» - египетское, славянское -«пес».

Рис. 9. Изображение киммерийцев на этрусской вазе

Обосновавшись в северных краях, киммерийцы не переняли обычай местных жителей носить брюки (по крайней мере, поначалу), а, как видно на указанном изображении, сохранили египетский обычай носить юбки, но расширили их, чтобы можно было ездить на лошадях верхом.

Со временем киммерийцев становилось все больше, а народу - все труднее содержать эту правящую элиту. По сравнению с нею власть скифов, которые сами занимались нужным для их подданных трудом (скотоводством и торговлей), была благом. Для уменьшения гнета над подданными, или потому, что последние обеднели, киммерийцы стали совершать грабительские набеги на соседние народы, что зафиксировано в исторических анналах.

Так, Геродот сообщает: «Поход киммерийцев, пришедших в Ионию, который был раньше правления Креза, имел целью не покорение городов, но набег ради грабежа» . А согласно восточным текстам, в 722-15 гг. до н.э. они нанесли тяжелое поражение урартскому царю Русе 1 . Но это не устранило антагонизма киммерийцев с подданными. Поэтому, когда скифы-кочевники, ушедшие на восток, усилились и решили вернуться на родину, возможно, по призыву ее населения, то оно не стало поддерживать киммерийцев, и те, не дожидаясь скифов, в панике бежали из Скифии на север, юг и запад. Значительная их часть бежала в Западную Европу. Как раз к этому времени (VII в. до н.э.) относится внезапное появление в Европе многочисленных кельтских племен, а в Малой Азии - галатов. Многое говорит о том, что они были потомками киммерийцев. Этого мнения придерживался ряд исследователей (Потоцкий, Раулингсон, Боннель, Карпентер). При этом Боннель причислял к киммерийцам-кельтам также тавров, будинов, невров, скифов-земледельцев, скифов-пахарей, амазонок и др. .

От египетских воинов кельты унаследовали агрессивность, от «трипольцев»- демократичность, высокий статус женщины, характерный орнамент, которым они украшали свои щиты, одежду и тела . Они имели обычай сражаться голыми или полуголыми. Кроме того, они в отличие от других европейских народов, брили лица. Впрочем, может быть, у них, как у древних египтян, плохо росла борода.

В римском описании битвы с кельтами при Теламоне (225 г. до н.э.) говорится: «В первых рядах кельтского войска сражаются обнаженные храбрецы. Безрассудно бросаются они в битву под рев огромных труб, храп коней и крики женщин в повозках, не дающих мужчинам отступать, сминая строгий порядок римских войск» .

Западнославянские воины, описанные хронистом VII века, также отчасти напоминают древних кельтов: «Некоторые не носят ни рубах, ни плащей, а только лишь штаны, подпоясанные широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на бой с врагами» .

Обнаженными сражались также варяжские берсерки и казаки-характерники, которые, приведя себя в гипнотическое состояние, становились неуязвимыми для вражеских мечей. Известно, что йоги в подобном состоянии могут лежать на гвоздях или битом стекле, не получая повреждений. Возможно, эта способность была унаследована ими по женской линии от своих «трипольских» предков (полян, пеласгов), более подробные сведения о которых содержатся в § 5- главы 3 этой книги.

Вероятно, многие народы (кимвры, кельты, галлы, галаты, галинды, гелоны, галичане, голядь) являются потомками киммерийцев. Древние авторы (Посидоний из Апамеи, Страбон, Диодор, Плутарх) отождествляли с киммерийцами также кимвров . Кимры и кимвры были одними из предков немцев, португальцев и англичан (валлийцев - уэльсцев). Самоназвание валлийцев -кимри, их страны - Кимру, языка -кимриж.

Гарольд Бейли в издании «Архаическая Британия» сообщает: «Сер Джон Морис подметил поразительную близость синтаксиса валлийцев и древних египтян; а Джеральд Масси в своей «Книге Начал» приводит список из 3000 случаев крайнего сходства между английскими и египетскими словами...» . Это говорит как о том, что предками англичан (валлийцев) были киммерийцы, так и о том, что киммерийцы были потомками египтян.


Рис. 10. Змееногая богиня

Странный обычай шотландских мужчин носить короткие юбки, так же, как и консервативность англичан, вероятно, были унаследованы ими от египетских предков.

На Северном Кавказе потомками киммерийцев, по-видимому, были меланхлены, которых так называли за обычай носить только черную одежду. Часть из них, возможно, после возвращения скифов-кочевников, переселилась в Северскую (Черниговскую) землю. Не случайно Тмутаракань на Северном Кавказе черниговские князья считали своей вотчиной.

Во всей Европе, от Урала до Ирландии, имеются топонимы, связанные с киммерийцами. Возможно, какая-то часть киммерийцев бежала от скифов на Крайний Север, где отметила свое присутствие такими топонимами, как г. Кеми, р. Кемийоки, оз. Кемиярви в Финляндии, г. Кемери в Латвии, река и город Кемь в Карелии, р. Кема в Вологодской обл., г. Кимры на Волге, р. Кама, приток Волги, названиями народов коми и черемисы (ныне марийцы), последние тоже носили только черную одежду. До принятия христианства черемисы отправляли в дубовых рощах языческие культы, подобные кельтским.

В.П. Кобычев высказывает мнение, что на северо-востоке кельты со временем, вероятно, были ассимилированы летто-литовским племенем аистов (эстиев), про которых Тацит говорит, что «язык их схож с британским» .

Из Малой Азии остатки киммерийцев были изгнаны Аллилатом уже после ухода скифов. Куда ушли эти киммерийцы неизвестно. Возможно, в Индокитай, где стали известны под именем кхмеров. В их облике заметны индоевропейские черты, а в преданиях присутствует легенда об их происхождении от змееногой женщины (богини), такой же, как у жителей Поднепровья.

Но мало кто из русских знает о киммерийцах. В наибольшей степени информация о них сохранилась в истории Крыма, где они проживали в частности. Киммерийцы — это были союзы племен, которые населяли территорию Северного Причерноморья в конце 2-го тысячелетия до н. э. до прихода скифов и являются, как и скифы, нашими прямыми предками. Это один из союзов племён огромного Суперэтноса Русов, которые в тот период заселяли огромную территорию, от Северного Ледовитого океана до Индийского океана на юге, от Тихого океана на востоке до Атлантического океана на западе.

О нашем родстве говорит и такой источник как «Велесова книга», которая в настоящее время имеется в нескольких переводах. Легенду о родстве славян и киммерийцев приводит и арабское сочинение 12 века «Собрание историй». В ней говорится о трёх братьях – Русе, Кимере и Хазаре.

Киммерийцы вышли к Северному Причерноморью в конце 2-го тысячелетия до нашей эры из района Волги и Дона и начали движение на запад, в сторону Балтийского моря. По исследования Б. А. Рыбакова, им соответствовала «лужицко-скифская» археологическая культура. Именно киммерийские племена вытеснили дорийские племена с Одера и Шпрее, а далее началось их продвижение в Грецию. Кельты были оттеснены на запад.

Киммерийцы не были «кочевниками» в понимании современного человека, они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках. Частью союза племён киммерийцев были и синды, чьи потомки жили и у Балтики, и на берегах далекого Инда.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Донбассе.

Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде – например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

В мифологии часто прародителем народа выступает один человек (видимо, глава рода, племени, народа). Киммерийцам соответствуют несколько имен:

  • уже упоминавшийся Кимер – брат Руса и Хазара,
  • в германской мифологии - великан Имир-Бергельмир (прародитель людей, спасшийся от потопа),
  • в «Велесовой книге» - «Богумир» (один из прародителей славян),
  • в Авесте – царь Йима.

Йиму, как и Богумира, боги научили готовить священный напиток Сому-Хаому, в славянском варианте – Сурицу. Йима, как и германский великан, спасает народ от потопа (видимо, гибель остатков Арктиды, приблизительно 10-12 тыс. лет назад). Да и известный город Аркаим (Южный Урал) возможно переводиться как «арка-крепость Йимы».

На основе текстов Ветхого завета киммерийцев производят из имени «Гомера», сына Иафета.

Согласно «Велесовой книге», у Богумира было два сына – Сева и Рус, от них «произошли союзы племён северян и русов, три дочери – Древа, Скрева, Полева (кто помнит историю Киевской Руси, правильно соотнесёт их с союзами племён древлян, кривичей и полян). Согласно этой легенде, русы и северяне - прямые потомки киммерийцев, а древляне, кривичи и поляне - «дочерние» союзы племён, то есть с примесью других родов.

На берегах Балтийского моря осела часть киммерийцев, об этом говорит и Гомер, и другие авторы Древней Греции, называя их «виндами», «индами», «энетами». Они славились тем, что были главными поставщиками «слез солнца», янтаря.

Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала .

Примерно в 8 веке до нашей эры, во время очередного переселения русов с востока, согласно Геродоту, у киммерийцев началась междоусобная война. Народ восстал против политической элиты (видимо, слишком роскошно жившей и деградировавшей), все «цари» (политическая элита) были убиты. Поводом для междоусобицы стал вопрос – воевать со скифами или нет. Народные массы выступили за мир с родственными родами, политическая элита была за войну. Народ большей частью остался, влившись в состав родственного союза скифов-сколотов. Часть ушла на запад, часть на юг – во Фракию, образовав царство треров, ещё одна группа двинулась вдоль восточного побережья Чёрного моря. Ушли, скорее всего, военные элиты киммерийских племён, учитывая их бешеную военную активность в Малой Азии.

Те, кто решил уйти в Азию, вторглись в государство Урарту, в 722-711 гг. до нашей эры разгромили урартского царя Русу I. Его войско, по сообщениям ассирийской разведки, было целиком уничтожено. Киммирийцы подчинили себе остатки государства хеттов , которое уже было в упадке. В районе современного города Синоп киммерийцы основали свое государство, «страну Гимир» (согласно ассирийских источников). У грузин их название сохранилось с слове «гмири» - «великан, богатырь».

Войны киммерийцев

В бою с азиатскими державами киммерийцы использовали ещё не известную здесь тактику – манёвр крупными массами конных стрелков. Основу их армии составляли отряды конницы, это давало большие преимущества перед в основном пешими армиями азиатских держав. Их конные отряды не имели обозов. Их маневренность, быстрота, в сочетании с мощной пробивной силой киммерийских стрел (они отличались высокими баллистическими качествами), позволяли держаться от армии противника на расстоянии. Киммерийцы могли стрелять на ходу, конница противника и его колесницы не обладали столь высокими боевыми качествами, чтобы противодействовать киммерийским отрядам.

Вооружены воины-киммерийцы были луками, железными мечами и каменными боевыми молотами. Луки киммерийцев до нашего времени не дошли, найден только один лук в курганном погребении у г. Зимогорья в Луганской области. Он состоял из двух продольных полос дерева, обмотанного растительной плёнкой, видимо, берестой. Длина его – 93 см. В принципе – это характерный «скифский лук», традиция одна. Наконечники стрел – втульчатые. Среди бронзовых наконечников стрел встречаются ромбические, овальные и килевидные. Встречаются и костяные наконечники стрел - ромбовидные с выемчатым или прямым основанием, квадратные или круглые в разрезе. Носили стрелы в колчанах из кости или мягкого камня.

Для ближнего боя использовали мечи и кинжалы из бронзы или железа, иногда рукоять была бронзовой, клинок железным. Киммерийцы были знакомы и с железными наконечниками копий.

Племена киммерийцев одерживали победу за победой, в 705 году до н. э. наголову разгромили грозных ассирийцев, в бою погиб и ассирийский царь Саргон II. Примерно в 692 году до н. э. они напали на Лидию, лидийцы обратились за помощью к Ассирии , только совместными усилиями киммерийцев оттеснили. В 679 году до н. э. они совершили поход на Ассирию, в 676-674 гг., заставив Урарту войти с ними в союз, атаковали Фригию, фригийская армия была уничтожена, её царь Мидас (который в мифах обращал предметы в золото) погиб, Фригия прекратила существование. В 665 году Лидия вновь зовёт ассирийцев на помощь, но уже в 654 году киммерийцы всё же разгромили Лидию, город Сарды, столица, взята штурмом, царь Гиг погиб. Большая часть Лидии, Фригии вошли в состав царства киммерийцев.

Отряды киммерийцев дошли до Палестины и Египта, фараону Псамметиху I с трудом удалось сдержать их натиск. В это же время фракийские киммерийцы (основались на Балканском полуострове) атаковали греческие города в Малой Азии и ударили по Фригии и Пафлагонии с запада.

Но вскоре скифы перебрались через Кавказский хребет, в 650-640-х годах они в союзе с ассирийцами разбили киммерийцев, были разбиты и киммерийцы во Фракии. Ещё одно поражение они потерпели от возродившегося Лидийского царства. Киммерийцы были вынуждены отступить на запад Малой Азии, а на рубеже 7-6 столетий они переселились на Балканский полуостров, к своим сородичам. Впоследствии они вошли в скифский союз племён.

Часть киммерийцев влилась во фракийские племена или по долине реки Дунай ушла дальше, в Западную Европу. От них, видимо, при смешении с кельтами произошли кельты-кимбры и племя кимвров. Они в союзе с племенем тевтонов во 2 веке до н. э. вторглись в Римскую республику. Византийские авторы уже в 1 тысячелетии нашей эры называли «киммерийцами» племена, населявшие берега Балтийского моря, часть из них влилась в состав балтийских и славянорусских племён Центральной Европы.

О верованиях киммерийцев мало что известно кроме того, что центральное место (как и у скифов) занимал бог войны, они поклонялись Мечу. Как и у всех арийских народов, у них была развита культура погребения. В могильники клались дары, приносились жертвы, встречаются простые погребения (ямы прямоугольные и овальные), ямы с деревянными срубами (поэтому археологическую культуру и назвали «срубной» и «ямной»). Тела лежат скорченно на боку, а также вытянуто на спине или боку. Преобладает восточная и западная ориентировка усопших. В могилы мужчин клали оружие, упряжь, инструменты, пищу. В женские - посуду, иголки, украшения.

Киммерийцы - загадочный народ, упоминающийся в древнегреческих и древневосточных источниках, сегодня имеет определённое место в истории.

Киммерийцы выделились в ходе распада так называемой срубной археологической культуры, существовавшей во II тысячелетии до н.э. в степной полосе от Урала до Дуная. В «Одиссее», созданной в VIII веке до н.э., мелькает описание знакомства древних греков с этим народом, который живет на крайнем пределе обитаемой земли. Грекам времён «Одиссеи» это должно было казаться именно так.

По Геродоту, пришедшие из-за Волги скифы напали на киммерийцев и вынудили их оставить родные степи. По преданию, киммерийцы не смогли договориться между собой, оказать ли сопротивление скифам или спасаться бегством и искать новых мест для поселения. Этот спор привёл к братоубийственной войне между киммерийцами, в которой полегло множество народа, в основном знати, которая стояла за противоборство скифам. Всех павших в этой роковой битве, по Геродоту, киммерийцы похоронили где-то в районе реки Днестр (где ещё во времена Геродота якобы можно было видеть курган киммерийских царей), а оставшимся ничего не оставалось, как покинуть страну. Исход киммерийцев, преследуемых скифами, проходил вдоль Черноморского побережья Кавказа.

В конце VIII века до н.э. киммерийцы появляются на Ближнем Востоке. В 714 году до н.э. они поселяются в определенной части государства Урарту, на территории современной Армении. Урартский царь Руса I, попытавшийся подчинить их, потерпел страшное поражение. Через некоторое время, в конце VII века, киммерийцы двинулись на Ассирию, Каппадокию и Фригию – царства в Малой Азии. Где-то они проигрывали сражения, где-то одерживали победы. Во Фригии в бою они убили царя Мидаса – того самого, которому, если верить мифу, бог Аполлон за дерзость и глупость "подарил" ослиные уши. Но в целом эта область была плотно населена ещё до киммерийцев, и им нигде не удалось прочно закрепиться. Во второй половине VII века до н.э. они, очевидно, полностью растворились в местном населении, теряя свою идентичность.

Экспансия киммерийцев в западной части Малой Азии продлилась дольше. Она пришлась на время правления в Лидии царя Ардиса II – первого в истории государственного деятеля, начавшего чеканку монеты определённого веса и пробы. Ардис II c 678 года по 644 год до н.э. был соправителем своего отца Гигеса, а после до 629 года царствовал самостоятельно. Как раз в этот период киммерийцы напали на его государство и овладели его столицей Сарды. Царскому войску удалось удержать только акрополь города. По восточным источникам, Гигес пал при защите Сарды. Киммерийцы хозяйничали в Лидии, пока сыну Ардиса Садиатту (629-617 гг.) не удалось изгнать их из своей страны. Вскоре после этого киммерийцы полностью исчезли с исторического горизонта.

Географическая память о киммерийцах осталась у греков в тогдашнем названии Керченского пролива – Боспор Киммерийский. Какую-то область они именовали Киммерией – по-видимому, это нынешний Керченский полуостров. Греки считали, что всей страной, в которой позднее обитали скифы, прежде владели киммерийцы.

С точки зрения большинства историков, киммерийцы были ираноязычным народом, родственным скифам. Но есть и альтернативные мнения. Согласно одному из них, киммерийцы относились к арийской общности, когда она еще не разделилась на иранскую и индоарийскую ветви.

Обращает на себя внимание также созвучие имени киммерийцев с кимврами – народом, вторгшимся в Римскую державу в конце II века до н.э. Кимвров обычно считают германцами. Но здесь можно указать на распространение в древности одних и тех же названий народов на разных территориях. Так, известны ещё и кимбры - племя в древней Британии. Причём это не обязательно могло быть совпадение слов по звучанию.

Например, первые славяне носят у античных авторов имя венедов, и в то же время там, где позднее была основана Венеция, а также на западе Галлии (Франции) жили племена венетов. Академик В.В. Седов утверждал, что венетами (венедами) звалась ещё не разделившаяся центрально-европейская общность, из которой впоследствии выделились италийцы, кельты, германцы, балты и славяне (последние дольше других сохраняли это древнее имя); и венеты севера Италии и Галлии тоже были выселенцами из этого ареала. Точно так же упомянутые Геродотом невры на западе Скифии могли быть родственны кельтскому племени нервиев, либо их самоназвание развилось из одного корня (кстати, и те и другие поклонялись змеям и практиковали ритуальное оборотничество).

Названия киммерийцев, кимвров и кимбров также могли быть наследием ещё нерасчленённой индоевропейской общности. Иногда самоназвание народа надолго переживает тот язык, в котором оно первоначально возникло.

Интересный след оставило имя киммерийцев в русском языке. Посредством аланского «гимир», что означало «великан, исполин», оно перешло в русский язык в слове «кумир» (истукан, идол).

Введение

Предшественники скифов

Первые исследования киммерийской культуры

Древние источники гласят

Быт и культура

Причина исчезновения киммерийцев

Литература

Дополнения

ВВЕДЕНИЕ

древний киммерийцы северное причерноморье

С открытием и распространением железа началась новая эра в истории племен, которые населяли современную территорию Украины. Завершался процесс разложения первобытнообщинного строя. С началом железного века на арену всемирной истории вышли киммерийцы.

«Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда, сияющее солнце не заглядывает к ним и своими лучами ни тогда когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными» - это одно наиболее раннее упоминаний о киммерийцах в «Одиссее» великого греческого поэта Гомера.

Киммерийцы - древнейший из известных по своему названию народ, обитавший на территории Украины. К киммерийцам относит Гомер и упоминаемый в другой своей поэме «Илиада» народ «удивительных доильщиков кобылиц - млекоедов, бедных и справедливейших из смертных». Многие ученые полагают, что киммерийцы перекочевали в Украину с нижней Волги через предгорья Кавказа и произошло это около 1500 г. до н.э. Другие считают киммерийцев коренными жителями Украины. Так или иначе, вплоть до 700 г. до н. э. киммерийцы населяли практически всю степную часть современной территории Украины от Дона до Днестра. К началу I тысячелетия до н. э. киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, что позволило им овладеть обширнейшими пастбищными угодьями страны. Они первыми на территории Украины освоили технологию получения железа из болотной руды.

Решительный перелом произошел к исходу X в. до н.э., когда железо из руды стали получать с помощью сыродутного горна и древние кузнецы овладели сваркой железа и изготовлением высококачественной стали. В эту же пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легко вооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой булавы, иногда бронзовой секиры или боевого каменного топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил лук с втульчатым наконечником стрел.

Киммерийские цари собирали военные отряды и совершали военные походы против военных стран - Урарту, Ассирии, Лидии и др.

При появлении скифов, как повествует предание, переданное Геродотом, киммерийские цари, не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. В итоге Киммерия распалась под натиском скифских племен, которые вытеснили киммерийцев из Причерноморья.

Все эти события связанные с киммерийским народом, а также их культура и быт будут рассмотрены в реферате. Целью, которого является углубления знаний древней истории украинских земель.

1. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СКИФОВ

Население Скифии (доп.,1) сложилось из пришедших с востока племен и аборигенов. Близость языка и культуры тех и других способствовали естественному процессу их слияния. Очевидно, первые предшественники скифы, например, появились в Северном Причерноморье задолго до VIII в. до н.э., а их переселение происходило несколькими волнами, причем промежутки между ними могли составлять не одно столетие. Сами скифы, по свидетельству Геродота, считали, что их предки жили на берегах Днепра за тысячу лет до похода персидского царя Дария, то есть уже в середине II тыс. до н.э. Вполне вероятно, так оно и было на самом деле. Долгое время скифы мирно уживались в наших степях с киммерийцами, ведя совместно с ними успешные войны против переднеазиатских империй. В дальнейшем, по мере увеличения численности скифского населения в Северном Причерноморье и возрастания политического влияния скифов в регионе, отношения между союзниками испортились. Согласно Геродоту, киммерийцы, опасаясь борьбы с грозным врагом, ушли через Кавказ в Малую Азию, а их вожди, не желая покидать свои земли, разделились на две части и во взаимной битве перебили друг друга. Как писал «отец истории»: «И теперь еще есть в Скифии киммерийские стены, киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор».

2. ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КИММЕРИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из первых, кто попытался определить киммерийский период в древней истории в Северном Причерноморье, был известный археолог Самоквасов Д.Я. (доп., 2). В вышедшем в 1892 г. в Варшаве труде под названием «Основания хронологической классификации древностей Европейской России» он выделил наиболее ранние древние погребения, сопровождавшиеся каменными и бронзовыми орудиями, и отнес их к эпохе, которую назвал киммерийской. Ученый признал эту эпоху временем, предшествующим вторжению основной массы скифов в Северное Причерноморье, в соответствие с тем, как оно было освещено в историческом придании у греческого историка V в. до н.э. Геродота. Распространение железа в наших степях Самоквасов Д.Я. непосредственно связывал с приходом скифов. «Могильники киммерийской поры, - писал он, - отличаются от могильников последующих исторических эпох главным образом тем, что не содержат в себе оружия и орудий домашнего быта из глины, кости, камня, меди; могильники этой эпохи относятся к тому времени, когда древнейшим обитателям Русской земли еще неизвестно было употребление железа на человеческие нужды». В работе «Могилы Русской земли» (Москва, 1908 г.) ученые выделили киммерийскую, а также следующие за ней скифскую, сарматскую и другие исторические эпохи. Он считал, что этническая атрибуция известных ему археологических памятников должна явиться дальнейшей задачей науки. В начале ХХ века большинство археологов обычно относило к киммерийским все захоронения бронзового века со скрюченными костяками, найденные в курганах на юге Российской империи.

В 1901 и 1903 гг. археологом Городцовым В.А. (доп., 3) были осуществлены массовые раскопки курганов в Екатеринославской и Харьковской губерниях. Выделив древнеямную, катакомбную и срубную культуры, достаточно прочно обосновав их относительную и даже абсолютную хронологию, исследователь ускорил ход развития киммерийской проблемы. Еще в середине 20-х годов ХХ века он, ранее других ученых, поставил в науке вопрос о необходимости изучения киммерийцев. Киммерийскую культуру Городцов В.А. предложил выделить по тому кругу кладов бронзовых орудий из Северного Причерноморья, которые можно было бы поставить приблизительно в один хронологический ряд с такими известными на соседних территориях культурами, как гальштатская (в Запрадной Европе), Кобанская (на Кавказе) и ранняя ананьинская (в области Волги и Камы). Данные культуры он считал хронологически соответствующими позднейшему предскифскому периоду.

Гипотеза Городцова В.А., к которой он не раз возвращался в своих трудах («К вопросу о киммерийской культуре», Москва, 1928 г. и др.), получила широкое признание. Многие бронзовые вещи (клепаные котлы, кельты, кинжалы некоторых типов), обнаруженные в южных степях, стали называть киммерийскими. После того, когда выяснилось, что эти орудия являются позднесрубными, эту культуру также стали отождествлять с киммерийцами.

Известный советский ученый Граков Б.Н.(доп.,4) еще в конце 30-х годов ХХ века пришел к выводу, что в наших степях в предскифское время одновременно обитали киммерийцы и прямые предки скифов, отождествленные со срубной культурой. Данную гипотезу он впервые высказал в своей работе «Скіфи», вышедшей в Киеве в 1947 г. на украинском языке. Более аргументировано ученый изложил ее в труде «Каменское городище на Днепре» (Москва, 1954 г.)

По мнению профессора Бориса Гракова, киммерийской эпохой следует считать «время, от рубежа II и I тысячелетий до н.э. до начала собственно скифской эпохи, то есть до второй полвины VII века до н.э.».

Рисунок 1 - Киммериец. Изображение на греческой вазе

3. ДРЕВНИЕ ИСТОЧНИКИ ГЛАСЯТ

Первое упоминание о киммерийцах относятся к XIV-XII вв. до н.э. Живший в VIII в. до н.э. греческий поэт Гомер помещает их земли у крайних границ обитаемого мира, у входа в подземное царство Аида. В «Одиссее» говорится, что родина киммерийцев всегда окутана «мглою и тучами», через которые не проглядывают солнечные лучи. В «Илиаде» они называются народом «удивительных доильщиков кобылиц», жившим к северу от Трои, за «конеборными фракийцами и сражающимися врукопашную мисийцами». Весьма примечательно, что более поздние античные писатели и историки называют «доильщиками кобылиц» то скифов (Гессиод VII в. до н.э.), то киммерийцев (Каллимах, 310-235 гг. до н.э.). По всей видимости, данная путаница лишний раз свидетельствует о том, что оба этих народа с давних времен жили в наших степях, входили в единый военно-племенной союз и совершали совместные походы. В клинописных документах VII в. до н.э., относящихся ко временам царствования Асархаддона (681-668 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (668-626 гг. до н.э.) бок о бок упоминаются ишкуза-ашкуза (скифы) и гамирра-гимирра (киммерийцы). Известный географ древности Страбон (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.) упоминает, что киммерийцы совершали свои походы в Азию и области Средиземноморья еще до времен Гомера.

Рисунок 2 - Киммерийские всадники. Изображение на этрусской вазе VI в. до н.э.

В библейских текстах (пророчестве Иезекииля и др..) вторжение скифов и киммерийцев отражено как «божья кара»: «Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье, жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек…». «Народ издалека… Народ древний, языка которого ты не знаешь, колчан его, как открытый гроб, все они люди храбрые…». Первые ассирийские надписи (разведывательные данные - глиняные письма шпионов царю) о походах в Закавказье народа «гимири», относятся еще ко второй половине VIII в. до н.э. В этих же документах содержатся упоминания о том, что такие походы имели место еще столетием раньше, т.е. в IX в. до н.э. Весьма показательно, что память о славных воинах, пришедших с севера, долгое время сохранялась в легендах и преданиях многих народов Закавказья и Малой Азии, а слово «гмири» в грузинском языке до сих пор означает великан.

<#"justify">У Геродота говорится, что при заселении Северного Причерноморья скифы изгнали обитавших там до них киммерийцев. По его слонам, теснимые скифами киммерийцы собрались на Днестре и там решили, как им быть дальше. Киммерийские цари (вожди) настаивали на продолжении борьбы со скифами, но народ решил оставить свою страну. Тогда будто бы киммерийские цари разделились на две группы и, сражаясь между собой, перебили друг друга. Киммерийцы похоронили их у реки под таким высоким курганом, что могила была видна еще во времена Геродота, а сами удалились в Малую Азию.

Страбон сохранил смутные воспоминания о нападении киммерийцев на Малую Азию с западной стороны Босфора из Фракии еще во времена Гомера или даже еще раньше.

И Геродот и Страбон упоминает о нападениях киммерийцев на Малую Азию - от Пафлагонии в северной части этого полуострова до Эолиды и Ионии она юго-западе и Фригии в его центральной части; причем Страбоном они отождествляются с фракийским племенем треры, которое помещают на Балканском полуострове на реке Искыре между трибаллами и бессами (в северо-западной части современной Болгарии между Балканскими горами и Дунаем).

Страбон в качестве источников своего осведомления об этих нападениях ссылается на Каллина, поэта первой половины VII в. до н. э.,и на Каллисфена, писателя IV в. до н. э.

БЫТ И КУЛЬТУРА

При киммерийцах, которые овладели секретом получения железа из болотной руды в XVI-XV вв. до н.э., в Северном Причерноморье произошло переход от бронзового века к железному. Следует отметить, что по уровню железоделательного производства они значительно превзошли все народы Восточной и Средней Европы, а в X-IX вв. до н.э. у них уже получила распространение цельножелезное оружие. Вооружение киммерийского воина позднего периода состояло из длинного (до 1м 8 см) стального меча, кинжала, круглой булавы с каменным или бронзовым навершием, сложного лука и стрел с втульчатыми наконечниками. Последние сначала изготавливались из кости и бронзы, а в более позднее время из железа. Киммерийский лук был предшественником знаменитого скифского лука и отличался отменными боевыми качествами. Из него киммерийцы, лихо обернувшись в седле, могли поразить преследовавшего их противника. Для ношения лука и запаса стрел использовался специальный футляр - горит. Киммерийский горит имел одну оригинальную особенность - сверху он закрывался крышкой.

Рисунок 4 - Посуда, конское снаряжение и орудия труда киммерийцев

Есть доказательство, что киммерийцы использовали кроме литья - в каменные формы и по восковым моделям литье в металлические формы - кокили. Такое мнение основывается на весьма важной археологической находке из Новочеркасского клада - четырехместном кокиле для литья наконечников стрел (рис.5г)

Рисунок 5 - Часть литейной формы (а), стержень (б) скифского бронзового наконечника стрелы (в) и половина предскифского четырехместного кокиля (г)

Литейные формы для наконечников обычно состояли из двух или трёх металлических частей (5а), формировавших наружную поверхность отливки, и стрежня (5б) предназначенного для выполнения внутреннего отверстия наконечника(5в). Собранная такая форма скреплялась обручами и устанавливалась вертикально и заливалась.

Рисунок 6 -Киммерийское оружие.

Иногда в погребениях киммерийских воинов находят бронзовые секиры и боевые каменные топоры (архаичное оружие предков). Лишь немногие киммерийцы пользовались деревянными и обтянутыми кожей щитами. Отсутствие в погребениях киммерийских воинов защитных доспехов говорит о том, что последними они, скорее всего, не пользовались. Лишь в конце VIII-начале VII вв. до н.э. у некоторых знатных киммерийцев могли появиться доспехи, изготовленные в Закавказье и Малой Азии. Во времена совместных со скифами походов в Малую Азию основу киммерийского войска составляла легкая конница. Тяжелой кавалерии, в отличие от скифов, у киммерийцев не было.

В прежние годы ряд исследователей относили киммерийцев к числу народов фракоязычной группы, однако более поздние исследования подтвердили и ранее бытовавшую точку зрения о том, что киммерийцы принадлежали к той же группе ираноязычных племен, что и скифы, составляя западную ветвь этого огромного мира. Очевидно, что они жили в наших степях еще в эпоху бронзы, поэтому ученые обычно отождествляют их с племенами срубной культуры, которые вели оседлый образ жизни и имели комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Рубеж I тыс. до н.э. ознаменовался переходом к более прогрессивному в то время кочевому скотоводству, позволявшему с наименьшими затратами труда овладевать обширнейшими и богатейшими пастбищными степными угодьями. Основной специализацией скотоводства киммерийцев было коневодство - не зря многие древние авторы называли их народом «удивительных доильщиков кобылиц». С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. На территории Никопольского района такие захоронения были обнаружены в окрестностях города Орджоникидзе (Свинарева могила), поселка Шахтер, города Никополя и во многих других местах.

Подобно многим другим народам, обитавшим на территории южных степей, киммерийцы устанавливали над могилами памятные каменные антропоморфные стелы (без головы). На их верхней части обычно изображались ожерелье и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображался широкий пояс, к которому подвешены меч, кинжал или нож, горит с луком и стрелами, точильный брусок.

Рисунок 7 -Киммерийская каменная антропоморфная стела IX в. до н.э.

Рисунок 8 - Погребения киммерийского времени на территории Никопольского района

Киммерийская одежда была во многом похожа на скифскую. Это сходство в первую очередь связано с тем, что оба народа жили в сходных климатических условиях. Одежда степных кочевников была идеально приспособлена для открытых обширных просторов Евразии и умеренно-континентального климата - лютых зимних морозов, продолжительной летней жары, пронизывающих ветров и т.д. Киммерийские мужчины носили короткие кожаные куртки, узкие штаны, мягкие полусапоги. Самыми распространенными головными уборами киммерийцев были высокие островерхие башлыки. Их изображения можно обнаружить на греческих и этрусских вазах, ассирийских фресках и рельефах, относящихся к VIII-VI вв. до н.э. О женской одежде киммерийцев, к сожалению, почти ничего не известно.

Скорее всего, киммерийские мужчины носили головные уборы различных типов. Многие слышали о так называемом «фригийском колпаке» - головном уборе, ставшем в конце XVIII в. символом свободы в революционной Франции. Государство под названием Фригия в древние времена действительно существовало и находилось в Малой Азии, вот только сами фригийцы вряд ли являлись авторами «фригийского колпака», изобретение которого им упорно пытаются приписать уже не одно столетие. По всей видимости, они лишь позаимствовали его у киммерийцев, которые не раз посещали и завоевывали Фригию. Ярким подтверждением данной точки зрения являются изображения киммерийцев в головных уборах, точь в точь похожих на знаменитые «фригийские колпаки». Такие изображения встречаются на греческих и этрусских вазах.

В первые века I тыс. до н.э. значительная часть оружия, которым пользовались киммерийские воины (главным образом, киммерийская знать) имела кавказское происхождение. В этот период многие районы Закавказья и Кавказа служили своеобразной мастерской, снабжая бронзовым оружием окружающие народы в поразительном изобилии. Особенно популярными там были булавы, топоры, мечи, кинжалы, копья и вилы из бронзы. Щиты в основном были плетеными, обтянутыми шкурой. Наконечники стрел часто изготавливали из обсидиана - стекловатой вулканической горной породы красного и серого цвета, с раковистым, режущим изломом. Данная порода, иногда также называемая вулканическим стеклом, образуется при застывании вязких разновидностей кислой липаритовой лавы. Она хорошо полируется и еще с давних времен широко использовалась для изготовления различных поделок и оружия. Стрелы с обсидиановыми наконечниками обладали незаменимыми боевыми качествами. Очень твердые, они легко пробивали мягкие панцири, и в то же время, будучи очень хрупкими, они часто ломались в теле врага. На Кавказе и в Закавказье изготавливались кожаные панцири, обшитые круглыми бляхами различной величины. Для защиты тела служили и широкие пояса из листовой бронзы или толстой кожи. Бронзовые шлемы использовались редко и походили на те, что изготавливались в Малой Азии.

ПРИЧИНЫ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КИММЕРИЙЦЕВ

Походы скифов и киммерийцев ускорили формирование военной организации этих народов, направленной на покорение других племен и территорий. Заметно усилилась власть царей и родоплеменной аристократии, а военное могущество степных кочевников поднимало их вождей до уровня восточных владык. Очевидно уже в начале VIII в. до н.э. военная организация скифов стала более совершенной и мощной, что позволяло их царям все чаще предъявлять свои претензии на ведущую роль в скифско-киммерийском союзе. По всей видимости, отношения между союзниками время от времени обострялись, но очевидно эти конфликты носили лишь временный характер и никогда не являлись затяжными. В пользу данной точки зрения красноречиво говорит тот факт, что в VIII-VII вв. до н.э. союзное войско вело боевые действия на кажущихся даже сегодня громадными просторах - от западного побережья Малой Азии до южного берега Каспийского моря. Скоординированные действия на столь внушительной территории могла успешно вести только регулярная, хорошо управляемая армия. Вполне очевидно, что осуществлять масштабные операции и координировать удары войск было бы невозможно без наличия единого коалиционного командования. Такое попросту не под силу готовым в любую минуту вцепиться друг другу в горло, «союзникам»!

Скорее всего, еще в VIII в. до н.э. значительная часть киммерийских вождей, смирилась со сложившейся ситуацией и пополнила элиту образовавшейся на необозримых просторах Евразии империи скифов. Лишь какая-то их часть, не желая признать над собой власть скифских царей, возможно, поступила так, как об этом рассказано в «Истории» Геродота - во взаимной битве перебила друг друга. Известно, что еще в 676-674 гг. до н.э. киммерийцы и скифы в союзе с Урарту разгромили Фригию и вторглись в Лидию. После Лидийского похода киммерийцы фактически исчезли с исторической арены.

ВЫВОДЫ

Киммерийцы - древнейший из народов, живших в степной части Украины. Они принадлежали к одной языковой группе со скифами и сарматами, а также имели схожие культуры. Киммерийцы не были «кочевниками» в чистом понимании этого слова они обладали развитым земледельческим и скотоводческим производящим хозяйством. О развитости скотоводства говорят погребальные жертвоприношения, на которых закалывали сотни голов скота. Были развиты металлургия бронзы и железа, они делали прекрасное оружие, развитое производство керамики. Следы киммерийских рудников и металлургического производства найдены на Донбассе. Киммерийцы упоминаются в греческих, ассирийских, римских источниках.

У них были свои цари, города. Они оставили огромные курганы «катакомбной», «срубной» археологических культур 2-1 тыс. до н. э. Греческие и малоазиатские изображения киммерийцев говорят об антропологической идентичности славян и киммерийцев, как и скифов. Есть общее и в одежде - например, головные уборы типа папах. В бою киммерийскую конницу сопровождали большие волкодавы.

Киммерийцы известны своими дальними походами: они ходили походами на Северный Кавказ, в Малую Азию, во Фракию. Сведения о киммерийцах есть в ассирийских архивах царей Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала.

Геродот, живший во времена скифов, упоминал о «киммерийских стенах», то есть у них было развитое градостроительство. Согласно Страбону, на полуострове Тамань располагался град Киммерий, или Киммерида.

При исследовании вопросов связанных с киммерийцами выявляются несколько неясностей, на которые нет чёткого ответа. Первый непонятный момент связан с походом киммерийцев в Азию, вернее каким путём они вторгались в данную область.

У Геродота говорится, что скифы потеснили киммерийцев, и те двинулись в Малую Азию, но путь для своего переселения странным образом выбрали не по ближайшему к цели западному, а по восточному берегу Черного Мало того, что второй путь был много труднее первого, он еще вел в сторону врагов, от которых уходили киммерийцы.

А вот писатель Страбон сохранил смутные воспоминания о нападении киммерийцев на Малую Азию с западной стороны Босфора из Фракии еще во времена Гомера или даже еще раньше.

Две приведенные неясности дают поле для рассуждений и новых исследований. Скорее всего, свет на эти вопросы в скором будущем прольют новые открытия в археологии, ведь неизвестно, сколько ещё хранит в себе земля различных "осколков истории".

ЛИТЕРАТУРА

1.Акопян А.Г., Акопян Т.Г. История Украины. Учебное пособие для школ.-Донецк.1995г.

2.Арматов М.И. - Киммерийцы и скифы.Л.1974.156с.

.Артамонов М. И. К вопросу о происхождении скифов.- ВДИ, 1950, № 2, с. 37.

.Блаватский В. Д. Киммерийский вопрос и Пантикапей.- ВМУ, 1948, 8, с. 12.

.Геродот. История в девяти книгах. Пер. Ф. Г. Мищенко, тт. I-П. М., 1888.

.Городцов В. А. К вопросу о киммерийской культуре.- Труды секции археологии РАНИОН, вып. 2. М., 1928, с. 16.

.Граков Б. Н. Литейное и кузнечное ремесло у скифов.- КСИИМК. вып. XXII, 1948, с 38.

.Граков Б. Н. Погребальные сооружения и ритуал рядовых общинников степной Скифии.- АС, вып. 6, 1964, с. 118.

.Ельницкий Л. А. Киммерийцы и киммерийская культура.- ВДИ, 1949, № 3, с.23.

.Иванчик А.И., Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва, Берлин, «Палеограф», 2005.

.Крушкол Ю. С. К вопросу о киммерийцах.- В кн.: Археология и история Боспора. Симферополь, 1952, с. 91.

.Крупнов Е. И. Киммерийцы на Северном Кавказе по археологическим данным.-МИА, 1958, № 68, с. 176.

.Лавров И. Л. О пути вторжения киммерийцев в Переднюю Азию.- СА, 1965, № 3, с. 223.

.Марченко И. Д. Литейная форма конца VI в. до н. э. в Пантикапее.- КСИА, вып. 89, 1961, с. 51.

.Мелюкова А.И. Исследования памятников предскифской и скифской эпохи в лесостепной Молдавии.- Материалы и исследования по археологии юго-западной СССР и РНР. Кишинев, 1960, с. 129.

.Петриченко А.М. Искусство литья.М.1975.160с

.Рыбалова В.Д. К вопросу о хронологии некоторых групп памятников эпохи бронзы и раннего железа на Украине.- АС, вып. 2, 1961, с. 9.

.Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.

.Тереножкин А.И. Предскифский период на Днепровском Правобережье. Киев, 1961.

.Черненко Е. В. Скифский доспех. Киев, 1968.

Дополнение 1 -Карта Скифии в І тыс. до н.э

Дополнение 2 - Фото Самоквасова Д.Я.

Дополнение 3 - Фото Городцова В.А

Дополнение 4 - Фото Гракова Б.Н.

Киммерийский лучник. Реконструкция Торопа С.О.

Киммерийский воин. X-IX вв. до н.э.

Знатный киммерийский воин.

Киммерийский всадник. IX-VIII вв. до н.э.

Киммерийские воины. VIII в. до н.э.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png