Posted in Детская психология
Учебная деятельность - деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения .
Обучающая программа дошкольника должна реализовывать два требования:
1) должна приближать ребенка к обучению, предполагаемому школьной программой, то есть расширять его кругозор, готовность к предметному обучению;
2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его интересам и потребностям.
Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности. поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:
1) учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний;
2) учебная деятельность должна быть разнообразной;
3) новый материал должна опираться на то, что было ранее усвоено детьми;
4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;
5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Одни должны быть сложными, но посильными;
6) необходима положительная оценка успехов детей;
7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.
Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А. П. Усовой, к ним относятся:
1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;
2) способность отделять свои действия от действий других детей;
3) контроль за своими действиями и словами и др.
Таким образом, в дошкольном детстве идет подготовка ребенка к учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.
Главное меню
Сущность дошкольного обучения - Страница 8
СУЩНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание) , и тех, кого обучают (учение) . Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.
Основным компонентом обучения является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.
Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно .
Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения ,в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.
1. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.
2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.
Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен»
Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен : они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности
Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка-дошкольника.
Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе.
В основе обучения , следовательно, лежат навыки, умения и знания.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности : умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.
В) УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, УРОВНИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (А. П. УСОВА) . ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 23 НОЯБРЯ 2009 Г. N 655 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".
Учебно-познавательная деятельность дошкольников – это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.
Существует ряд точек зрения на определение учебной деятельности .
1. С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.
2. Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:
Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.
Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче . Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель .
Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий , который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.
Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.) .
Учебные действия , с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций.
Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций . На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей.
Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.
Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности , формируются отдельные ее элементы .
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет) , учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет) .
После 4 лет (средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
Умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
Учебная деятельность формируется под влиянием обучения.
А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности .
I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
II уровень - более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
III уровень - начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
Эти показатели отражают не возрастное развитие,а развитие процесса обучения и познавательной деятельности .
Уровни учебной деятельности /по Усовой А. П./
Высокий. Слушают указания, активно ими руководствуются, правильно оценивают сделанное, спрашивают о непонятном, достигают нужных результатов. Действуют осознанно, не прибегая к механическим подражаниям.
Средний. Имеющиеся признаки УД нестойки, в то же время могут обучаться. Слушают указания, придерживаются их в работе, при выполнении заданий склонны к подражанию друг другу.
Самоконтроль: сравнивают свей результат с результатом другого.
Низкий. Часто внешняя общая дисциплинированность, но обучаться еще не могут: слушают, но на слышат указаний, не руководствуются ими в работе, результата не достигают, к оценке не чувствительны.
Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания.
Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт) , а это снижает возможности его обучения.
Приказ Минобрнауки рф от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) , разрабатываемая в дошкольном образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.
П.2.11. приказа указывает, что общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность , осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) ;
- образовательную деятельность , осуществляемую в ходе режимных моментов ;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования , а именно:
Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
Формирование общей культуры , предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей : в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов) , самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.
Мотивы учебной деятельности дошкольника. - Студопедия
Педагогические условия формирования учебной деятельности дошкольника
1. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет) , учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет) .
После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие элементы учебной деятельности:
Умение определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
Умение планировать произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
Умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.
2. Как показало исследование А. П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умение слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкции при выполнении учебного задания.
Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправит ошибку, пополнить опыт) , а это снижает возможности его обучения.
3. Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятиях может быть похожей, но внутренне, психологически, весьма разной.
Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок.
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь) ». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно порадовать бабушку») , а прямой целью деятельности ребенка.
Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Типы и структура занятий, обучение детей вне занятий
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ С ФГОС - VII Студенческий научный форум - 2015
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ С ФГОСДанченко Ж. В. Текст научной работы размещён без изображений и формул. Полная версия научной работы доступна в формате PDF
Быть готовым к школе - это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
А. Л. Венгер.
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению - желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.
Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» . Одним из условий ФГОС является:
Формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;
Преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный) .
Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров (п. 4.6) :
Овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
Обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
Может контролировать свои движения и управлять ими;
Способен к волевым усилиям;
Проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Современная социокультурная ситуация вызвала изменения в процессе развития ребёнка, поэтому очевидна необходимость разработки научных и психолого-дидактических основ перестройки воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Вот почему возрастает актуальность исследований, направленных на выявление и изучение неисследованных возможностей дошкольников для формирования у них предпосылок учебной деятельности.
Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.
В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:
В недрах игровой деятельности;
В процессе специально организованного обучения.
В представленном исследовании за основу принимается концепция Л. А. Венгера, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, но также учитывается и положения А. П. Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения.
В процессе обучения приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр.
Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями. Целью исследования являются теоретическое обоснование и практическая разработка психолого-педагогических условий формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и игровых упражнений.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным при наличии специально разработанной модели которая должна включать следующее:
1. Система дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания, построенная с учётом педагогических условий:
Обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;
Обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;
Использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях) ;
Создание условий для взаимодействия детей.
2. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью повышения их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов (анализ научной, философской, психологической, педагогической и методической литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнение) ;
Эмпирические методы (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; опросы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и педагогического опыта) ;
Методы математической обработки собранных данных, методы оценивания и измерения.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился детский сад № 3 п. Тульского «Яблочко». Выборку составили 24 ребёнка старшего дошкольного возраста (12детей посещающих детский сад и 12 детей, не посещающих детский сад; и 16 педагогов дошкольной образовательной организации) . Исследование проводилось с 08.09.2014 года по 31.11.2014 года и осуществлялось в 3 этапа:
1. Анализ научной литературы, определение проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.
2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
3. Обобщение и систематизация материалов опытно-экспериментальной работы, оформления материалов дипломного исследования.
С целью выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности (принятие учебной задачи, выполнение учебных действий и действий самоконтроля) была разработана программа, представленная в виде подробных сценариев занятий. В подборе занятий мы опирались на «Компилятивную программу коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста» Н. А. Овсянниковой (педагог-психолог) ; Л. Ф. Тихомирова; О. Н. Земцова; Е. В. Кузнецова и И. А. Тихонова.
Эти разработки послужили основой для создания собственных сценарий с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Ценностью программы является психологически основанная последовательность групповых занятий.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование состояло из 3х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. В целях диагностики использовались следующие методы и диагностические методики:
Наблюдение, беседа. Тест С. А. Банкова.
Рисование фигуры человека по представлению;
Графическое копирование фразы из письменных букв;
Срисовывание точек в определённом пространственном положении;
3. Методика №2. Тест Р. С. Немова «Проставь значки».
4. Методика №3. Тест А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов».
В результате проведённых всех методик на констатирующем этапе исследования по каждому ребёнку в каждой группе, мы можем сделать вывод, что количественные показатели уровня развития предпосылок учебной деятельности в контрольной группе гораздо выше, чем у детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы посещают детский сад с младшей группы, у них лучше развита память, внимание, речь, координация мелкой моторики рук, а значит лучше сформирован уровень развития предпосылок учебной деятельности, чем у детей экспериментальной группы. В диаграмме № 1 представлены данные по выявлению предпосылокучебной деятельности у детей экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) .
Результаты экспериментальной группы убеждают нас о необходимости последовательной и целенаправленной работы с детьми этой группы по развитию предпосылок учебной деятельности.
Формирующий этап исследования проводился по 2 м направлениям: работа с педагогами и организация работы с детьми экспериментальной группы направленной на формирование предпосылок учебной деятельности. У детей формировались следующие предпосылки:
Принятие учебной задачи;
Планирование и выполнение учебных действий;
Контроль, самоконтроль.
Основными задачами экспериментальной работы было определение и реализация психолого-педагогических условий способствующих формированию предпосылок учебной деятельности.
Поэтапное формирование у детей предпосылок учебной деятельности.
Дидактически обоснованное сочетание и взаимосвязь игровых упражнений и дидактических игр на разных этапах работы.
Использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса.
Реализация дифференцированного подхода к детям с учётом степени проявления у них предпосылок учебной деятельности.
Организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками.
Широкое использование дидактического наглядного материала.
Развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений.
Реализация комплекса психолго-педагогических условий в процессе работы с детьми позволило достичь значительных позитивных изменений в характере и уровне проявления предпосылок учебной деятельности.
Одним из значимых условий проводимого исследования явилась организация различных форм методического сопровождения подготовки педагогов к этой работе (психолого-педагогические и методические семинары, просмотр открытых мероприятий, тренинги, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации и др.) .
Эффективность данного сопровождения отразилась на качестве экспериментальной работы с детьми, с целью выявления динамики в развитии предпосылок учебной деятельности у детей, был проведён контрольный эксперимент предусматривающий решение задач, направленных на:
1.выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп;
2.изучение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, прошедших экспериментальное обучение по вопросам формирования у детей предпосылок учебной деятельности;
3.определение эффективности разработанной программы формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
Для решения этих задач использовались следующие методы:
Тестирование детей;
Наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;
Анкетирование педагогов, беседа с ними;
Изучение педагогической документации (планов учебно-воспитательной работы) ;
Наблюдение за работой педагогов.
На контрольном этапе работы осуществлялись итоговые обработки результатов опытно-экспериментальной работы, использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Результат проведённых диагностических методик у детей экспериментальной группы стал несколько выше, чем на констатирующих. Ниже в таблице представлена динамика развития предпосылок учебной деятельности старшего дошкольного возраста:
Подробней www.scienceforum.ru
Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста. Информируют специалисты. Данный материал полезен как педагогам, так и родителям.
Характеристика учебной деятельности ребёнка дошкольника
К концу дошкольного возраста начинают формироваться основы учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий.
Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться.
Познавательные интересы формируются в процессе:
2.Познавательной активности ребёнка;
3.Усвоения материала в форме дидактической игры;
4.Понимания ребенком характера вопросов.
Именно познавательные интересы являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности.
Умение учиться проявляется в навыках ребёнка:
1.Ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
2.Использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдения, сравнения, группировка и другие способы познания);
3.Контролирует себя в процессе выполнения задания;
4.Достигает результата;
5.Приобретает элементы навыков самоконтроля и самооценки.
Взрослому для развития познавательных интересов дошкольника необходимо:
Создавать условия ребенку для его активных действий;
Вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
Ставить вопросы проблемного характера;
Разнообразить учебную деятельность;
Показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»);
Предлагать задания трудные, но посильные;
Планировать достижение результата, положительно оценивать;
Предлагать эмоциональный учебный материал.
Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка.
Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.
Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты:
а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу;
б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.);
в) контролирует себя в процессе выполнения задания;
г) достигает результата;
д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.
А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников
3 УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок слушает указания.
1. Слушают указания, руководствуются ими в работе.
В случае непонимания задают вопросы.
Правильно оценивают работу других.
Правильно оценивают свою работу.
Достигают нужных результатов.
2. Слушают указания, условно придерживаются их в работе.
Самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей.
При выполнении работы склонны к подражанию другим детям.
Результаты условны.
3. Слушают указания, но как бы, не слышат их.
Не руководствуются ими в работе. К оценке не чувствительны.
Результата не достигают.
Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.
Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.
Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.
Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .
Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?
Коммуникативные навыки
Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.
Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.
Пути развития коммуникативных способностей:
- Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
- Находить решение конфликтных ситуаций.
- Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
- Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.
Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.
Трудовые навыки
Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.
Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.
Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:
- организация работы;
- сбор всего необходимого для труда;
- уборка рабочего места по окончанию занятий;
- очистка инструментов и распределение их по местам.
В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.
Культурно-гигиенические навыки
К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:
- гигиена рук после прогулки и перед едой;
- водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
- полоскание рта после приема пищи;
- опрятность одежды;
- порядок среди игрушек в комнате;
- культура приема пищи.
Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.
Двигательные навыки
Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.
Этапы формирования:
- Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
- Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
- Зрительная ориентация.
Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.
Социально-бытовые навыки
На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :
- Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
- Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
- Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
- Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
- Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.
Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.
Графомоторные навыки
Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.
Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.
Этапы формирования:
- 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
- 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
- 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
- 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.
Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.
Творческие навыки
Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.
Существует немало развивающих методик:
Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).
Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.
Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.
Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).
Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.
Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.
Из различных видов деятельности в дошкольном детстве начинает выделяться учебная деятельность как специфический вид целенаправленной деятельности по усвоению социально выработанного опыта, эмпирических и теоретических знаний в условиях организованного обучения. Учебная деятельность не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием в процессе обучения. В дошкольном возрасте появляются первые предпосылки в развитии способности учиться, формируются основные предпосылки учебной деятельности: принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Это осуществляется в процессе сотрудничества, психолого-педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, направленного на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности .
Учебная деятельность не надстраивается механически над предыдущей - игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, формирующихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, которая возникает в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней возникали и развивались психические функции, необходимые для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной. Формирование психолого-педагогической готовности к учебной деятельности предполагает опору на ведущую деятельность данного возраста - игру. Сначала в игру вводится учебная задача, которая подчиняется игровой задаче; игровая деятельность при этом сохраняет свою структуру, а новый компонент - учебная задача как бы надстраивается. Постепенно способ решения и продукт заменяются соответствующими компонентами учебной деятельности. Затем смысл образующая мотивация учебной деятельности включается как подчиненная мотивации игровой деятельности на основе соподчинения мотивов .
Структура учебной деятельности определяется соотношением следующих компонентов:
- 1. учебная задача (или ситуация), т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебная задача предполагает формирование навыка учиться;
- 2. учебные действия представляют собой действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все то, что ученик делает на уроке (рациональные способы заучивания, оперирование научными понятиями, способы действия с числами и т.д.);
- 3. контроль - действие, с помощью которого ребенок соотносит свои учебные действия и их результаты с заданными образцами;
- 4. оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном педагог, поскольку он организует и контроль, но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним.
Дошкольники приобретают умение более или менее точно определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач.
А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников (таблица 1)
Таблица 1. Уровни развития учебной деятельности у дошкольников
Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте успешно проходит на специально организованных учебных занятиях в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. На учебно-игровых занятиях у дошкольников формируются такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение воспринимать и выполнять инструкцию, умение оценивать свою работу и работы других детей. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой педагогом, только на первых этапах соединена с игрой. Но со временем начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить). Формирование предпосылок учебной деятельности осуществляется в ситуациях сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход .
Учебная деятельность оказывает существенное влияние на психику ребенка. Он становится более собранным, дисциплинированным, внимательным, организованным. Формируются знания, умения и навыки, расширяются познавательные интересы, развиваются волевые свойства личности, самосознание. Совместная учебная деятельность предполагает определенное влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, что составляет важную основу для развития у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Установившееся положительное отношение и развивающаяся познавательная мотивация позволяют легко перейти от игры к занятиям.
Дидактические средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на две группы:
- - первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый (главное при этом - психологическое влияние взрослого на детей в обстановке совместной деятельности взрослого и ребенка);
- - во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач (основа такого воздействия - принцип автодидактизма. Дидактический материал, дидактические игры, учебно-игровые задания направляют деятельность ребенка, дают ему возможность самообучения. Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках) .
С точки зрения формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте наибольшая эффективность принадлежит таким средствам обучения, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и способ овладения ими, активно воздействуя на детей. При этом необходимо ориентироваться на дидактические принципы, основанные на психологических закономерностях детей дошкольного возраста: принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип научности, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип доступности, сознательности и активности в обучении .
В методическом аспекте для развития учебной деятельности дошкольника используются разнообразные дидактические материалы и пособия. Дидактические игры, игровые задания и приемы повышают интерес к содержанию занятий, активизируют детей. При натичии заинтересованности у детей появляется желание выполнить работу, активизируется поиск интересных путей решения, контроль своих действий и действий других. Таким образом, к концу дошкольного возраста формируются предпосылки учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий, развиваются познавательные интересы, умение учиться, что во многом обусловливает уровень готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников происходит эффективнее при интеграции игровой и учебной деятельности, обеспечивающей субъектную активность ребенка.
К способам выполнения деятельности относятся орудия, которые есть в любой деятельности .
В любой деятельности есть навыки. Это действия, которые в результате упражнений принятии автоматизированный характер (чтение, письмо, рисование и т.д.). Этапы выработки навыка:
- 1. На первом этапе совершается много лишних, ненужных, нерезультативных движений на ряду с результативными (ребенок учится обуваться и т.д.).
- 2. На втором этапе лишние движения отбрасываются, остаются только результативные.
- 3. На третьем этапе оставшиеся полезные движения много раз повторяются и закрепляются. Складывается навык. На этом этапе зрительный контроль заменяется двигательным, образуется «мышечное чувство» (ребенок, умеющий писать, смотрит только на то, что он пишет, а не на ручку).
Физиологической основой навыка является динамический стереотип.
Значение: у воспитателя есть свои профессиональные навыки (навык владения с детским коллективом, речевого общения). Наличие навыков делают работу творческой, т.к., человек не думает над техникой выполнения (она доведена до автоматизма).
Перенос навыка - это положительное влияние имеющегося навыка на вновь приобретаемый (ребенок научился шить и ему легче научиться вышивать). Отрицательное влияние имеющегося навыка на вновь приобретенный - интерференция (ребенка учили писать печатно, а потом письменно).
Умение - это закрепленные способы в применении знаний в практической деятельности (решая задачу применять формулу).
Привычка - это потребность совершать автоматизированное действие. Привычки могут быть полезные (гигиенические, культура поведения) и дурные (курение, нецензурные выражения). Хорошие привычки образуются при многократном повторении навыка. Не всякий навык становится привычкой. Дурная привычка образуется, когда не прививается хорошая привычка (посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу) .
Внутренние действия - память, воображение, чувства. Внешние действия - например, ребенок что-то познает, трогая. Интериоризация - это процесс перехода внешних практических действий во внутренний план. Экстериоризация - это переход внутренних, умственных действий во внешний план. дошкольный учебный мотив контроль
Существуют различные виды деятельности: игровая, учебная, общение и т.д. В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Это такая деятельность, которая отвечает интересам и потребностям личности на данном этапе и оказывает самое большое влияние на развитие психики (на 1-ом году жизни -эмоциональное общение со взрослым, с 1 до 3 лет - предметная, с 3 до 7лет - игровая, далее -учебная, у взрослых трудовая).
Таким образом, в процессе деятельности человек изменяет окружающий мир, и деятельность изменяет психику, сознание самого человека. Деятельность и сознание взаимосвязаны.