вождь племени у древних славян

Альтернативные описания

В Древней Руси - Вождь племени или союза племен, правитель государства, имевший постоянные вооруженные силы - княжескую дружину; высший представитель класса феодалов.

Наследственный титул

Партия оперы «Русалка» Даргомыжского

Предводитель войска и правитель области в феодальной Руси

Произведение Макиавелли

Производное грязи, если вспомнить поговорку

Дворянский титул

Титул правителя Монако

. «здравствуй, ... ты мой прекрасный!»

Титул Юрия Долгорукого

Титул, присвоенный Жоржем Милославским

Принц русских кровей

Кто такой раджа?

Титул пушкинского Гвидона

Титул идиота Мышкина

Титул Гвидона

Персонаж оперы А. Даргомыжского «Русалка»

Титул Мышкина

Выходец из грязи

Титул Александра Невского

Титул Ярослава Мудрого

Титул Юрия Долгорукова

Дворянский наследный титул

Титул Болконского

. «... Гвидон зовет их в гости» (Пушкин)

Титул Багратиона

Правитель

Правитель области в феодальной Руси

Вождь племени у древних славян

Дворянский титул

Вождь племени, правитель государства

Произведение Макиавелли

Брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса

. "... Гвидон зовет их в гости" (Пушкин)

Кто такой раджа

М. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются сиятельством, а иные, в том числе владетельные германские князья, светлостию. Князь мира сею, князь бесовский, сатана. Русские князья частью потомки бывших владельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз и ханов, или жалованы государями. Народ местами доныне, то шутя, то почетно, всякого татарииа клячеть князем. Князь, у тебя навозные вилы с воду свалились! Князь кормленщик, на кормлении. новг. пск. стар. взятый на службу, на жалованье, в войско, не для управы. Великий князь, встарь, повелевал уделкыми, как государь; ныне это сан всех вообще членов императорского дома, принц. По свадебным обычаям, жених и новобрачный, в день брака, князь. При именах, иногда остается без склонения. Князь Григорья; князь Ивану. Взять из грязи, да посажен в князи. Коли худ князь, так в грязь! говор. новгородцы. Князь, князек, князец, начальник инородцев сибирских, кавказских; у киргизов султане, у калмыков нойон. Князек, зверок, животное необычайной шерсти или пера, особ. белый, королек, красивый выродок, напр. белая ласточка, белый воробей, мышь, соболь; высший разбор пушного товара, одинец, самый отборный; долгий хлебный колос, полнее и выние прочих; верхнтй стык стропил и скатов, гребень, конек: резная доска по коньку; притолока на воротах; верхнее бревно под коньком кровли; матица в избе, на которой лежить накат. Княгиня ж. жена князя; молодая, в день брака. Идет княгиня: на плечах корзина, а в корзнне мякина. Княгина княжа, кошке котя, а Катерине милее свое дитя! княгина княжа (княжата), у кошки котя (котята) то же дитя. Княжна ж. дочь князя, девица. Великая княжна, незамужняя дочь члена императорского семейства. Княжда, мн. княжата, княженя, малолетний сын князя, княжяич. Князев, княжев или сокращ. княжь; княгинин, княжнин; княжатин, княжичев, ему или ей прнадлежщ.. Княжий, княжой, княжеский, стар. княженецкий, князю прнадлежщ., свойственый. Княжий стоь, обед, калужск. княжак, обед у молодого и у отца невесты; пиров этих бывает до трех. Княжая сваха, женихова. Кутить в княжью голову, зря. Душею Божьи, а телом княжьи, стар. Не держи двора близь княжа двора, не держи села блазь княжа села. Стар. княж, сокращ. прилагается к отчеству, вместо сын. Князь Петр, княж Иванов, или княж Иванов сын. Княжчина ж. стар. подать, мыт, пошлина владетельному князю. Княжницы, все княжьи доходы, все статьи дохода. Княженика, -ница, -ничка яросл. вят. княжица, княжика вологодск. влад. княжанка новг. куст и ягода Ribes arcticus, поленика, мамура, лапморошка, хохлянка, хохлуша; куст и ягода Ribes rubrum, красная смородина. Княженичкин м. куст, растен. княженика; водица, напиток из этой ягоды. Княжениковка ж. наливка на княженике. Княженичный, к ягоде этой или к растению относящс. Книжить или княжествовать, управлять княжеством. Ему плохо княжилось, неудачно княжил. Докняжить до чего. Закняжил по-своему. Недолго накняжил. Откняжил, удалился в монастырь. Покняжив недолго, прокняжив с год, умер. Княженье ср. действ., управленье княжеством; самая область, земля им управляемая; время, продолжительность этого управленья. Княжество ср. княженье, в знач. земли, области; сан, звание, достоинство княжеское. Княжек, растен. Аtragene alpinа, дикий хмедь, петров крест, ветвина, вьюнец. предлог к; см. к. Он ко всему привыкает. Не ко двору (вещь, лошадь, покупка) пришлась. Ко, ка, тка, придаточная частица, см. ка. камч. ко или ко-ко, междомет. ай, ай-ай

К позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики , так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.

Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.

Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен ». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой . Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев , когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.

Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией . Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины , во втором - религия как средство идеологического и психологического воздействия.

Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества , объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.

Ссылки

  • Юрий Семёнов. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть I из scepsis.ru
  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».- М.: Высш. шк., 1990

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Вождь" в других словарях:

    вождь - вождь, я … Русский орфографический словарь

    вождь - вождь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Военачальник, воевода, командир, главнокоман дующий, фельдмаршал, предводитель, глава, главарь, распорядитель, атаман, регент Ср. . См. властитель, правитель … Словарь синонимов

    Всех времён и народов. Публ. Устар. Патет. И. В. Сталин. Дядечко 1, 96. Вождь народов [и племён]. Публ.Устар. Патет. То же. Клушина, 38. Вождь мирового пролетариата. Публ. Устар. Патет. В. И. Ленин. Новиков, 37 38 … Большой словарь русских поговорок

    См. Начальник, вождь … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ВОЖДЬ, вождя, муж. Предводитель войска (книжн. устар. и ритор.). || руководитель общественного движения, партии; идейный руководитель. Ленин и Сталин вожди рабочего класса. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВОЖДЬ, я, муж. 1. Глава племени, родовой общины. Совет племенных вождей. Наследственные вожди. Индейские вожди. В. краснокожих. 2. Военачальник, полководец (устар. высок.). Вожди русских полков. 3. Общепризнанный идейный, политический… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? вождя, кому? вождю, (вижу) кого? вождя, кем? вождём, о ком? о вожде; мн. кто? вожди, (нет) кого? вождей, кому? вождям, (вижу) кого? вождей, кем? вождями, о ком? о вождях Вождём называют… … Толковый словарь Дмитриева

    вождь - ВОЖДЬ, глава, лидер, руководитель, книжн. гегемон … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    М. 1. Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. отт. Идейный вдохновитель какого либо направления в области науки, литературы, искусства. 2. Предводитель племени. 3. Предводитель войска; полководец. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Шутки Сталина. Как шутил вождь?

    ✪ 🏔 ВОЖДЬ ЧЕРВОНОШКІРИХ (О.Генрі) 💰АУДІОКНИГА українською мовою

Субтитры

История

Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической англосаксонской литературе используется термин «бигмен » [ ] . Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождём мог стать только человек, принадлежавший к определённому узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надёжную передачу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделён харизмой . Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев , когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простые общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.

Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией . Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины , во втором - религия как средство идеологического и психологического воздействия.

Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть . Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества , объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.

Вожди во главе государств известны с древних времён. Особенное развитие государственный и партийный вождизм получил после Первой мировой войны в тоталитарных и авторитарных странах с различной идеологией и политической организацией - в первую очередь, в социалистических и фашистских (слова фюрер и дуче означают «вождь»).

В политической и художественной литературе получили распространение выражения вроде «Вожди марксизма», «Вожди нацизма», «Вожди социал-демократии», «Вожди демократии» и тому подобное. Но научными терминами эти выражения не стали.

В списке сказано ясно — не вернулись с боевого задания. Возможно убиты. А возможно и нет. В аналогичных документах формулировка «не вернулся с боевого задания» - такая же самостоятельная категория, как и «убит» или «умер от разрыва сердца».

Так куда же подевались три храбрых лётчика — Николай Завирохин, Григорий Безобразов и Иван Даценко? О Завирохине и Безобразове сведений не сохранилось, а вот Иван Даценко, пилот того бомбардировщика, оказался человеком у себя на родине знаменитым. И не только на родине.

Он родился на Полтавщине, возле Диканьки, в селе Чернечий Яр 29 ноября 1918 года. У него были брат Василий, и сестра Дарья. Отец их часто болел, и дети росли весьма самостоятельными, потому что мать потеряли рано. Иван хорошо учился и окончил после школы зооветеринарный техникум. В 1937 году его забрали в армию. В те годы шла полным ходом подготовка к большой войне, с которой мало кому суждено было вернуться. Требовались кадры грамотных офицеров. Иван с братом попали в Чкаловское лётное училище в Оренбурге. К началу войны оба были весьма опытными пилотами. Василий летал на истребителях, и в 1943 году погиб в воздушном бою. Иван попал в бомбардировочную авиацию, потери которой в военных действиях всегда на порядки меньше, чем в других родах войск. Не потому что пилоты уклоняются от боя, но потому, что бомбардировщик идёт на большой высоте, часто ночью, и относительно мало страдает от обстрела.

Иван, однако, зарекомендовал себя опытным пилотом со стальными нервами. Его несколько раз посылали за линию фронта на бомбардировку обьектов в глубоком тылу немцев. По документам выходит, что в 1942 году он несколько раз бомбил Кенигсберг, Тильзит, Брест. Он бомбил немецкие войска в Сталинградском котле. Летом 1942 года он и его экипаж нанесли бомбовый удар по немецкому аэродрому под Орлом. Самолёт был изрешечён ответным огнём немцев, Даценко раздробило ногу, но он довел горевшую машину до линии фронта, чтобы ребята успели выпрыгнуть над своей территорией. И только после того, как экипаж выпрыгнул, он прыгнул сам.

Так что полученное 18 сентября 1943 года звание Героя Советского Союза он заслужил полностью. 213 боевых вылетов — это вам не фунт изюма. Но и наград, кроме Золотой Звезды к званию Героя, у Даценко было в наличии — Орден Боевого Красного Знамени, Орден Ленина, медаль «За оборону Сталинграда». Что-то крайне важное делал на войне экипаж Ивана Даценко. За простое бомбометание таких орденов не давали.

В апреле 1944 года последовал тот самый ночной налёт на железнодорожный узел возле Львова, с которого экипаж Даценко не вернулся. Однополчане писали матери и сестре Ивана, что не верят в его гибель, слишком опытный был пилот… После войны в родном селе Даценко установили мраморную доску. Его именем назвали местную пионерскую дружину. В селе в его память был организован мемориальный музей. Хотели переименовать в его честь одну из улиц села. Но вот этого уже не получилось — воспрепятствовало районное начальство. Безо всяких обьяснений. Как у нас умеют — не надо, и все. Нецелесообразно.

Сомнений в том, что Иван геройски погиб, у семьи не было. Простой народ вообще бесхитростен и доверчив. Никому и в голову не пришло запрашивать какие-то документы о погибшем брате и сыне в Министерстве Обороны. А зря. Потому что документов о Герое Советского Союза Иване Даценко сохранилось удивительно мало. Все связанные с ним бумаги НКВД забрало из его части уже через неделю после того ночного налёта. Впрочем, если бы семья и узнала об этом, ничего кроме лишних переживаний это бы не принесло.

В 1967 году в Канаде, возле Монреаля происходила грандиозная выставка «Экспо-67». Сейчас уже и трудно представить, что это такое было, а павильоны этой выставки используются в Монреале до сих пор. Для возведения выставочной площадки был построен искусственный остров на реке Святого Лаврентия. 28 миллинов тонн скальной породы уложили в русло. Выставку посетили лидеры многих стран, огромное количество гостей самого разного ранга, знаменитостей, специалистов и, конечно же, разведчиков. Потому что, как сформулировал в своей блестящей книге «Аквариум» офицер ГРУ Виктор Суворов — ни одна выставка на планете, будь то книжная ярмарка или конкурс золотых рыбок, не происходит без посещения её рыцарями плаща и кинжала.

Советский Союз демонстрировал на той выставке достижения космонавтики, но кроме того на выставку приехало множество советских танцевальных коллективов, музыкальных ансамблей и артистов. И вот один из них, знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев, исполнил танец Огня перед премьер-министром Канады Лестером Пирсоном. Пирсон был потрясён и хотел отблагодарить артиста за доставленное эстетическое наслаждение. Эсамбаев спросил Пирсона — а нельзя ли посмотреть на настоящие танцы американских индейцев, ему, как танцору, это было бы крайне интересно. Премьер организовал для советской делегации поездку в резервацию индейцев-ирокезов, что расположена к югу от Монреаля на территории провинции Онтарио, и частью — на территории США.

Индейцы долго развлекали советских гостей своими плясками и красочными нарядами, а потом к Эсамбаеву подошёл рослый индейский вождь в полном облачении и с традиционным убором из орлиных перьев на голове. Звали его Проникающий Огонь, Penetrating Fire. Эсамбаев, который как и все советские граждане в ту пору, языкам был не обучен, пытался что-то сказать на ломаном английском. И в ответ услышал на ласково-певучем украинском: «Здоровеньки були! Ласкаво прошу до мого вигвама!» Ошарашенный Эсамбаев стал расспрашивать вождя, откуда он может знать украинский, на что вождь отвечал, что сам он — с Полтавщины, зовут его — Иван Даценко, что вот, тесть его, вождь племени, умер, а он женат на дочке вождя, дети у них… Вышла его жена-индианка, она тоже говорила по-украински, вождь приказал жене подать галушки и горилку, сели, выпили… Далее вождь Иван предложил Махмуду спеть, тот застеснялся, и к общему окончательному обалдению советской делегации, вождь, его жена, их дети и ещё пара индейцев грянули «Розпрягайте, хлопци, коней…». Иван пел и плакал. Потом уже Эсамбаев стал расспрашивать его, не хочет ли он домой, на Украину. «На колинах би повз, — отвечал вождь Проникающий Огонь, — та не можно мене…"

Впоследствии они переписывались. Эсамбаев послал Ивану фотографии его села и дома. Иван отвечал «брату Махмуду», что построил себе в резервации точно такой же дом, поставил плетень, посадил подсолнух. На фотографиях привезённых Эсамбаевым, Дарья Даценко сразу узнала брата. Не вернувшегося с задания 19 апреля 1944 года…

Вскоре после встречи с Эсамбаевым, вождя Проникающий Огонь посетил и советский посол в Канаде, товарищ Шпедько. В те годы советский посол в буржуазной стране без специальной санкции руководства и не перекрестившись в КГБ минимум 55 раз, не имел права встречаться с кем-либо из местных жителей, да тем более из бывших военнослужащих РККА, пропавших без вести в 1944 году подо Львовом. И если такая встреча состоялась, то был к ней посол хорошо подготовлен. Чтобы доехать из Оттавы до резервации на реке Святого Лаврентия, надо было потратить три-четыре часа времени в один конец. И не к каждому соотечественнику, оказавшемуся за кордоном, посол поедет. Посол с премьер-министрами общаться привык… И разговор состоялся, видимо, непростой. Хотя сам Иван Фадеевич Шпедько простенько так рассказывает, как они с вождём Иваном во время встречи хорошенько выпили горилки. На этом его рассказ и обрывается. О чём посол беседовал с заблудшим пилотом бомбардировщика на самом деле, осталось тайной.

Вся переписка Эсамбаева с вождём племени ирокезов якобы сгорела во время штурма Грозного в 90-е годы. Сам Эсамбаев в последние годы жизни вообще отказывался говорить на эту тему. Дарье Даценко сообщили в 2002 году из Украинского Красного Креста, что вождь Проникающий Огонь умер. Ни его жены, ни его детей она никогда не встречала.

Владимир Семёнов, работавший советником советского посольства в Канаде в 1967 году, писал впоследствии, что Иван Даценко выпрыгнул всё же из горящего самолёта и угодил в плен к немцам. Потом был в американской зоне оккупации, и оттуда с потоком беженцев попал в Канаду. В Канаде он работал недалеко от резервации, познакомился с индианкой. Было ему 27 лет от роду, рослый крепкий парень приглянулся и девушке. Она оказалась дочерью вождя племени. Ну и… Семёнов потом наводил справки о Даценко у канадского сенатора индейского происхождения, и удалось выяснить, что действительно, белый иноплеменник был взят в племя в качестве менеджера по туризму; племя доверило ему быть «подставным вождём» на различных торжественных мероприятиях и шоу, которые проходили на территории резервации. И женат он был на дочери настоящегог вождя.

При кажущейся естественной простоте, против этой версии есть много возражений.
В 1944 году советского пилота с бомбардировщика немцы живым бы в плен не взяли. После опустошительных бомбардировок Германии союзниками, попавших к ним в руки пилотов бомбардировщиков немецкие солдаты казнили тут же, причём часто мучительной смертью.

Совсем не просто стать индейцем и попасть в племя. Конечно, в наше время канадское законодательство протаскивать лапу орла под кожей испытуемого никому не позволит, и тем не менее — живут индейцы замкнуто, а к белым людям относятся недоверчиво и часто недружелюбно. А уж тем более маловероятно добиться, чтобы тебя, белого иноплеменника, избрали вождём. Что-то и здесь не так. Версия о «менеджере по туризму», изложенная Семёновым, ближе к истине.

Зачем к вождю ездил советский посол? И почему Даценко, если это только был он, не попытался наладить связь с сестрой хотя бы уже в 90-е годы, пока ещё был жив?

Куда летел мглистой ночью 19 апреля 1944 года без радиста на борту бомбардировщик с тремя отчаянными советскими офицерами, уже не раз выполнявшими секретные приказы?

Почему в 1967 году «неможно было назад» Герою Советского Союза? Ведь звания и наград его никто не лишал, то есть по линии секретных служб и советского правосудия к нему претензий не было.

Вопросов больше чем ответов. Возможно, что-то прояснится, когда станут более доступными архивы Министерства Обороны и российских секретных служб. Хотя, как сказал один умный человек — много было таких операций, что останутся секретными на веки вечные. Ясно одно — это не последний рассказ о храбром хлопце из-под Полтавы и одиссее его жизни.

Теория вождей началась для меня с рассуждений о том, почему дедушку Джо было принято называть вождем. Кто такой вождь? Вождь – это глава родового племени (вождества) у древних людей. Вождь отвечал за всех членов семьи (общины), он принимал решения по всем возникающим вопросам. Издревле у вождей не было никаких привилегий в племени, им не полагалось никаких даров и подношений. Вожди начали использовать свой статус для собственного обогащения позже. Связано это с вторжением в жизнь племен «цивилизованных» завоевателей. Представим себе — я прибыл в Америку и вижу перед собой крепкое, сплоченное дружное, самобытное племя индейцев. Их вигвамы расположены на нефтеносном месте, поэтому моя задача – заставить их оттуда уйти. Первая мысль – всех убить, но это весьма затратно. Еще Юлий Цезарь в своих дневниках писал, что воевать с варварами бессмысленно. Народ, не развращенный цивилизацией, невозможно поработить. Варвары не знают денег, верят в своих богов, верны своему вождю и воюют за землю, на которой живут вот уже много лет. Единственный вариант их победить – вырезать всю семью вождя и развратить оставшихся людей. (Согласитесь, напоминает план Даллеса) Развратить племя при живом вожде не получится, т.к. мудрый правитель всегда будет стоять на страже старых родовых порядков и жестоко карать любое инакомыслие, проникшее в племя со стороны. Убрав старого вождя, можно будет поставить нового – уже развращенного. Важно убить всю семью вождя, т.к. все традиции и основы управления племенем передаются от отца-вождя к сыну. Скажем так, титул вождя всегда был наследуемым. Ребенок с детства усваивал от отца – каким должен быть настоящий вождь. Это закреплялось генетически. После уничтожения «правящей семьи» в качестве нового ставленника стоит выбрать молодого парня: неопытного, мало знакомого с традициями, амбициозного и, по-возможности, жадного. Именно с таких вождей начинаются подношения, привилегии, шикарные троны, излишества в одежде, памятники, дворцы, налоги… Короче, с таких вождей начинается строительство цивилизации. Вместо вождей появляются короли, цари, монархи, императоры, президенты…

Стоит оговориться, что в само слово «вождь» я вкладываю некий сакральный смысл. Конечно же, я понимаю, что слова «вождь», «государь» или «монарх» — суть одно, но именно «вождя» я бы выделил отдельно. В моем понимании «вождь» — это все равно что «мудрый правитель», «истинный государь» или что-то вроде того. Все это диалектика, не имеющая особого для нас значения.

И так… Кто такой настоящий вождь? Это человек, сочетающий в себе три главных качества: 1) уметь самостоятельно принимать решения; 2) не преследовать собственные интересы; 3) нести личную ответственность за принятые решения. Именно эти «три кита» отличают вождя от всех других правителей. Теперь давайте разбираться по порядку.

Первый кит – уметь принимать решения. Что это значит? Для раскрытия смысла этих слов, предлагаю вам мысленный эксперимент: вы находитесь в пустой комнате; перед вами на столе две кнопки: красная и зеленая; если нажать красную, то в одночасье на земле умрут 100 миллионов человек и вы в том числе, но будет изобретено лекарство от всех болезней; если нажать зеленую, то все останется по-прежнему, и вы выйдете из комнаты невредимым; вариант не нажимать никакую из кнопок не допустим. В контексте данной задачи я дам определения необходимым мне терминам: «выработать правильное решение» — значит решить, какую кнопку было бы нажать выгоднее (полезнее, эффективнее) с точки зрения математики, логики, религии или тех принципов, которыми вы в жизни руководствуетесь; «применить выработанное решение» — значит, нажать какую-то из кнопок; «сомневаться» — значит, до конца жизни жалеть, переживать, терзаться мыслью, что, возможно, лучше было бы нажать другую кнопку. Так вот, «уметь принимать решения» — это значит, уметь вырабатывать решения, их применять и никогда НЕ сомневаться. Сомнение – это ужасный червь, который может однажды поселиться в сердце человека и подтачивать его на протяжении всей жизни. Сомнение – это как бесконечная зубная боль. Сомнение одинаково легко может разрушить и крепкую веру, и сильную любовь. Однако, необходимо правильно понимать слова «никогда не сомневаться». Это не значит, что после принятия решения никогда не стоит больше задумываться о содеянном. Правило «не сомневаться» не отменяет авторефлексию. (Авторефлексия – это способность человека мысленно возвращаться к совершенным поступкам и переосмысливать их, переоценивать. Рефлексия (обратная связь) – это основа всех видов эффективного управления.) Приведу пример из истории. В Русско-турецкой войне 1877-78 годов принимали участие два выдающихся генерала: Михаил Дмитриевич Скобелев и Алексей Николаевич Куропаткин.

Скобелев был боевой офицер, отличавшийся невероятной храбростью, твердостью. Он зачастую принимал спонтанные решения, приводящие к ошеломляющим победам. Он, можно сказать, импровизировал в бою. «Белый генерал» умел быстро в боевой обстановке принимать решения и смело рвался в бой. Куропаткин же, был военным аналитиком. Он сидел в штабе и разрабатывал стратегические планы русской армии. Его тщательно подготовленные операции приводили к безоговорочным победам наших войск. Позже, в 1904, разразилась Русско-японская война. Скобелев к тому времени уже почил, и необходимо было назначить командующего российской армией. На эту должность выбрали Куропаткина за его выдающиеся заслуги. Проблема заключалась в том, что Алексей Николаевич был больше военным стратегом, чем командующим. Он умел «вырабатывать решения», но не принимать их. Генерал постоянно сомневался, боялся ответственности. В итоге из-за его нерешительности война на суше была безобразно проиграна. (Похожая история произошла в 1812, когда командование армией передали из рук чересчур осторожного Барклая-де-Толли в руки решительного Кутузова.)

Второй кит – не преследовать собственные интересы. Этот вопрос я уже затрагивал. Вождь никогда не пытается выбить из племени побольше благ для себя. Он – единое целое со своим вождеством и никак себя не превозносит. Идеальный пример – капитан тонущего корабля. Он всегда обеспокоен тем, чтобы спаслись все его пассажиры. О своей жизни капитан думает в последнюю очередь, а чаще вообще остается погибать с кораблем, беря на себя тем самым ответственность за крушение. Я долго размышлял над словом, которое характеризовало бы человека, способного, как и вождь принимать решения, руководить людьми, но при этом преследующего лишь свои интересы. Я нашел его, это слово – «лидер». Казалось бы, слова «вождь» и «лидер» идентичны: «вождь» — от древне-славянского «водить», «вести»; «лидер» — от английского «lead» [в пер. «вести»]. Что ж, признаюсь, порой я и сам терял границу между этими понятиями, пока не придумал подходящее словосочетание, поясняющее смысл слова «лидер». Это словосочетание — «лидер гонки». Задумайтесь – кто такой лидер гонки? Это человек, который соревнуется с другими людьми, с целью завоевать победу в некотором поединке. Он хочет победить, быть лучшим, получить золото, обыграть всех остальных – лидер преследует только свои цели. Лидерами называют первых: первое лицо государства – лидер партии, первый в гонке – тоже лидер, лучший ученик – лидер класса. Если капитан корабля будет лидером – то именно он первым окажется в спасательной шлюпке при крушении — он же привык во всем лидировать, вот и здесь не упустит свой шанс стать первым спасшимся. Уверен, если провести опрос граждан «Хотите ли вы быть вождем или лидером?», большинство ответит – «лидером». В «лидере» видятся какие-то личные перспективы. Эгоист, живущий внутри нас, слышит что-то сладостное в этом слове, а от «вождя» веет каким-то затхлым темным прошлым. Переосмысливая родоначальное слово «вести», я делаю такой вывод: вождь ведет туда, где будет лучше его племени (светит фонарем впереди), а лидер ведет туда, куда нужно ему самому (племя сзади тащит его вещи и провиант). Смотря на Путина, я понимаю, что он настоящий лидер…

Третий кит – нести личную ответственность. Если ответственность не несет человек, который принимал решение, значит, ответственности не несет никто. У вождя в племени нет советников. Он – верхняя и единственная ступень политической иерархии древнего сообщества. Все решения он принимает сам и ответственность берет на себя. Когда в правительстве куча министерств, а полномочия президента сложно переплетаются с системой парламента – определить виноватых в том или ином вопросе, становится практически неразрешимой задачей. Ответственность активно растворяется в коллективе. Но вернемся к вождям. Были такие племена, в которых на самом деле управляли жрецы. Термин «жрец» станет для нас понятнее, если записать его в форме всем знакомого фразеологизма «серый кардинал». Ришелье и ему подобные «жрецы» были талантливыми управленцами, так почему же они не занимали фактического места «вождей»? Все дело в ответственности. «Да — я умею принимать решения, да – я даже не преследую своих интересов, но нет – я боюсь ответственности. Пусть лучше голову отрубят старине Людовику.» Стоять в тени и шептать на ухо спокойнее, чем выйти к народу и сказать, что налоги придется увеличить. Такова доля вождя.

В современном мире, пожалуй, не осталось больше племен, но «вожди» все еще есть. Раньше врагом вождеств была цивилизация, теперь им стала демократия: то конкистадоры нещадно убивали индейцев, то НАТО бомбит Ливию. Однако, вожди – это не только лидеры государств. Вспомним, что основа племени – это род, семья. Чтобы семья была крепкой и сильной, мужчина в ней должен быть вождем. Случаются и вожди-женщины, но это уже какое-то странное веяние современности. Вождь – это не титул, не звание и не должность. Вождями рождаются.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png