25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует соответствующую комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. Также стоит отметить, что всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4 июня 1977 года. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И. Брежнева была принята Конституция на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи.

Конституция СССР 1977 вошла в историю как "Конституция развитого социализма" (чаще называют - "Брежневская"). Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.). Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы (диктатура пролетариата выполнила свою задачу и советское государство стало общенародным. Конституция закрепила систему органов власти и управления, сложившуюся к тому времени. Высшим органом власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет).

Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-80-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


Конституция закрепила СССР как союзное, федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х годов государство продолжало линию на "строительство наций" и их огосударствление.

Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке имелось понятие "советский народ". Суть его была в том, что на стадии "развитого социализма" возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus (но это уже что-то очень утопическое). Ни в каких документах советского государства таких программных положений нет.

Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 г.) показали небольшое, но постоянно снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.).

С иных позиций критиковали понятие "советский народ" те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это - схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР - Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество, и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации.

Тем более важно, что, признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В Комментариях к конституции прямо указывалось, что "в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства".

Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-53 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась "коренизация" нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь статусных наций". Это в полной мере выявилось в ходе перестройки.

Конституция 1977 года (как и конституции любого тоталитарного государства) может быть названа таковой лишь условно. Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права — формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.

Раздел первый - Шестая статья закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе, объявляя ее ядром политической системы. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социальную основу СССР составлял, как отмечалось в этом разделе, союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Закреплялись основные принципы внешней политики.

Раздел второй — «Государство и личность» — содержал перечень прав и обязанностей граждан. К числу их прав и свобод относились: равенство вне зависимости от пола, происхождения, социального, национального и имущественного положения, а также «все социально-экономические, политические и личные права и свободы». Расширен был по сравнению с предыдущей Конституцией и перечень обязанностей (включавший теперь уважение национального достоинства, прав и законных интересов других лиц, заботу о воспитании детей, оказание детьми помощи родителям, сбережение природы, заботу о сохранении исторических памятников и культурных ценностей, содействие развитию дружбы и сотрудничества с другими народами).

Третий раздел закреплял традиционное национально-государственное устройство СССР.

Четвертый раздел определял систему и принципы формирования и деятельности Советов народных депутатов. Новым в сравнении с Конституцией 1936 г. было предоставление права выдвижения кандидатов в депутаты общественным организациям.

Пятый раздел утверждал высшие органы государственной власти и управления СССР. Статья 125 предусматривала создание из числа народных депутатов постоянных комиссий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета.

Шестой раздел подтверждал традиционные права союзных республик. Их круг по сравнению с 1936 г. не изменился.

Седьмой раздел определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Раздел восьмой подтверждал прежние герб, флаг, гимн и столицу СССР.

Девятый раздел подтверждал прежний порядок изменения Конституции СССР.

В тоталитарном (и любом ином внеправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п., а конструирует некую витрину, прикрывающую реальные действия властей и позволяющую творить произвол, формально не входя в противоречие с конституцией.

Текст этой конституции советского периода, как это было показано в анализе, менялся по мере упрочения и стабилизации режима. Происходящие изменения определялись не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами.

Устаревшие детали идеологической доктрины (типа “диктатура пролетариата”, “мировая революция”, “пролетарский интернационализм” и т.п.) уступили место новым (“общенародное государство”, “развитое социалистическое общество” и т.п.), и это побуждало менять не только отдельные положения, но и общую юридическую конструкцию конституции.

Однако ее функциональная роль — маскировка реального механизма власти — сохранялось в неизменном виде. Декоративный характер советской конституции предопределял и ненужность какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции. Не могло быть и речи о прямом действии конституции. Этот вопрос не рассматривался даже теоретически. Но поскольку конституция была лишь завесой, витриной, декорумом реальной власти, то последнюю с полным основанием можно назвать теневой.

На самом деле не советы всех уровней, официально учрежденные конституцией, осуществляли государственную власть. Они были лишь придатком разветвленной, всепроникающей и жестко централизованной структуры аппарата КПСС.

Стоит отметить и некоторые недостатки Конституции: Конституция должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке. Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. 1 и 2 и ст. 6. ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу в Конституции ничего нового нет.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства. В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии (ст. 6).

Конституция СССР 1977 года состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:

I. Основы общественного строя и политики.

II. Государство и личность.

III. Национально-государственное устройство.

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.

V. Высшие органы власти и управления.

VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.

VIII. Герб, флаг, гимн и столица.

IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др. Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.). В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции: усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение; смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Так, статья 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством. Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Статья 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. 27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969–1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках. Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах ЗАГСа. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства. Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст – 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах ЗАГС, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод. Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

В 1966–1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР – в 1971 г.). Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

Конституция СССР 1977 года

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила государственного строя - наряду с КПСС , ВЛКСМ , ВЦСПС , ВСК , ВЦСПО , КСЖ , творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" принятом в 1983 году), из менее значимых изменений - переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2 с половиной лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР, Съездом Народных Депутатов число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться, между съездами народных депутатов действовал орган который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов могли образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должность Президента СССР и глав местных администраций.

Почтовый блок, посвящённый принятию новой конституции. Почта СССР, 1977 г.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году , когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв .

15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система . Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией .

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 96 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете и Совете Министров СССР . В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году .

Эволюция конституции

За время действия Конституции поправки в неё вносились 6 раз.

Конституция об образовании

Статья 45 говорит о бесплатности всех видов образования, «развитии заочного и вечернего образования», «предоставлении государственных стипендий и льгот учащимся и студентам», «бесплатной выдаче школьных учебников» и «создании условий для самообразования» (в конституции 1936 года всего этого не было).

В то время как в конституции 1936 года говорилось об «обучении в школах на родном языке» (ст. 121), конституция 1977 года говорит о «возможности обучения в школе на родном языке» (ст. 45) - это отражает широко распространённую практику того, что многие родители предпочитали отправлять детей в русскоязычные школы, а не в национальные.

Другие нововведения

По сравнению с конституцией 1936 г. появились, в частности, такие статьи:

Поддержка Брежневской конституции

Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР.

Критика Брежневской конституции

На стадии обсуждения проект Брежневской Конституции подвергался серьёзной критике , но в эпоху застоя только поддержка законопроекта попадала в официальную печать, а критика распространялась в самиздате .

Галерея

См. также

  • Конституция Российской Федерации 1993 года

Ссылки

  • Научный коммунизм: Словарь (1983) / Конституция развитого социализма

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1977 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    Конституция СССР 1924 года первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик; был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата,… … Википедия

    Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

По общим вопросам

1. Конституция - основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Новая конституция вводит понятие "народ". Конечно прежнее понятие "трудящиеся"в большой мере совпадает с понятием народ. Однако, нельзя не отметить что народ есть более высокая консолидация советского общества. О.И. Чистяков и Ю.С. Кукушкин. Очерки истории советских конституций М., 1987г. глава: Всё для человека с. 198. Как ясно видно, здесь идёт простая игра слов. Что так любят наши коммунисты.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст.5 о референдумах.

Какие "наиболее важные" вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст.5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т.е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное "ура"!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или голосования, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком конституции является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст. ст.1 и 2 и ст.6.

Ст. ст.1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст.6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст.6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически - высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет. Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е. все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

Такое "монолитное единство" не может быть названо демократией ни в каком смысле. Недавний, свежий пример. Не только всему народу, но и членам партии даже не объяснили, по каким причинам и поводам был выведен из состава Политбюро ЦК КПСС Председатель Президиума Верховного Совета СССР Подгорный Н.В. Можно было бы сказать, что это чисто партийное дело, и на этом успокоиться - по крайней мере нам, беспартийным. Но мы все очень хорошо знаем, что исключение из состава Политбюро ЦК КПСС - это окончательное и бесповоротное снятие с выборного поста главы государства.

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Поэтому написанные в очерке строки кажутся наивными: "Народовластие в нашей стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать в обсуждении и принятии законов. " О.И. Чистяков и Ю.С. Кукушкин. Очерки истории советских конституций М., 1987г. глава: Всё для человека. с. 199. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

По главе 2

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст.13 Конституции декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда в том его понимании, которое содержится в Конвенции Генеральной конференции Международной организации труда 29, ратифицированной СССР, вступившей в силу для СССР 23/VI - 1957 г. и неуклонно и повседневно нарушаемой в нашей стране (достаточно напомнить, что в СССР установлена уголовная ответственность за то, что трудоспособный гражданин не работает).

2. Ст.16 Конституции декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д. (арбитраж, право на забастовку или иные способы разрешения конфликтов между администрацией и трудящимися).

По главе 3

Учитывая печальный исторический опыт отставания и застоя в ряде отраслей науки в результате директивно-административно-репрессивно построенного "руководства" наукой (кибернетика, генетика, социология и т.д.), необходимо установить в ст.26 полную свободу научного поиска и исследования, без которого нет и не может быть подлинного прогресса в науке.

По главе 5

Хотя, очевидно, нельзя отказаться от всеобщей воинской обязанности, но безусловная принудительность этой обязанности противоречит нравственным устоям человеческого общества и не способствует укреплению обороноспособности страны. Необходимо предусмотреть хотя бы минимальные возможности освобождения по идейным и религиозным мотивам или, по меньшей мере, устранить уголовную ответственность за отказ от военной службы по таким мотивам.

По главе 6

1. В ст.33 Конституции обязательно должна быть сформулирована норма, согласно которой гражданство является добровольным и любой отказ отдельного гражданина от советского гражданства должен удовлетворяться независимо от мотива такого отказа.

Без неограниченного права отказа от гражданства нет и не может быть подлинной свободы и демократии для личности, для человека.

2. В тех же целях предоставления человеку (личности) подлинных демократических прав в ст.38 Конституции наряду с предоставлением права политического убежища иностранцам необходимо предусмотреть предоставление права выезда из страны гражданина, обратившегося с просьбой о политическом убежище к какому-либо иностранному государству и получившему такое право.

По главе 7

Обширный перечень основных правил и свобод граждан, содержащийся в главе 7 Конституции внешне создает впечатление подлинной и действительной демократии. Однако даже беглый анализ развеивает это впечатление. Демократия не расширяется, а ущемляется даже по сравнению с ныне действующей Конституцией.

Наиболее важной в этом плане является вторая часть ст.39 Конституции, устанавливающая, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства.

Разумеется, не должно наносить ущерб. Но кто, как, в результате какой процедуры определяет - что в ущерб, а что во благо? Есть вечные и незыблемые истины, определяющие добро и зло с точки зрения общечеловеческой морали. Проповеди насилия, ненависти, убийства (в т. ч. и войны) безусловно наносят ущерб обществу.

А вот по вопросу о том, наносит ли ущерб советскому государству и обществу высказывание и отстаивание мнения (убеждения) о необходимости многопартийной системы, о необходимости ликвидации сплошной коллективизации, о необходимости разрешить в какой-либо форме преподавание детям религиозных учений, о необходимости ликвидировать или решительно преобразовать Комитет госбезопасности СССР и т.д. и т.п., - могут быть и есть различные точки зрения.

Именно поэтому старую редакцию ст.125 действующей Конституции можно и нужно было понимать так: интересы трудящихся будут соблюдены, социалистический строй будет укрепляться, если всем гражданам будут предоставлены основные демократические свободы. Именно осуществление основных демократических свобод соответствует интересам трудящихся. Борьба идей и свободное отстаивание своих убеждений не может причинить ущерб народу и государственному строю. Именно в борьбе идей и выковывается наиболее справедливое и целесообразно устроенное общество.

Но в свете нашего печального исторического опыта мы ясно видим, что не только отстаивание своего убеждения, но и простое его высказывание, если это убеждение не соответствует идеологическим "установкам" КПСС, презюмируется как "причиняющее ущерб" и сурово карается в уголовном порядке.

Если за свободное слово, даже за свободную мысль законом гарантируется тюрьма и ссылка, если меру соответствия слова и мысли интересам общества и государства определяют не свободное общественное мнение, а карательные органы государства, то все "свободы" и "права", декларированные в Конституции, превращаются в фикцию.

Свобода слова, свобода информации, подлинная, а не фиктивная свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, - это полная отмена предварительной цензуры, разрешение и обеспечение возможности существования частных типографий, издательств, печатных органов, это легализация самиздата, это полная отмена необходимости получения разрешений на собрания, митинги, демонстрации, это строжайший запрет применения каких-либо насильственных действий для прекращения (разгона) митингов и мирных демонстраций.

Не менее важным является и вопрос о праве граждан объединяться в общественные организации.

Редакция ст.51 Конституции явно такого права не обеспечивает.

В основном законе должно быть определено, что любая группа граждан имеет право создавать свободные общества, союзы и ассоциации, если они не имеют преступных или аморальных целей. В формулировке этой статьи должно быть подчеркнуто, что на образование таких ассоциаций не требуется предварительного разрешения государственных органов.

По отдельным статьям главы 7 считаю необходимым сделать следующие замечания:

1. В ст.40 Конституции необходимо было включить основные положения Конвенции 111 Генеральной Конференции Международной Организации Труда, ратифицированной СССР 31/I - 1961 г. и повседневно нарушаемой в СССР (преимущества при приеме на работу на большое количество должностей для членов КПСС, система "допусков" к секретной работе, секретные характеристики и т.д. и т.п.).

2. Для более полного обеспечения охраны здоровья и улучшения качества медицинской помощи в ст.42 необходимо наряду с бесплатной медицинской помощью предусмотреть право частной практики врачей всех специальностей и возможность организации частных лечебных учреждений, в т. ч. стационарных.

3. Ст.43 Конституции, декларируя право на обеспечение в старости и по случаю болезни, своим содержанием такого права всем гражданам не обеспечивает, так как: а) вне социального страхования остаются кустари-ремесленники и некоторые другие группы граждан, работающие не по найму; б) лица, отбывшие наказание за преступления и искупившие тяжелым многолетним принудительным трудом свою вину, не имеют права на обеспечение пенсиями по социальному страхованию, если до совершения преступления у них не было соответствующего трудового стажа; в) значительные группы престарелых колхозников, прекративших работу в колхозах до введения пенсионного обеспечения и не имеющих права ни на колхозную пенсию, ни на пенсию по социальному страхованию, - и некоторые другие.

4. Ст.47 Конституции не гарантирует пользование достижениями мировой культуры, так как закон не содержит указания на свободный от таможенного досмотра (а фактически - цензуры) ввоз книг и других произведений культуры из иностранных государств. Кроме того, необходима отмена системы разрешений и запретов на выставки, публичные чтения и другие демонстрации произведений искусства и полная отмена цензуры в области музыки, изобразительного искусства, театра и т.д.

5. Ст.52 Конституции формально декларирует, а фактически не допускает свободы совести, так как не допускает религиозной пропаганды, указывая на допустимость антирелигиозной. Верить Слову Божьему и не иметь права нести это слово людям - это значит идти против своей совести.

6. Ст. ст.54-58 Конституции по своему содержанию не вызывают возражений, но практическое нарушение этих статей (существующих и в действующей Конституции) на протяжении десятилетий и даже закрепление этих нарушений в ряде законов (например, право органов милиции задерживать граждан на срок до трех дней без предварительной санкции прокурора; права органов милиции в отношении лиц, отбывших наказание по приговору суда и подвергаемых административному надзору, и т.д. и т.п.) настоятельно требуют более конкретного и категорического изложения гарантий этого раздела прав.

7. Удивляет отсутствие в этой главе об основных правах граждан статьи о свободе передвижения и свободе выбора места жительства. Гарантией такого права была бы полная отмена паспортной системы и системы обязательной прописки по месту жительства.

Всякая действительно демократическая Конституция должна предусматривать право свободного выезда из страны (эмиграции) и право свободного возвращения в свою страну.

Формулировки этой статьи должны соответствовать ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР в 1973 г. и в настоящее время вступившего в силу и имеющего для СССР силу закона.

По главе 13

Выборы депутатов в высшие и местные органы власти в нашей стране давно превратились в пустую формальность, так как избиратели фактически не имеют возможности выбирать. При наличии одного кандидата в депутаты между кем и чем выбирать?

Это настолько общеизвестно, что не стоит тратить слов на изложение своего мнения об абсурдности такой "избирательной" системы. Необходимо предоставление любой свободной ассоциации и просто группе граждан (определенной численности) права выдвижения кандидатов в депутаты, с тем, чтобы все выдвинутые кандидаты включались в избирательные бюллетени.

По главе 15

Ст.114 и ст.121 Конституции не гарантируют полного и безусловного опубликования законов, указов и постановлений высших органов власти.

Как мы знаем из практики, в нашей стране действовал значительное число законодательных и подзаконных актов, либо вовсе не опубликованных, либо опубликованных в так называемой закрытой печати. Получается парадоксальное положение, когда обязательные для исполнения законы, указы и постановления не доводятся до сведения граждан.

В Конституции должно быть четко записано, что ни один закон и подзаконный акт не может быть признан для кого-либо обязательным, если он не опубликован в общей открытой печати.

По главе 20

Вопрос о независимости судей - один из самых старых и самых сложных вопросов государственного права. На протяжении веков ни в одной стране мира не найдено безупречного и всеобъемлющего способа обеспечения действительной независимости судей. Между тем любая форма и степень зависимости судей по существу разрушает саму идею правосудия.

В Конституции (ст.154) независимость судей только провозглашается и не делается даже какой-либо попытки гарантировать эту независимость. Полная зависимость всех звеньев нашей судебной системы от центральных и местных организаций КПСС очевидна уже потому, что, как правило, все народные судьи являются членами КПСС (процент беспартийных судей незначителен) и все судьи (в том числе и беспартийные) подотчетны не только своим избирателям, но и соответствующим партийным органам, которые дают указания по общим вопросам судебной деятельности (включая вопросы так называемой карательной политики), а зачастую по отдельным конкретным делам.

Наибольшим приближением к независимости судей явилось бы такое положение, когда основой судебной системы стал бы суд народных представителей, организованный по типу суда присяжных, с обязательным разделением решения вопросов заседателями и судьями-чиновниками и с правом обвиняемого на немотивированный отвод значительной части заседателей.

Система суда присяжных была достаточно разработана еще в XIX в. в России. Эта система существует в подавляющей части цивилизованного мира (в той или иной форме).

Введение суда народных представителей по типу суда присяжных значительно способствовало бы демократизации суда и приближению к действительному правосудию.

2. В ст.156 Конституции провозглашается гласность суда. Однако вторая часть этой статьи дает возможность в любой момент отменить эту гласность, не нарушая Конституции.

Учитывая, что гласность судопроизводства является важнейшей гарантией прав личности и демократических свобод, необходимо в тексте Конституции указать, что в закрытом судебном заседании дела могут рассматриваться лишь для охраны военной и государственной тайны, а также, в перечисленных законом случаях, дела о половых преступлениях.

3. Ст.157 Конституции декларирует право обвиняемого на защиту, но не содержит решительно никаких гарантий этого права. Нарушением этого права является неузаконенная система секретных "допусков" для адвокатов. Кроме того, случаи дискриминации и даже репрессий в отношении адвокатов, осуществляющих защиту по политическим делам, и зависимость адвокатуры от органов Министерства юстиции и местных органов власти приводят к отсутствию полноценной защиты не только по политическим, но и по уголовным делам.

Гарантией действительного права на защиту было бы право свободного выбора защитника из числа всех дееспособных граждан и право приглашения защитников из числа иностранных граждан.

Вторым важнейшим вопросом в области права на защиту является вопрос о моменте, с которого возникает право на защиту.

В свете принципа презумпции невиновности (см. следующий пункт) право на защиту должно возникать с момента процессуального оформления подозрения. Человек, задержанный, или вызванный для допроса, или подвергающийся обыску (или становящийся объектом иных процессуальных действий, вызванных возникшими против него подозрениями), должен иметь право на защиту не только в общем, но и в специальном значении этого слова, т.е. право пригласить защитника и иметь возможность консультироваться с ним с момента совершения в отношении него любого процессуального действия.

4. Ст.159 Конституции недостаточно четко отражал принцип презумпции невиновности. Следует записать принятую во всех цивилизованных странах формулу: "Каждый человек предполагается невиновным до тех пор, пока приговором суда не будет установлена его виновность" КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, 1977 г. . Такая формулировка должна повлечь за собой далеко идущие изменения всего процессуального законодательства в части, относящейся к расследованию преступлений и ведению предварительного следствия.

В то же время необходимо установить конституционный запрет публичного обвинения кого-либо, в особенности в печати, в совершении тех или иных преступных действиях до вступления в силу обвинительного приговора суда.

5. В Конституции - ни в главе 20 "Суд", ни в главе 21 "Прокуратура" - не определялся взаимодействие между судом, прокуратурой и органами следствия в вопросах расследования уголовных дел и обвинения в суде.

Между тем это чрезвычайно важный и основополагающий вопрос правосудия.

По действующим нормам уголовного процесса прокурор, передающий дело для судебного рассмотрения и поддерживающий обвинение в суде, одновременно является непосредственным начальником и руководителем следователя, расследующего преступление. Следователь во всех областях своей работы подчиняется прокурору - будущему обвинителю в суде. При таком положении равенство сторон (обвинения и защиты) в процессе становится фикцией, а само расследование дел неизбежно приобретает черты необъективности, т.е. так называемый обвинительный уклон. Необходимо в конституционном порядке гарантировать полную независимость работников следственного аппарата от прокуратуры, оставив в этой области за прокуратурой лишь общие функции надзора за соблюдением законности.

По разделу IX Конституции.

Ст.172 Конституции не наполнена конкретным содержанием. Должна быть установлена процедура рассмотрения и разрешения вопросов о соответствии закона Конституции и образован орган, разрешающий этот вопрос при возникновении сомнения в конституционности того или иного законодательного или подзаконного акта.

Конституция СССР 1977 страдала столь значительными органическими недостатками (на полноту изложения которых я отнюдь не претендую) и являлся столь далеким от подлинной демократизации жизни нашего общества, что он не мог быть исправлен отдельными изменениями и исправлениями. Решительный поворот к точному соблюдению норм действующей Конституции был бы хорошей подготовкой к разработке проекта новой, более демократической Конституции.

Разработка и принятие конституции СССР

За прошедший после принятия Конституции 1936 г. период в жизни советского общества произошли значительные изменения:

* сложился единый народнохозяйственный комплекс;

* существенно вырос национальный доход страны;

* были освоены крупные районы на Севере и Востоке;

* осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию;

* изменилось международное положение СССР, появились союзники в лице развивающихся государств.

Вместе с тем следует отметить и то обстоятельство, что в оценке итогов пройденного за годы советской власти пути имелась значительная доля преувеличений. В политической и хозяйственной жизни сохранялась административно- командная система, которая была не способна придать общественному развитию страны наступательный характер. Необходимо было глубоко осмыслить пройденный путь и разработать на этой основе концепцию дальнейшего развития существующего строя. С этой целью была развернута работа по подготовке нового Основного закона СССР. 25 апреля 1962 года ВС СССР принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и образовал Конституционную комиссию. Подготовка Конституции шла под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Проект Конституции прошел всенародное обсуждение, в результате которого ВС СССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята.

В сравнении с предшествующей Конституцией она представляет более высокий уровень конституционного законодательства. Конституция СССР 1977 года состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.

В преамбуле:

* дается характеристика основных этапов истории советского государства, указывается высшая цель государства - построение бесклассового коммунистического общества;

* указываются главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их в коммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т. д.

Первая глава Конституции посвящена политической системе современного советского общества. СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст. 6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Во второй главе формулируется экономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Третья глава отражает происшедшие изменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развития и культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих, крестьян и интеллигенции.

Четвертая глава закрепляет важнейшие положения внешней политики советского государства.

Цели и задачи деятельности советского государства и его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены в специальной главе "Защита социалистического Отечества".

Главы VI и VII раздела "Государство и личность" содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.

Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы 8-11). В нем закреплено, что СССР - единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР.

Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления (рассматриваются в разделах IV-VI).

Отражая новый этап развития советской государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов.

Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом.

Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и АССР - с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР - по 750 человек. Впервые была сделана попытка регулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепила правовое положение и органов народного контроля.

Новая Конституция СССР значительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорского надзора (раздел VII, главы 20-21).

Она впервые устанавливает конституционные основы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителей общественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png