Лекция 17. Единый государственный экзамен, его компоненты, технология проведения, шкалирование и интерпретация результатов.
1.Цели и задачи эксперимента по введению ЕГЭ.
2.Контрольно-измерительные материалы (КИМы).
3.Технология разработки КИМов, организации и проведения ЕГЭ.
4.Шкалирование результатов ЕГЭ и использование их в управлении качеством образования.
5.ЕГЭ и Общероссийская система оценки качества образования.
1. Цели и задачи эксперимента по введению Единого государственного экзамена.
1. Цели эксперимента по введению Единого государственного экзамена . Эксперимент по введению ЕГЭ, начатый в 2001 г., Открывает новую страницу в развитии отечественной системы образования и имеет инновационный характер не только по замыслу, но и по форме проведения, по масштабам и отсутствию жесткой регламентации со стороны органов власти. Впервые в истории отечественного образования предпринята попытка не директивным, а экспериментальным путем определить целесообразность фундаментальной перестройки деятельности учебных заведений и системы управления качеством образования.
Эксперимент имеет две цели: повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реализация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступительного экзамена в высшие учебные заведения . По результатам ЕГЭ выпускники школ получают две оценки, одна из которых выставляется в школьной пятибалльной шкале, а другая - в стобалльной шкале для предоставления приемным комиссиям вузов и ссузов.
Задачи, решаемые с помощью ЕГЭ. К числу основных задач, решаемых в ЕГЭ, относятся:
Объективизация оценки качества образования на основе создания механизма внешнего оценивания и использования педагогических измерений;
Повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;
Объективизация требований к" общеобразовательной подготовке абитуриентов учебных заведений в системе профессионального образования;
Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаменов; - развитие преемственности общего и профессионального образования, обеспечивающей готовность выпускников» школ продолжить образование;
Совершенствование системы.государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.
Решение последней задачи, в частности, позволяет говорить о существенном вкладе ЕГЭ в становление и развитие Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), создание которой происходит сейчас в России. Выполняя свои основные задачи, ЕГЭ является важным структурным элементом ОСОКО и одним из центральных звеньев в развитии и совершенствовании системы управления качеством образования.
Решение перечисленных задач обеспечивается выполнением работ по ряду направлений, к которым относятся: формирование нормативно-правовой базы эксперимента; создание КИМ; разработка технологии проведения ЕГЭ; обеспечение информационной безопасности процедур, материалов и результатов экзамена; формирование информационных систем сопровождения эксперимента и использования его данных в образовании; подготовка специалистов для кадрового обеспечения эксперимента; мониторинг ЕГЭ; анализ и интерпретация данных мониторинга в целях повышения качества образования.
Схемы участия регионов в ЕГЭ и развитие эксперимента. После принятия решения об участии в ЕГЭ регион на добровольной основе выбирает одну из возможных схем проведения экзамена, которая может отличаться от других количеством и составом предметов, добровольностью или обязательностью аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ долей компьютерного тестирования и другими специфическими особенностями, обусловленными финансовыми возможностями региона, его материальной базой, уровнем развития коммуникаций, числом вузов, их готовностью к участию в эксперименте и т.д.
В соответствии с основной линией на отсутствие жесткой директивности со стороны федеральных органов управления образованием в ЕГЭ сохраняется максимально возможная вариативность схем проведения, которые нередко меняют сами регионы в процессе развития эксперимента.
Несмотря на существующую нормативную базу, определяющую перечень обязательных предметов при итоговой аттестации выпускников школ, многие регионы в рамках работ по совершенствованию схемы проведения ЕГЭ отказываются от обязательных предметов и предоставляют выпускникам право самостоятельного выбора числа экзаменов и самого участия в ЕГЭ. Показательно, что по мере расширения сферы действия принципов вариативности и добровольности число участников эксперимента неуклонно растет вместе с проявлением позитивного отношения общества к эксперименту.
Анализ данных мониторинга ЕГЭ убедительно свидетельствует о резком увеличении числа регионов, участвующих в эксперименте, и повышении доверия к ЕГЭ со стороны органов управления образованием, профессионального сообщества вузов и школ, учащихся и их родителей. В частности число регионов - участников эксперимента - изменилось с 6 в 2001 г. до 78 в 2005 г.,- а количество выпускников этих регионов, сдававших в 2005 г. экзамены в форме ЕГЭ по математике и русскому языку, превысило 50 % . Значительно расширился список вузов и ссузов, принимающих абитуриентов по результатам ЕГЭ. В 2005 г. в эксперименте приняли участие 1543 вуза (включая филиалы) и 1765 ссузов, тогда как в 2001 г. в нем участвовали лишь 16 вузов. Резко увеличилось общее количество предметов, выносимых на ЕГЭ в регионах. Согласно данным мониторинга и региональной статистики, за годы эксперимента существенно возросло число выпускников из сельских районов, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ. В целом тенденции эксперимента говорят о том, что связываемые с ЕГЭ надежды на расширение доступности высшего образования для жителей сельских и отдаленных районов России полностью оправдываются. Это находит свое подтверждение в данных мониторинга ЕГЭ.
Участие учителей в проведении ЕГЭ. Учителя нередко выступают организаторами проведения ЕГЭ в школах, однако они работают только с теми выпускниками, которые не являлись ранее их учениками. В этом случае педагоги принимают участие в подготовке к проведению экзамена, организуют саму процедуру тестирования, обеспечивают сбор и отправку материалов экзамена.
При подготовке к тестированию учителя получают все необходимые материалы, включающие комплекты КИМ с запасными материалами на случай опечатки, списки выпускников, формы протоколов проведения тестирования, в которых отмечаются все отклонения от требований стандартизации» и руководство по проведению тестирования, включающее описание всех требований к проведению ЕГЭ.
После завершения экзамена организаторы собирают материалы: использованные и неиспользованные тесты, заполненный протокол проведения тестирования и прилагают списки учащихся. Эти материалы передаются в специальные центры для проверки и дальнейшей обработки, получившие в системе ЕГЭ название региональные центры обработки информации (РЦОИ). Задания с выбором ответов подвергаются автоматизированной проверке на местах или в Москве, а для проверки заданий с развернутыми ответами приглашаются эксперты, работа которых организуется по месту проведения экзамена в условиях полной информационной безопасности и независимости экспертных суждений.
2. Контрольные измерительные материалы
Структура КИМ. В структуре КИМ выделяют три части (А, В, С), имеющие различное число заданий в зависимости от предмета. Например, заданий по биологии и истории может быть 50, а по русскому языку- 40,
В части А по всем предметам содержатся только задания с выбором ответов. Задания части В значительно варьируют по форме и предполагают возможность краткого регламентированного ответа, установления соответствия между элементами двух множеств и правильной последовательности различных процессов, явлений, объектов. Часть С предназначается для свободного конструирования ответа. Например, при тестировании по русскому языку дается задание написать небольшую письменную работу (сочинение), по математике - дать развёрнутые решения заданий и т.д.
Содержание КИМ. Результаты ЕГЭ используются при итоговой аттестации учащихся и отборе абитуриентов. Содержание КИМ предназначено для получения персонифицированной информации о достижении выпускниками школ базового и повышенного уровней подготовки по предметам. Поскольку при аттестации требуется проверить освоение- выпускниками большинства элементов предметной подготовки, а время экзамена ограничено, для повышения репрезентативности охвата содержания образования приходится варьировать спецификации КИМ ЕГЭ незначительно внутри одного года и более существенно по годам. Благодаря специальному планированию, осуществляемому предметными комиссиями по разработке КИМ, за 2-3 года удается охватить все необходимые содержательные элементы. Из-за вариации спецификаций КИМ снижается сопоставимость результатов выпускников, но расширяются возможности использования результатов ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях в мониторинге качества образования. Таким образом, на основе анализа результатов по отдельным годам ЕГЭ удается получить обоснованную информацию о тенденциях в изменении общеобразовательной подготовки выпускников школ России.
В целом содержание КИМ отбирается на основе спецификаций, которые ежегодно обновляются в Интернете и включают обобщенные планы экзаменационных работ со ссылками на соответствующие позиции кодификаторов (пронумерованных перечней содержательных элементов по предметам). В содержании КИМ отображаются только предметные знания и умения, которым обучают в школе, хотя это противоречит современным воззрениям на приоритеты в обучении, принятым во многих, странах. Вследствие этого российские учащиеся показывают невысокие результаты в международных сравнительных исследованиях качества образования. Они не умеют выполнять задания, требующие приме нения знаний в ситуациях, имитирующих жизненные, или междисциплинарных умений.
Анализ результатов выполнения КИМ в контексте содержательной интерпретации дает важную информацию для совершенствования требований ГОС и повышения качества образования. Согласно результатам анализа, проведенного предметными комиссиями по разработке КИМ и опубликованного в 2006 г. в аналитическом докладе , задания базового уровня трудности выполняют в основном выпускники, получившие по ЕГЭ хорошие и отличные оценки. Процент учащихся этой группы, справившихся со всеми заданиями базового уровня, несколько выше по математике и русскому языку (более 90 %) и ниже по остальным предметам (не более 85 %). Около половины выпускников, получивших по результатам ЕГЭ «два» и «три», не осваивают и половины планируемого к изучению материала. Этот результат помогает выявить проблемы, связанные с завышенными требованиями ГОС и излишним объемом содержания школьного образования.
3. Технология разработки контрольно-измерительных
материалов, организации и проведения
Единого государственного экзамена
Структуры, участвующие в организации и проведении ЕГЭ. К числу структур, осуществляющих организационно-управленческую и научно-методическую поддержку при реализации технологии ЕГЭ, относятся федеральные и региональные органы управления образованием, Федеральный центр тестирования (ФЦТ), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), компания «КРОК», региональные центры обработки информации и различные организации (вузы и другие образовательные структуры), выполняющие на конкурсной основе исследовательские проекты для формирования научно-методических основ технологии проведения ЕГЭ и совершенствования КИМ.
Технология разработки КИМ. Технологический ежегодный цикл разработки КИМ по предмету начинается с пересмотра кодификатора элементов содержания, подлежащих проверке, а также с создания спецификации и демонстрационного варианта КИМ. Обычно по 13 Предметам, заявленным в ЕГЭ, ежегодно разрабатывается не менее 10 тысяч новых заданий. Помимо целевого заказа на задания для пополнения банка ЕГЭ объявляется конкурс, в котором принимают участие все желающие авторы тестовых заданий из различных регионов России. Материалы, представленные на конкурс, проходят экспертизу, по результатам которой осуществляется отбор и покупка тестовых заданий для банка ЕГЭ. Специалисты ФИЛИ, используя банк, формируют варианты КИМ. Затем проводится экспертиза качества содержания вариантов, анализ их параллельности и соответствие заданий требованиям тестовой формы. После коррекции, основанной на результатах экспертизы, КИМ передаются на апробацию, проводимую на репрезентативных выборках учащихся: школ России. Обработка данных апробации и их анализ позволяют выполнить очередную коррекцию, после завершения которой получаются эквивалентные варианты КИМ с комплектами сопроводительной документации для проведения ЕГЭ, созданные в условиях высокого уровня информационной "безопасности и хранящиеся в специальных помещениях до начала ЕГЭ.
После проведения экзамена и обработки данных специалисты ФИПИ готовят аналитический отчет, содержащий рекомендации по совершенствованию КИМ, которые учитываются при выполнении очередного ежегодного технологического цикла.
Технология проведения ЕГЭ. При проведении ЕГЭ основной технологией является бланочная, предполагающая выдачу заданий выпускникам на бумаге. Реализация бланочной технологии зависит от организации, занимающейся ее осуществлением. Так, ФЦТ все материалы печатает в Москве, а затем перед началом экзамена передает пакеты с КИМ и бланками ответов в регионы, КРОК поддерживает технологию, при которой бланки ответов распечатываются по месту применения в регионах.
При использовании, компьютерного тестирования, в ЕГЭ технология носит смешанный характер, поскольку задания части С с развернутыми ответами выполняются на бумажных бланках. Единая технология проведения ЕГЭ пока еще не сложилась. Каждый из вариантов проведения эксперимента имеет свои достоинства и недостатки, выявить которые в полной мере можно лишь по его окончанию.
4. Шкалирование результатов Единого государственного
экзамена и использование их в управлении
качеством образования
Виды используемых шкал в ЕГЭ. В соответствии с заявленными целями и решаемыми задачами по данным ЕГЭ выставляются две оценки - в сто- и пятибалльной школьной шкале. Первую получают специалисты ФЦТ путем шкалирования первичных данных ЕГЭ, преобразования их в стандартную шкалу логитов на основе современной теории тестов. Вторая, школьная, выбирается специалистами группы по шкалированию, организуемой Рособрнадзором во время экзаменов и состоящей из тестологов, представителей предметных комиссий ФИПИ и сотрудников ФЦТ. Для выбора границ интервалов стобалльной шкалы и установления их соответствия оценкам четырехбалльной шкалы результаты ЕГЭ по каждому предмету и всем регионам подвергаются многоаспектному анализу, включающему проблемы содержательной: валидности школьных баллов и сопоставимости оценок по предмету в ЕГЭ разных лет.
Сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет. Для обеспечения содержательной сопоставимости результатов тестирования многие страны, в которых есть национальные экзамены в форме тестов или другие виды массового тестирования, вводят стандартизованные уровневые шкалы (см. раздел 13.5), позволяющие проследить связь между содержанием тестов по годам. Важное преимущество уровневых шкал заключается в расширении возможности интерпретации результатов экзаменов, поскольку тестовый балл можно дополнять содержательным описанием подготовки вьь пускников школ в терминах, освоенных и не освоенных тематических элементов предмета.
Для введения содержательной интерпретации в практику ЕГЭ необходимо, прежде всего, провести цикл работ по совершенствованию структуры ГОС на основе идей уровневой дифференциации и содержательно описать различные уровни общеобразовательной подготовки по всем школьным предметам. Затем на репрезентативной выборке выпускников школ России следует построить устойчивую шкалу стандартных тестовых баллов и выделить диапазоны шкалы путем соотнесения их с содержанием заданий, выполненных на каждом уровне.
В терминах теории педагогических измерений сопоставимость означает возможность переноса результатов тестирования различных лет на единую шкалу. Сопоставимость обеспечивает выпускнику возможность однократной сдачи ЕГЭ и использования своих результатов при неудачном поступлении в вуз в последующие годы, а управленцам - возможность проведения сравнительных исследований качества образования.
Традиционный подход к решению проблемы сопоставимости основан на определении норм так называемого якорного теста для составления таблиц эквивалентности баллов по разным тестам. В качестве якорного выбирается тест, который стандартизуется на национальной репрезентативной выборке испытуемых, тщательно сформированной из генеральной совокупности в масштабах всей страны.
На основе якорного теста определяются репрезентативные общенациональные нормы по различным предметам. Данные, собранные на национальной выборке по якорному тесту, служат для построения шкалы единых показателей. Каждый новый тест, разрабатываемый в последующие годы, калибруется относительно якорного теста, в результате чего можно установить, какой результат испытуемого в последующие годы эквивалентен показателю в якорном тесте.
Для построения таблиц перевода в общем случае на одной и той же выборке испытуемых обычно используют метод равных перцентилей, согласно которому показатели считаются эквивалентными, если они имеют равные перцентилей и получены на нормальной группе сравнения по параллельным вариантам тестов. К недостаткам метода можно отнести высокую стоимость, неизбежную коррекцию и совершенствование содержания тестов, изменение содержания образования и приоритетов в учебных дог стяжениях, а к достоинствам - стабильность и высокую точность, поскольку результаты по всем последующим версиям тестов сравниваются с одним якорным тестом.
В связи с появлением теории IRT стали использовать более эффективные технологии, обеспечивающие сопоставимость результатов тестирования по различным годам. Эта технология основана на включении в тесты различных лет групп якорных (общих) заданий, связывающих цепочкой результаты по более поздним и более ранним версиям теста. Отсчет ведется от шкалы, построенной на эталонной группе сравнения. Тем самым каждый вариант очередной версии теста благодаря блоку общих заданий связывается с предыдущим и последующим вариантами батареи тестов.
Для пользователей тестов обычно разрабатываются необходимые разъяснительные материалы, обеспечивающие перевод сырых баллов в производные показатели, сопоставимые с результатами эталонной шкалы. Дополнительные меры по повышению сопоставимости результатов тестирования обеспечиваются специальной теорией выравнивания тестов. Аналогичные современные методы планируется использовать в ЕГЭ.
5. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования
Что понимают под Общероссийской системой оценки качества образования . Под Общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, которая обеспечивает основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты .
Основная цель создания ОСОКО заключается в повышении объективности и обоснованности информационной основы системы управления качеством образования в России, а также обеспечении всех участников образовательного процесса и общества в целом достоверной информацией о качестве образования в стране.
В соответствии с поставленной целью к основным задачам ОСОКО можно отнести:
Оценку качества учебных достижений обучаемых и выпускников учебных заведений на различных образовательных ступенях;
Разработку научно-методического обеспечения процедур и инструментария для оценки качества образования;
Создание структур, обеспечивающих качество инструментария и технологий педагогических измерений (центров сертификации);
Создание центров статистической обработки и анализа данных о качестве образования, организацию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.
Процесс создания ОСОКО в России пока не завершен, поэтому число основных задач по мере ее становления может меняться.
Построение ОСОКО предполагает широкое использование существующих организационных структур, механизмов и процедур: ЕГЭ, центров сертификации, аттестации и аккредитации, центров качества образования и мониторинга, работающих на единой научно-методической основе в рамках стратегии развития общероссийской системы оценки качества образования.
ЕГЭ в ОСОКО. ЕГЭ является неотъемлемым структурным элементом ОСОКО и обеспечивает объективную информацию о реальном состоянии качества школьного образования. Данные ЕГЭ позволяют получить оценки состояния образовательных достижений выпускников школ, выявить тенденции и динамику изменения системы среднего образования, сформировать совокупность основных факторов, влияющих на качество образования в различных регионах, и оценить меру их влияния.
ЕГЭ не является единственным информационным источником ОСОКО. Несомненно, что помимо собранной в процессе экзамена информации о предметных знаниях и умениях выпускников школ необходимы дополнительные данные, характеризующие состояние качества образования на различных ступенях (оценки умений применять знания, собранные с помощью портфолио и других средств аутентичного оценивания; оценки междисциплинарных, общеучебных и коммуникативных умений; данные об уровне воспитанности обучаемых и результативности воспитательных воздействий; результаты участия учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах и т.д.).
Важным требованием, обеспечивающим корректность использования данных ЕГЭ в ОСОКО, является учет различных факторов при интерпретации результатов экзамена, лежащих зачастую за пределами влияния школы, но существенно влияющих на качество образования.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2012 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ
1. Назначение КИМ ЕГЭ
Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования гуманитарной направленности.
Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось число заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе, неоправданность знаниецентричного, «фактологического» подхода при проведении государственной (итоговой) аттестации по литературе), увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений, разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности, уточнялись критерии оценивания, определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.
В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участником ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.
Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т. п.
Результаты ЕГЭ по литературе подтверждают, что сложившаяся экзаменационная модель по литературе позволяет адекватно оценить образовательные достижения выпускников по предмету, выявить уровень сформированности у выпускников основных предметных и надпредметных умений. Экзамен в данной форме позволяет дифференцировать участников ЕГЭ по уровню их предметной подготовки, дает вузам и ссузам объективные основания для отбора абитуриентов.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено нормативными документами по предмету.
В экзаменационной работе выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.
В частях 1 и 2 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Общая структура первых двух частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности. Последнее задание в частях 1 и 2 работы предполагает выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанному в задании аспекту сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического, или лироэпического, или драматического произведения, состоит из 9 заданий:
7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
2 заданий (C1, С2), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.
Часть 2, предполагающая анализ лирического произведения (стихотворения или фрагмента лирической поэмы), состоит из 7 заданий:
5 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр;
2 заданий (C3, С4), требующих написания связного текста в объеме 5–10 предложений.
Требования к выполнению заданий части 1 и части 2 едины.
Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
Часть 3 работы требует от участников ЕГЭ полноформатного развер-нутого высказывания на литературную тему (таким образом, к отработан-ному в частях 1 и 2 литературному материалу добавляется еще один содержа-тельный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагается 3 вопро-са (C5.1–С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 2 – по произведениям второй половины XIX в.; 3 – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность выразить свое отношение к проблемам, подни-маемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Ниже приводится таблица, представляющая распределение заданий по частям экзаменационной работы.
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы |
Тип заданий |
Число заданий |
Макси-мальный первичный |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 42 |
С кратким ответом |
||||
С кратким ответом |
||||
С развернутым ответом ограниченного объема |
||||
С развернутым ответом |
||||
Итого: |
В структурном отношении части 1 и 2 экзаменационной работы выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (часть 1: В1–В7, часть 2: В8–В12), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (часть 1: С1–С2; часть 2: С3–С4). Часть 3 включает альтернативные задания высокого уровня сложности (С5.1–С5.3), в наибольшей степени отражающие требования стандарта профильного уровня.
по подготовке к ЕГЭ
с учётом изменений в содержании и структуре КИМ
1. При составлении рабочих программ изучить и руководствоваться в работе
Требованиями федерального компонента образовательного стандарта по биологии профильного уровня;
Документами, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2012 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
Аналитическими отчетами о результатах экзамена и методическими письмами прошлых лет;
Учебно-методическими материалами для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
Иными нормативными, инструктивно-методическими материалами, выходящими в текущем учебном году.
2. При подготовке учащихся к экзамену необходимо уделять больше внимания работе с заданиями, подобными заданиям КИМ, особенно уровня С, учить правильно письменно излагать свои мысли. Кроме того, при завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом. Для разработки проверочных заданий использовать только учебные издания, разработанные или рекомендуемые ФИПИ для подготовки к ЕГЭ, а также задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий.
3. Планомерно учить старшеклассников кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении биологических задач.
4. При обобщении знаний в старшей школе необходимо уделять больше внимания использованию знаний из основной школы для конкретизации теоретических понятий, законов, закономерностей, процессов, которые изучаются в курсе общей биологии. В 10 и 11 классах при организации повторения следует обратить внимание на следующие разделы курса основной школы: многообразие растений и животных, их систематика; значение растений и животных в природе и жизни человека, особенности семенного, спорового и вегетативного размножения растений, способы полового размножения животных; физиологические процессы выделения, дыхания, кровообращения у человека, иммунитет, гомеостаз. Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для экзаменуемых. Это можно объяснить сложностью материала, который носит теоретический характер и требует умений применять знания о закономерностях эволюции органического мира для объяснения видообразования, многообразия организмов, результатов и доказательств эволюции, значение изоляции в отсутствии скрещивания особей разных популяций, в накоплении мутаций в популяции, вопросы об отличиях движущих сил эволюции человека от животных, биологические и социальные факторы эволюции, ароморфозы, идиоадаптации.
5. В перспективе необходимо учитывать задачи совершенствования биологического образования, предусмотренные в стандарте второго поколения: усиление компетентностной составляющей содержания, его практической направленности, формирование универсальных и предметных способов деятельности, а именно:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе , биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
6. Целенаправленно формировать у учащихся культуру выполнения тестовых заданий (адекватно понимать и выполнять инструкции, осмысливать задание и находить оптимальные пути его выполнения, четко формулировать свой ответ и записывать его с учетом норм русского литературного языка, организовывать свою деятельность в условиях ограниченного времени, контролировать результаты своей работы).
Физика
На основании анализа результатов выполнения заданий ЕГЭ по физике, а также качества проверки экспертами заданий с развернутым ответом ФИПИ рекомендовано внести изменения в контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике в 2012 г.
Основные направления совершенствования КИМ по физике в 2012г. следующие:
Усовершенствование структуры работы;
Расширение спектра проверяемых умений по физике;
Усовершенствование критериев оценивания заданий с развернутым ответом.
Изменения в структуре КИМ
В соответствии с новой системой шкалирования в части 3 работы объединяются все задания (с выбором ответа и развернутым ответом), проверяющие умение решать задачи по физике.
Изменяется структура варианта КИМ при сохранении общего числа и типологии заданий. В каждом варианте будет присутствовать одна качественная задача по любому из разделов курса физики и девять расчетных задач: три по механике, две по МКТ и термодинамике, три по электродинамике и одна по квантовой физике. Такое изменение структуры позволит не только наглядно увидеть «вузовскую» часть экзаменационной работы, но и обеспечить баланс проверяемых содержательных элементов, используемых при решении задач.
2011 г. Демонстрационный вариант | 2012 г. Демонстрационный вариант |
Часть 1 А1-А25 Часть 1 содержит 25 заданий | Часть 1 А1-А21 Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один. |
Часть 3 Часть 3 содержит 6 заданий Задания, для которых необходимо привести развернутый ответ. | Часть 3 Часть 3 содержит 10 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. А22-А25 4 задания с выбором одного верного ответа, к каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых верен только один. Задания – это расчетные задачи повышенного уровня сложности. 6 заданий, для которых необходимо привести развернутый ответ. Качественная задача повышенного уровня сложности (С1) и пять расчетных задач высокого уровня (С2-С6). |
Изменения в содержании КИМ
Расширяется спектр проверяемых методологических умений. Изменяются задания по проверке владения экспериментальными умениями. Увеличивается доля заданий с использованием фотографий и рисунков экспериментальных установок.
Демонстрационный вариант |
Демонстрационный вариант |
||||||||||
− Запись результатов вычисления физической величины. | − Запись результатов вычисления физической величины с учетом необходимых округлений (по заданной абсолютной погрешности) |
||||||||||
− Определение параметра по графику, отражающему экспериментальную зависимость физических величин. На графике представлены результаты измерения напряжения на концах участка AB цепи постоянного тока, состоящей из двух последовательно соединённых резисторов, при различных значениях сопротивления резистора R2 и неизменной силе тока I(см. рисунок). Найдите ожидаемое напряжение на концах участка цепи АВ при R2 = 50 Ом. | − Определение параметра по графику, отражающему экспериментальную зависимость физических величин (с учетом абсолютных погрешностей) . А21 На графике представлены результаты измерения напряжения на концах участка AB цепи постоянного тока, состоящей из двух последовательно соединённых резисторов, при различных значениях сопротивления резистора R2 и неизменной силе тока I(см. рисунок). С учётом погрешностей измерений (ΔR = ±1 Ом, ΔU = ± 0,2 В) найдите ожидаемое напряжение на концах участка цепи АВ при R2 = 50 Ом. |
||||||||||
Построение графика по экспериментальным данным. | − Построение графика по экспериментальным данным (с учетом абсолютных погрешностей измерений). |
||||||||||
Анализ результатов опыта. | − Анализ результатов опыта, представленного в виде графика или таблицы и формулировка вывода. |
||||||||||
Расчет параметра физического процесса. | − Расчет параметра физического процесса по результатам опыта, представленного в виде таблицы. А15 На рисунке представлен опыт по преломлению света. Пользуясь приведённой таблицей, определите показатель преломления вещества. |
||||||||||
− Выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе. В качестве задания С1 в одной из серий вариантов будет использоваться новая модель задания. Будет предложено описать проведение опыта по наблюдению какой-либо зависимости физических величин или какого-либо явления, перечислив все необходимые для проведения опыта материалы и оборудование. |
Усовершенствованны критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Изменены требования к выставлению того или иного балла.
Так, для качественных задач скорректированы требования к выставлению двух баллов, а в систему оценивания расчетных задач введены новые требования к полному правильному ответу.
В расчетных задачах (С2-С6) изменены требования к полному верному ответу. Так, решение части задач, как правило, сопровождается рисунком с указанием различных физических величин (задачи по кинематике , динамике, геометрической оптике). В новых требованиях будет указываться обязательное наличие рисунка (например, с правильным построением изображения или верным указанием всех действующих на тело сил), а ошибка в рисунке приведет к снижению максимального балла за предъявленное решение.
От тестируемых потребуется словесное указание названия всех вновь вводимых при решении задачи физических величин, т. к. без таких указаний невозможно отличить содержательную ошибку в формуле (законе) от случайной ошибки в математических преобразованиях.
Наиболее существенным изменением является требование (пока лишь для части из задач) записи комментариев, обосновывающих использование указанных в решении законов и формул для ситуации данной конкретной задачи.
Демонстрационный вариант |
Демонстрационный вариант |
Критерии оценивания выполнения задания С1 |
|
3балла Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ, и полное верное объяснение с указанием наблюдаемых явлений и законов. | 3балла Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с указанием наблюдаемых явлений и законов. |
2 балла Приведено решение и дан верный ответ, но имеется один из следующих недостатков… | 2 балла Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, и дано правильное объяснение, но содержится один из следующих недостатков… |
1 балл – приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ; – приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан; – представлен только правильный ответ без обоснований. | 1 балл Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев: указаны не все необходимые явления и физические законы, даже если дан правильный ответ на вопрос задания; указаны все необходимые явления и физические законы, но в некоторых из них допущена ошибка, даже если дан правильный ответ на вопрос задания; указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца; указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к верному ответу, содержат ошибки. |
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2-С6 |
|
3балла Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ; при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | 3балла Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ и обозначений, используемых в условии задачи ); III) представлен схематический рисунок с указанием сил, поясняющий решение; IV) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями); V) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. |
2 балла Представленное решение содержит п. 1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков: В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка; Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены; Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа; - не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде. | 2 балла Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины . Но имеется один из следующих недостатков: записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, IV – представлены не в полном объеме или отсутствуют; при ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачеркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.); при ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и(или) преобразования/вычисления не доведены до конца; при ПОЛНОМ решении отсутствует пункт V, или в нем допущена ошибка. |
по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике
с учётом изменений КИМ 2012года
При подготовке к ЕГЭ необходимо составлять и использовать проверочные работы в формате демонстрационного варианта 2012года, чтобы обеспечить проверку усвоения понятийного аппарата и проверку умения решать задачи по каждой из тем школьного курса физики. В первом случае целесообразно использовать работы, включающие задания с выбором ответа и кратким ответом, а во втором – задачи, представленные заданиями как с выбором ответа, так и с развернутым ответом.
Учителю физики необходимо особо обратить внимание на качественные задачи, при решении которых учащиеся должны представить развернутый, логически обоснованный ответ в письменной форме. При этом необходимо добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное связное обоснование с указанием на физические закономерности. Так как при решении качественной задачи в экзаменационном варианте полным и правильным ответом считается тот, в котором приведен правильный ответ, полное объяснение и сделаны ссылки на наблюдаемые явления и использованные законы.
При проведении демонстрационных экспериментов, лабораторных работ следует обратить внимание на формирование следующих умений:
Строить графики и определять по ним значения физических величин,
Записывать результаты измерений и вычислений с учетом погрешностей измерений и необходимых округлений,
Анализировать результаты опыта и формулировать выводы по результатам, заданным в виде таблицы или графика.
Это необходимо для успешного выполнения заданий ЕГЭ по фотографиям реальных экспериментов, которые будут содержаться в следующем году в каждом экзаменационном варианте.
Химия
В 2012 году совершенствование контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии направлено на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и связано с изменением подходов к отбору экзаменационного материала, формулировок заданий, направленных на усиление практико-ориентированной составляющей.
Данные изменения коснулись как структуры, так и содержания КИМ.
Изменения в структуре КИМ
Изменения в структуре КИМ по химии произошли в сторону уменьшения заданий репродуктивного характера. Сокращено число заданий с выбором ответа (с 30 до 28) при сохранении продолжительности экзамена. Основанием для уменьшения числа заданий явилось то обстоятельство, что выполнение некоторых из них предполагает использование сходных алгоритмов действий по применению соответствующего теоретического и фактологического материала.
2011 г. | 2012 г. |
Часть 1 – 30 заданий базового уровня сложности. | Часть 1 – 28 заданий базового уровня сложности. |
А3 – задание проверяло владение умением использовать общую закономерность в изменении свойств химических элементов металлов А4 –задание проверяло владение умением использовать общую закономерность в изменении свойств химических элементов неметаллов по периодам и группам Периодической системы. | А3 – проверяет владение умением использовать общую закономерность в изменении свойств химических элементов (металлов и неметаллов ) по периодам и группам Периодической системы. |
Выполнение заданий А18 проверяло знания способов получения углеводородов , А19 – проверяло знания способов получения кислородсодержащих органических соединений . Оба задания требовали сходного алгоритма действий при их выполнении. | А17 – объединило проверку знаний способов получения углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. В работе 2012 г. эти элементы содержания будут проверяться одним заданием. |
Изменения в содержании КИМов
Изменения в содержании КИМов по химии коснулись расширения спектра проверяемых умений: формулировки заданий направлены на проверку умений выпускников применять полученные знания в различных ситуациях, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, в особенности установления взаимосвязи состава, строения и свойств веществ.
Демонстрационный вариант |
Демонстрационный вариант |
Часть 1 |
|
А3 - общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов и особенностям строения их атомов. А4 - общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов. | Названные элементы содержания КИМ 2011 года будут проверяться одним заданием. А3 – общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в периодической системе химических элементов и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов и особенностями строения их атомов. |
А18 - Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). А19 - Основные способы получения | Названные элементы содержания КИМов 2011 года будут проверяться одним заданием А17 - Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). |
Часть 3 |
|
Задание С2 проверяет усвоение элемент содержания «Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ». В задании даны приведены названия веществ, между которыми необходимо написать четыре химических реакции, не повторяя пары реагентов. | Задание С2 Формулировка условия задания С2, проверяющего знание генетической взаимосвязи неорганических веществ различных классов, в части 3 экзаменационной работы 2012 г., будет предложена как в прежнем, так и в измененном формате. Измененный формат условия этого задания будет включать описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны отразить посредством уравнений соответствующих реакций. Данные изменения предполагают усиление практической направленности задания, которому отведена роль «мысленного эксперимента». Формат задания 2011 года: Даны вещества: оксид азота (IV), медь, раствор гидроксида калия и концентрированная серная кислота. Напишите уравнения четырёх возможных реакций между всеми предложенными веществами, не повторяя пары реагентов. Измененный формат задания: Соль, полученную при растворении железа в горячей концентрированной серной кислоте, обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество сплавили с железом. Напишите уравнения описанных реакций. |
Задание С5 Решение задачи включает две последовательные операции: Составление уравнения реакции, расчет молярной массы неизвестного вещества | Задание С5 Решение задачи будет включать три последовательные операции: Составление схемы химической реакции, - определение стехиометрических соотношений реагирующих веществ Вычисления, приводящие к установлению молекулярной формулы вещества Пример задания С5 При взаимодействии 25,5 г предельной однооснoвной карбоновой кислоты с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н. у.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты. |
Изменения критериев оценивания
Принципиальных изменений не произошло. Изменения, коснувшиеся структуры КИМов и числа проверяемых элементов в Задании С5 (часть 3), привели к сокращению максимального балла за экзаменационную работу в целом с 66 до 65 баллов.
Демонстрационный вариант |
Демонстрационный вариант |
Часть 1 - 30 баллов | Часть 1 – 28 баллов |
Задание С5 – 2 балла | Задание С5 - 3 балла |
Максимальное количество первичных баллов – 65 |
(проведение аттестации педагогических работников, с целью определения соответствия занимаемой должности)
Тест состоит из четырех блоков вопросов, позволяющих выявить уровень компетентности педагога по четырем ее составляющим:
1. профессиональная компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии)
2. коммуникативная компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации)
3. информационная компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях)
4. правовая компетентность (качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач).
Общее количество вопросов в тесте - 60. Количество вопросов в различных блоках теста:
«Профессиональная компетентность» - 30 вопросов
«Коммуникативная компетентность» – 10 вопросов
«Информационная компетентность» - 10 вопросов
«Правовая компетентность» - 10 вопросов
Блок теста «Профессиональная компетентность» включает инвариантную часть для всех категорий педагогических работников – общие вопросы педагогики и психологии (5 вопросов); вопросы методики преподавания предмета, либо специальные методики (5 вопросов).
Тест выполнен успешно, если даны правильные ответы не менее, чем на 45 вопросов (75%).
Проект теста для аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности «учитель русского языка и литературы»
Перечень вопросов в блок
«Профессиональная компетентность»
Педагогика и психология
1. Что включают в себя требования к результатам общего образования, структурированные по его ключевым задачам, согласно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования?
1) предметные, метапредметные и личностные результаты
2) личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты
3) знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности
2. Что означает понятие «универсальные учебные действия»?
1) обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
2) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности
3) система устойчиво характеризующих человека побуждений
3. В каком возрасте согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина познание системы отношений в разных ситуациях является ведущей деятельностью?
1) в среднем школьном возрасте (11-15 лет)
2) в младшем школьном возрасте (7-11 лет)
3) в старшем школьном возрасте (15-17 лет)
4. Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся?
1) связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста
2) неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке, абстрактный линейный стиль изложения информации
3) детальное изложение материала, преобладание гештальта (образов), технологизация процесса обучения
5. Что подразумевает гендерный подход в обучении?
1) учёт физиологических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, поведенческих различий между мальчиками и девочками
2) реализацию обучения, направленного на раскрытие специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога
3) ориентацию на жизненный успех, достижения в развитии каждого ученика и учителя, на развитие творческого потенциала и продление периода творческой деятельности человека, его социальную адаптацию в сложных условиях бытия
Русский язык
Дидактические основы и методика преподавания предмета
Среди предложенных ответов укажите верный.
6. Уровни владения содержанием предмета:
1) дополнительный
2) базовый 3) повышенный
7. К дидактическим принципам обучения не относится:
1) эмоциональность
2)доступность
3) научность
8. К видам речевой деятельности не относится:
1) списывание
2) слушание 3) письмо
9. Какой способ не является средством создания проблемной ситуации на уроке?
1) диктант
2)эвристическая беседа
3)лабораторная работа
10. Какой прием обучения не соотносится с исследовательским методом?
1) воспроизведение двух подобных правил
2)сравнение подобных явлений
3)выявление противоречий на основе сравнения подобных явлений
Государственная итоговая аттестация
Какой элемент не входит в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку?
цели изучения русского языка
кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;
Выберите признак, не учитываемый при отборе содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Укажите его номер.
2) объективность проверки
3) пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса
Что проверяет задание открытого типа в ГИА по русскому языку (9 класс)?
2) умение анализировать текст
3) умение использовать внеязыковые средства общения
Целью проведения ГИА по русскому языку не является
оценка сформированности общих учебных умений и навыков
отбор учащихся для обучения в профильных классах
осуществление преемственности с ЕГЭ
Знание основ преподаваемого предмета
15. В каких вариантах представлен предмет «русский язык» в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования? Укажите правильный ответ.
1) для ОУ с обучением на русском языке и для ОУ с обучением на родном (нерусском) языке
2) для базового и профильного уровней
3) для базового и углубленного уровней
16. Какой элемент содержания языкового образования обеспечивает формирование культуроведческой компетенции?
1) русский речевой этикет
2) русский язык как средство межнационального общения
3) основные выразительные средства языка
17. Какой элемент содержания языкового образования не входит в лингвистическую компетенцию?
1) основные нормы русского литературного языка
2) формирование способности к анализу языковых явлений и фактов
3) общие сведения об ученых-русистах
18. В процессе формирования какой компетенции школьники овладевают понятиями «основные единицы и уровни языка»?
1) языковой 2) лингвистической 3) культуроведческой
19. Установите соответствия. Укажите правильный вариант.
1) 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1
2)1- 4, 2- 2, 3 – 2, 4 – 1
3) 2 -2, 1 – 4, 3 – 2, 4 – 1
Укажите термин, обозначающий вид орфографических упражнений, целью которых является формирование орфографической зоркости, памяти и внимания
2) заучивание наизусть
3) списывание
Укажите термин, обозначающий часть большой темы, деталь общей картины, компонент текста.
2) заголовок
3) ключевые слова
Какой материал не может использоваться для аргументации собственного мнения в сочинении учащегося?
изложение личностной позиции
аналогия
цитата
25. В какой строке все существительные относятся к мужскому роду?
маэстро, домище, шампунь, тюль
торнадо, мозоль, пенальти, сулугуни
Тбилиси, Дели, Марокко, Гоа
буржуа, авеню, колибри, салями
Укажите слово, которое не относится к вводным.
27. В каком варианте содержатся выражения, которые нельзя считать грамматическими синонимами?
совет друга – дружеский совет
народные пословицы – пословицы народа
идти неохотно – идти с неохотой
Укажите правильное определение понятия «оксюморон».
стилистическая фигура – соединение двух противоречащих друг другу понятий
описательный оборот
пропуск элемента высказывания, который легко восстановить по контексту
Укажите термин, которым называют специальную фигуру речи, при которой элементы речи в смежных частях текста расположены тождественно.
синтаксический параллелизм
антитеза
повтор
Какое изобразительно-выразительное средство языка использовано в данном предложении?
1) инверсия
2) гипербола
3) перифраз
Перечень вопросов в блок
«Коммуникативная компетентность»
31. Целенаправленный процесс передачи информации, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности называется
1) коммуникацией
б) коммуникативной компетентностью
в) неформальным общением
32. Коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику), представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется:
а) невербальным общением
б) интерактивным общением
в) вербальным общением
33. Определите по описанию стиль педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся»
а) попустительский
34. Определите механизм межличностного взаимодействия по признаку «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы»
а) стереотипизация
б) эмпатия
в) идентификация
35. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения?
а) в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания
б) в обеспечении реального психологического контакта с учащимися, процесса познания, взаимопонимания, обмена материальными и духовными ценностями, развития познавательной направленности личности;
в) в развитии организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умений детей через активное участие в роли исполнителя или организатора различных видов деятельности.
36. Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется
а) эмпатией
б) рефлексией
в)
проекцией
37. Обмен документацией, обмен электронными сообщениями, межличностное и межгрупповое общение представляют собой
а) формы коммуникации
б) средства коммуникации
в) свойства коммуникации
38. В каком возрасте интимно-личностное общение является ведущим?
а) в подростковом возрасте
б) в младшем школьном возрасте
в) в старшем школьном возрасте
39. Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог.
1) квартал, эксперт, корысть, намерение
2) банты, иксы, краны, торты
3) еретик, недуг, некролог, приданое
В каком предложении отсутствуют речевые или грамматические ошибки?
Те, кто опоздал, были вынуждены писать объяснительную записку.
Мальчик быстро одел спортивную форму.
Двое учительниц получили возможность пройти курсы повышения квалификации
Перечень вопросов в блок
«Информационная компетентность»
Информационная технология – это
процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
набор методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения
разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов
Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером включают требования к
установке компьютеров; учебному помещению; рабочему месту; режиму работы и образовательным программам
качеству управления программой; доступности программы; удобству управления; соответствию программы возрастным особенностям детей
развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения); развитию зрительно-моторной координации
Особенностью электронной таблицы EXCEL является
возможность автоматического перерасчета задаваемых по формулам данных при изменении исходных данных
возможность обработки данных, структурированных в виде таблицы
возможность обработки данных, представленных в строках
Сколько слов будет найдено (выделено, указано) в процессе автоматического поиска в тексте: «Далеко за отмелью, в ельнике, раздалась птичья трель», если в качестве образца дать слово «ель»?
три
одно
Отличительной чертой Web-документа является
наличие строго определенного формата представления документа
наличие в нем гипертекстовых ссылок
наличие в нем иллюстраций
Задан адрес электронной почты в сети Internet: [email protected]. Каково имя владельца электронного адреса?
user_name
int.glasnet.ru
glasnet.ru
Выберите из нижеперечисленных оптимальный способ быстрого перехода к ранее посещенным Web-страницам со своего компьютера?
создание закладки/сохранение адреса в папке «Избранное» во время просмотра страницы
копирование адреса страницы в текстовый файл
сохранение страницы на своем компьютере
Электронный учебник - это
учебник, в котором информация представлена в различной форме в виде анимации и содержание структурировано в соотвестви с модульным принципом
компьютерный вариант традиционного учебника
компьютерная презентация традиционного учебника в виде мультимедиа
Что понимается под медиатекой?
кабинет, который оборудован: мультимедийным проектором, экраном, компьютером, автоматизированным рабочим местом (АРМ) библиотекаря, электронными учебно-методическими комплексами
библиотека, оборудованная мультимедийным оборудованием
кабинет, в котором размещены электронные образовательные ресурсы по всем предметам школьной программы
Профессиональные педагогические сообщества, реализованные на платформе «Сеть творческих учителей», «Открытый класс» и др., позволяют:
организовать обмен педагогическим опытом, поставить педагога в позицию рецензента, обеспечить возможность консультирования
публиковать свои методические разработки
только использовать чужой профессиональный опыт
Перечень вопросов в блок
«Правовая компетентность»
Тесты для педагогических работников (правовая компетентность)
51. В соответствии с Законом «Об образовании» под образованием понимается
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (Преамбула закона «Об образовании»)
совокупность преемственных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ
формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
52. К педагогической деятельности не допускаются лица
имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы (абз. 4. ст. 331 Трудовой кодекс)
применившие ранее методы воспитания, связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника
без профессионального педагогического образования
53. Рабочее время это –
время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст. 91 Трудового кодекса)
время, в течение которого работник в соответствии с локальными актами образовательного учреждения должен находиться на рабочем месте
время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязуется выполнить поставленную перед ним трудовую задачу, а также отчитаться по её выполнению
54. Основными составляющими федерального государственного образовательного стандарта является
совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
федеральный компонент, региональный компонент, компонент образовательного учреждения
требования к минимуму содержания образования, к максимальной учебной нагрузке обучающихся, к уровню подготовки выпускников
55. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента
государственной аккредитации
лицензирования
регистрации
56. Какое образование граждане Российской Федерации имеют право получать на родном языке?
основное общее
среднее (полное) общее
высшее профессиональное
57. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является
непрерывное образование
семейное образование
самообразование
58. Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса?
образовательное учреждение
родители (законные представители) обучающихся (воспитанников)
образовательное учреждение и родители (законные представители) обучающихся (воспитанников)
59. Кто принимает решение о приеме в первый класс ребенка, не достигшего возраста 6,5 лет?
учредитель образовательного учреждения
директор образовательного учреждения
родители (законные представители) ребенка
60. Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?
да, имеют
нет, не имеют, так как это исключительная компетенция образовательного учреждения
имеют только в случае, если это предусмотрено локальными актами образовательного учреждения
Структура и содержание КИМ ЕГЭ
Для КИМ ЕГЭ в штатном режиме характерна определенная стабильность (в целом год от года сохраняется структура и содержание КИМ ЕГЭ по абсолютному большинству предметов).
Необходимые корректировки структуры и содержания работы (изменение количества заданий, усиление практико-ориентированной составляющей, увеличение доли заданий, выполнение которых требует опоры на логическое мышление, умения делать выводы и т.п.) вносятся постепенно после широко общественного обсуждения и апробационных исследований .
При этом КИМ ЕГЭ ежегодно совершенствуются по каждому общеобразовательному предмету:
Уточняются формулировки заданий и подходы к отбору экзаменационного материала,
Совершенствуется система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
КИМ ЕГЭ 2012 г. усовершенствованы в сравнении с КИМ 2011 г. по всем предметам (наиболее существенно – по информатике и ИКТ, истории и литературе).
Основные направления совершенствования следующие:
Сокращено число заданий с выбором ответа в КИМ по истории, обществознанию, химии, географии.
Добавлены новые задания в КИМ по истории, математике, литературе, биологии, географии, обществознанию, информатике и ИКТ.
Расширен спектр проверяемых умений по физике, химии, истории, обществознанию, географии.
Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом по истории, литературе, обществознанию, физике, химии, русскому и иностранным языкам.
Уточнены формулировки и требования заданий в КИМ по всем предметам.
Для КИМ 2012 г. характерно:
уменьшение числа заданий репродуктивного характера;
увеличение числа заданий на выявление степени понимания выпускником основных элементов содержания учебных программ, оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, анализ и обобщение информации, высказывание и аргументацию оценочных суждений.
Изменения КИМ 2012 года
Русский язык – |
|
Математика – принципиальных изменений нет. |
|
Биология – принципиальных изменений нет. |
|
Химия – принципиальных изменений нет. |
|
Физика – принципиальных изменений нет. |
|
География – принципиальных изменений нет. |
1. Количество заданий в части 1 сокращено с 25 до 24. Соответственно, общее количество заданий сократилось с 45 до 44, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 55 до 54. 2. В КИМ 2012 г. включено новое задание (В1) базового уровня сложности, проверяющее умение читать географические карты различного содержания. 3. Исключено задание, проверяющее умение использовать знания о часовых поясах в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени, в связи с принятием июне 2011 г. Федерального закона об исчислении времени (Поскольку порядок исчисления времени на территории РФ будет изменен, включать в работу задачи на исчисление времени невозможно, так как данный материал не изучался выпускниками 2012 г.) |
История – изменения существенные (в структуре и содержании КИМ) |
Главные элементы новизны экзаменационной модели 2012 г.: 1. оптимизирована структура КИМ и сокращено число заданий репродуктивного характера (сокращено с 27 до 21 число заданий с выбором ответа, с 15 до 12 - число заданий с кратким ответом, с 7 до 6 - число заданий с развернутым ответом; 2. увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний; включена новая модель задания С6 (историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической личности, задание альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале)); 3. общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации выпускников, планирующих продолжение образования в вузах гуманитарного профиля с различным уровнем требований к исторической подготовке выпускников. |
Обществознание – принципиальных изменений нет. |
|
Литература – изменения существенные (в системе оценивания). |
Основные направления изменения КИМ ЕГЭ 2012 г.:
|
Иностранные языки – принципиальных изменений нет. |
Уточнены:
|
Информатика и ИКТ – изменения существенные (в структуре и содержании КИМ) |
|
страница 1