Публикация 2018-04-03 Понравилось 8 Просмотров 2125


Таинственно опустевший

Разрушенный войной

Гибнущий в огне

Побежденный водой

Каждый город - тайна

Некоторые считают, что город, если в нем достаточно долго живут люди, обретает подобие личности со своим характером и настроением. Он может быть таинственным или открытым, дружелюбным или холодным. Но самые интригующие тайны скрывают города, жители которых внезапно исчезли. Роанок, Централия, Мохенджо-Даро... Покинутые подозрительно быстро места притягивают своими тайнами и манят разгадать загадочную головоломку


Невероятно, но в городе были пяти- и семиэтажные дома

Мохенджо-Даро, богатый и процветающий

Таинственный город находится в Пакистане, в местности под названием Синд и считается самым крупным из древних городов долины Инд. Кроме того, это один из первых городов, построенных в этой местности во времена Древнего Египта.


Статуя короля-священника встречает туристов у входа в музей

В 1911 году Мохенджо-Даро нашли в песках, а его регулярные раскопки проводились археологами вплоть до 1931 года. Специалистов удивила продуманная планировка улиц, использование в строительстве обожженного кирпича и сложные ирригационные и сельскохозяйственные строения. Это не совсем характерно для градостроения того периода.


Мохенджо-Даро - вид из космоса

В золотой век города территория Мохенджо-Даро достигала 300 гектар, а постоянно жили в нем около 40 000 человек. По всей видимости, город был важным центром цивилизации Инда . Здесь проводились крупные религиозные обряды, собрания и прочие мероприятия.


Город строился в одно время с пирамидами Египта и Стоунхенджем

Интересно, что при наличии признаков, указывающих на богатство и процветание города, археологи не обнаружили ни одного роскошного дворца или храма. Все выглядит так, будто население Мохеджо-Даро не испытывало трепета перед материальными ценностями и накоплением благ, что характерно для более поздних цивилизаций. О продвинутости также говорит то, что городом правил не один правитель и не жреческая верхушка, а группа людей, которых избирали жители.


План древнего мегаполиса

Мохенджо-Даро, таинственно опустевший

По оценкам экспертов, Мохенджо-Даро возник примерно в 2600 году до н.э. и просуществовал около 900 лет. Его закат не похож на медленное естественное угасание других заброшенных городов. Почему жители покинули свои дома и куда они отправились дальше? Эта тайна до сих пор не раскрыта, но, как любая другая загадка, породила множество теорий и домыслов, от вполне рациональных до самых фантастических.


Часть канализационной системы древнего города

Мохенджо-Даро, разрушенный войной

Археолог М. Уилер выдвинул версию о том, что большая часть населения города была истреблена во время нашествия ариев, а уцелевшие жители были проданы в рабство или сбежали. В качестве доказательства исследователь приводит эпизод из , где Индра разрушает божественным огнем крепости ариев.


Печать с Шивой времен Мохенджо-Даро

Однако эта версия тайны Мохенджо-Даро не выглядит правдоподобной, так как в городе и окрестностях было найдено не более сорока человеческих останков. В случае нападения на Мохенджо-Даро, даже с целью грабежа и захвата рабов, количество погибших было бы намного больше.


«Танцующая девушка». Жители города ценили танцы и скульптуру

Мохенджо-Даро, гибнущий в огне

В одном из районов города кирпичи строений таинственным образом оплавлены, что наводит на мысль о воздействии высоких температур. Этот факт послужил основой для теорий о таинственных пришельцах, уничтоживших город с помощью своих передовых технологий.


Оплавленный камень и песок указывают на ядерный взрыв
Верхушка буддийской ступы была видна до начала раскопок

Другая теория, связанная с огнем, была высказана в 1980-х годах химиком М. Т. Дмитриевым. Он предполагал, что естественные условия местности стали причиной формирования плазменных образований наподобие шаровых молний. Они, в соответствии с гипотезой, стали причиной пожара, и люди, испугавшись таинственного небесного огня, покинули город.


44 скелета, найденные в одном помещении

Мохенджо-Даро, побежденный водой

Наиболее реалистичная на данный момент теория, объясняет тайну упадка Мохенджо-Даро наводнением. Это предположение высказал Э. Маккей еще во время раскопок в начале века, а продолжает развивать Дж. Дейлс.


Несмотря на знание металлургии, оружия в городе не нашли

Близость реки Инд сначала дала городу необходимые ресурсы для быстрого развития сельского хозяйства и роста уровня жизни близ обильных полей. Но после подъема уровня Аравийского моря во второй половине второго тысячелетия до н. э. долину Инда постоянно истязали наводнения, сделав ее непригодной для жизни. Перестав получать достаточно урожая с тонущих полей и не имея возможности прокормить семьи и скот, жители Мохенджо-Даро покинули свои дома и отправились искать более комфортные условия на юго-запад, где сейчас находится город Бомбей.


Украшения, найденные во время раскопок Мохенджо-Даро

Каждый город - тайна

История Мохенджо-Даро до сих пор манит пытливые умы и любителей тайн прошлого, несмотря на то, что сам город и цивилизация, его построившая, развеяны ветрами времени.


В каждом доме были туалет и ванная комната, оборудованные канализационной системой

Но каждый город, если смотреть на него как на цельное явление, полон секретов и тайн. Хитросплетения дорог современных городов, пчелиный гул мегаполисов, тайное перемигивание уличных фонарей со звездами на ночном небе - ваш город живет собственной загадочной жизнью. Чтобы словить тайну за хвост, достаточно прогуляться на закате по его улицам, присмотреться к привычному маршруту и прислушаться к словам, которые город может нашептать.

Индская или Хараппская цивилизация - древняя восточная цивилизация. Пережила расцвет в 3300-1300 веках до нашей эры.

Индра - царь богов и повелитель небесного царства в ведизме, буддизме и индуизме. «Веды» прославляют его как демиурга, поднимающего небо.

Что нам известно об истории нашей цивилизации? По факту не так и много: последние 2000 лет описаны относительно подробно, однако не всегда достоверно. Складывается впечатление, что исторические факты подгонялись под определенный сценарий, но это делалось не всегда тщательно, так что то здесь, то там обнаруживаются противоречия. Например, происхождение и гибель городов Мохенджо-Даро и Хараппы вызывает много вопросов. Существует несколько версий ответов, но все они требуют убедительных доказательств. Обсудим это.

Первые археологические изыскания

Земля не слишком охотно расстается со своими тайнами, но иногда преподносит сюрпризы археологам. Так происходило и с раскопками в районе Мохенджо-Даро и Хараппы, где исследователи впервые побывали в 1911 году.

На регулярной основе раскопки начались в этих местах в 1922 году, когда индийскому археологу Р. Банарджи улыбнулась удача: были найдены остатки древнего города, который впоследствии получил название “Город мертвецов”. Работы в долине реки Инд продолжались до 1931 года.

Возглавлявший исследования британских археологов Джон Маршалл проанализировал найденные артефакты на территориях, удаленных друг от друга на 400 км, и сделал вывод об их тождественности. Таким образом, оба города, расположенные в долине Инда и разделенные внушительным даже по сегодняшним меркам расстоянием, имели общую культуру.

Следует отметить, что понятия “Индская цивилизация”, “Мохенджо-Даро и Хараппа” в археологии сходны. Название “Харрапа” совпало с одноименным городом, неподалеку от которого в 1920 году начались первые раскопки. Затем они переместились по течению Инда, где и был обнаружен город Махенджо-Даро. Весь ареал исследований был объединен под названием “Индская цивилизация”.

Древняя цивилизация

Сегодня древний город, возраст которого варьируется от 4000 до 4500 лет, относится к провинции Синд, являющейся территорией Пакистана. По меркам 2600 года до н. э., Мохенджо-Даро не просто большой, но один из крупнейших городов Индской цивилизации и, судя по всему, бывшая ее столица. Он – ровесник Древнего Египта, а об уровне его развития свидетельствует тщательно продуманный план застройки и сеть коммуникаций.

По какой-то причине город был внезапно покинут жителями почти через 1000 лет после своего основания.

Мохенджо-Даро и Хараппа имеют существенные отличия по сравнению с более ранними культурами, а также с теми, что образовались позднее. Эти города археологи причисляют к зрелой хараппской эпохе, своеобразие которой требует особого исследовательского подхода. Самым худшим было бы “втискивание” цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа в рамки официального исторического пути развития, неотъемлемой частью которого является теория Дарвина.

Городское устройство

Итак, вернемся к событиям 1922 года, когда взорам исследователей открылись стены, а затем и улицы Мохенджо-Даро. Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи были поражены тем, насколько продуманными и геометрически выверенными были параметры архитектурных сооружений и жилых кварталов. Практически все постройки Мохенджо-Даро и Хараппа были из красного обожженного кирпича и располагались по обеим сторонам улиц, ширина которых местами достигала 10 м. Кроме того, направления кварталов распределялись строго по сторонам света: север-юг или восток-запад.

Строения в городах были выполнены в форме похожих друг на друга упаковок для тортов. Для Мохенджо-Даро особенно характерно следующее обустройство внутренней части дома: центральная часть являлась двором, вокруг которого располагались жилые помещения, кухня и ванная комната. В некоторых строениях имелись лестничные пролеты, что свидетельствует о наличии двух этажей, которые не сохранились. Вероятно, они были деревянными.

Территория древней цивилизации

Территория цивилизации Хараппа или Мохенджо-Даро – от Дели до Аравийского моря. Эпоха ее возникновения восходит к III тысячелетию до н. э., а время заката и исчезновения – ко второму. То есть, за период в тысячу лет эта цивилизация достигла невероятного расцвета, не сопоставимого с уровнем, бывшим до и после нее.

Признаками высокой степени развития являются, прежде всего, система застройки городов, а также имеющаяся письменность и многочисленные прекрасно выполненные творения древних мастеров.

Кроме того, обнаруженные печати с надписями на языке Хараппы свидетельствуют о развитой системе государственного устройства. Однако до сих пор не расшифрована речь более чем пяти миллионов человек, составлявших население Хараппской цивилизации.

Города Хараппа и Мохенджо-Даро – наиболее известные из найденных в долине реки Инд и ее притоков. По данным на 2008 год, всего обнаружены 1 022 города. Большая их часть находится на территории современной Индии – 616, а еще 406 расположены в Пакистане.

Городская инфраструктура

Как уже упоминалось выше, архитектура жилых домов была стандартной, и ее отличие состояло только в количестве этажей. Стены домов были оштукатурены, что, с учетом жаркого климата, было весьма предусмотрительно. Число жителей Мохенджо-Даро достигало примерно 40 000 человек. В городе отсутствуют дворцы или иные постройки, свидетельствующие о вертикальной иерархии управления. Скорее всего, присутствовала система выборности, напоминающая структуру городов-государств.

Общественные здания представлены внушительных размеров бассейном (83 кв. м), который, по мнению некоторых исследователей, имел ритуальное назначение; также найдено зернохранилище, в котором, вероятно, находился общественный запас злаков для посадки. В районе центрального квартала присутствуют остатки цитадели, употреблявшейся как преграда от наводнений, о чем свидетельствует слой красного кирпича, укреплявший фундамент сооружения.

Полноводный Инд позволял земледельцам при помощи ирригационных сооружений собирать урожай дважды в год. Охотники и рыболовы также не сидели без дела: дичи и рыбы в море было предостаточно.

Особое внимание археологов привлекли тщательно продуманные системы канализации и водопроводов, а также наличие общественных туалетов, свидетельствующие об уровне культуры Хараппы и Мохенджо-Даро. Буквально к каждому дому была подведена труба, по которой поступала вода, а нечистоты выводились за пределы города.

Торговые пути

Ремесла в городах Индской цивилизации отличались разнообразием и развивалась, благодаря торговле с такими богатыми странами, как Персия и Афганистан, откуда прибывали караваны с оловом и драгоценными камнями. Расширялись и морские связи, чему способствовала построенная в Лотхале гавань. Именно сюда заходили торговые суда из разных стран, и отсюда отправлялись хараппские купцы в Шумерское царство. Торговали всевозможными пряностями, слоновой костью, дорогими сортами дерева и многими товарами, имеющими спрос далеко за пределами долины реки Инд.

Ремесла и искусство Хараппы и Мохенджо-Даро

В ходе раскопок были найдены украшения, которые носили женщины. Причем живущие повсеместно, от центра древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа до Дели.

Это ювелирные изделия из золота, серебра и бронзы с драгоценными и полудрагоценными камнями, такими как сердолик, красный кварц или перламутровые раковины.

Обнаружены и керамические поделки, отличающиеся своеобразием и местным колоритом, например, посуда красного цвета, украшенная черным орнаментом, а также статуэтки животных.

Благодаря распространенному на этой территории минералу стеатиту (“мыльному камню”), отличающемуся мягкой, податливой к обработке природой, мастера Хараппской цивилизации изготавливали множество резных изделий, в том числе и печатей. У каждого купца имелось собственное клеймо.

Найденные предметы искусства Хараппы и Мохенджо-Даро нельзя назвать многочисленными, однако они дают представление об уровне развития древней цивилизации.

В Нью-Дели находится Национальный музей Индии, в котором экспонируются всевозможные артефакты, найденные на этой территории. В нем сегодня можно увидеть бронзовую “Танцующую девушку” из Мохенджо-Даро, а также и статуэтку “Короля-жреца”, поражающую тонкостью исполнения резьбы.

О чувстве юмора, присущем мастерам долины Инда, свидетельствуют статуэтки, представляющие жителей древних городов в карикатурном виде.

Катастрофа или медленный упадок?

Итак, судя по найденным артефактам, Хараппа и Мохенджо-Даро – это древнейшие города, рост и влияние которых на Индскую цивилизацию было бесспорным. Именно поэтому поразителен факт исчезновения с исторической арены и с лица земли этой культуры, которая намного по своему развитию опережала эпоху. Что же случилось? Попробуем разобраться и ознакомимся с несколькими версиями, существующими в настоящее время.

Выводы, сделанные учеными после изучения остатков Мохенджо-Даро, были следующими:

  • жизнь в городе прекратилась практически одномоментно;
  • жители не успели подготовиться к внезапной катастрофе;
  • бедствие, обрушившееся на город, было связано с высокой температурой;
  • это не мог быть пожар, т. к. жар достигал 1500 градусов;
  • в городе было обнаружено множество оплавленных предметов и керамики, превратившейся в стекло;
  • судя по находкам, эпицентр жара находился в центральной части города.

Кроме того, имеются непроверенные и документально не подтвержденные данные о высоком уровне радиации, обнаруженном в сохранившихся останках.

Версия № 1: катастрофа связана с водой

Несмотря на очевидные признаки воздействия высокой температуры на город, некоторые исследователи, в частности, Эрнест Маккей (в 1926 году) и Дейлс (в середине XX века), рассматривали в качестве возможной причины исчезновения Мохенджо-Даро наводнения. Ход их рассуждений был следующим:

  • река Инд во время сезонных разливов могла представлять угрозу для города;
  • уровень Аравийского моря повысился, вследствие чего наводнение могло стать реальностью;
  • город разрастался, и потребности его населения в пище и развитии росли;
  • проводилась активная разработка плодородных земель в долине реки Инд, в частности, под сельскохозяйственные нужды и для выпаса скота;
  • непродуманная система хозяйствования привела к истощению почвы и исчезновению лесных массивов;
  • ландшафт местности был изменен, что привело к массовой миграции населения городов на юго-восток (нынешнее расположение Бомбея) ;
  • так называемый нижний город, населяемый ремесленниками и крестьянами, в течение времени покрылся водой, а спустя 4500 лет уровень Инда повысился на 7 метров, поэтому в наши дни исследование данной части Мохенджо-Даро невозможно.

Вывод: аридизация в результате неуправляемого освоения природных ресурсов привела к экологической катастрофе, следствием которой явились и масштабные эпидемии, что привело к упадку Индской цивилизации и массовому исходу населения в более привлекательные для жизни регионы.

Уязвимость теории

Слабым местом теории наводнения остается момент времени: цивилизация не может погибнуть за столь короткий промежуток. Тем более что истощение почвы и разливы реки не происходят мгновенно: это длительный процесс, который может приостанавливаться на несколько лет, затем снова возобновляться – и так много раз. И такие обстоятельства не могли заставить жителей Мохенджо-Даро резко покинуть свои дома: природа предоставляла им возможность подумать, а иногда давала надежду на возвращение лучших времен.

Кроме того, в данной теории не нашлось места объяснению следов массовых пожаров. Говорилось об эпидемиях, однако в городе, где свирепствует заразная болезнь, людям не до прогулок или рутинных дел. А найденные останки жителей свидетельствуют именно о том, что жители были застигнуты врасплох во время будничных занятий или отдыха.

Таким образом, теория не выдерживает критики.

Версия № 2: завоевательная

Выдвигался вариант о внезапном вторжении завоевателей.

Это могло было и быть правдой, однако среди уцелевших скелетов нет ни одного, на котором бы диагностировались следы от поражения каким бы то ни было холодным оружием. Кроме того, должны оставаться останки лошадей, разрушения зданий, характерные для ведения военных действий, а также фрагменты оружия. Но ничего из перечисленного найдено не было.

Единственное, что можно утверждать с уверенностью – это внезапность катаклизма и короткая его продолжительность.

Версия № 3: ядерная катастрофа

Двое исследователей – англичанин Д. Девенпорт и ученый из Италии Э. Винченти – предложили свою версию причин катастрофы. Изучив найденные на месте древнего города остекленевшие пласты зеленого цвета и оплавленные куски керамики, они усмотрели поразительное сходство этой породы с той, что во множестве остается после испытаний ядерного оружия в пустыне Невада. Правда в том, что современные взрывы происходят с выделением запредельно высоких температур – свыше 1500 градусов.

Следует отметить некоторую сходжесть выдвигаемой теории с фрагментами “Ригведы”, где описывается столкновение ариев, поддерживаемых Индрой, с противниками, которые были уничтожены невероятной силы огнем.

Ученые привезли образцы из Мохенджо-Даро в Римский университет. Специалисты Национального совета исследований Италии подтвердили гипотезу Д. Девенпорта и Э. Винченти: порода подверглась воздействию температуры около 1500 градусов. С учетом исторического контекста в природных условиях ее достичь невозможно, хотя в металлургической печи – вполне вероятно.

Теория направленного ядерного взрыва, как бы невероятно она ни звучала, подтверждается и осмотром города сверху. С высоты четко просматривается возможный эпицентр, в границах которого все сооружения снесены неведомой силой, но чем ближе к окраине, тем ниже уровень разрушений. Все это очень похоже на последствия атомных взрывов в августе 1945 года в Японии. Кстати, японские археологи также отметили их идентичность…

Вместо послесловия

Официальная история не позволяет принять версию, подтверждаемую лабораторными исследованиями, о применении ядерного оружия, имевшем место более 4500 лет назад.

Впрочем, создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер не исключал такой возможности. Следует отметить, что он был весьма увлечен изучением индийского трактата “Махабхарата”, в котором описываются катастрофические последствия взрыва, идентичные тем, что можно наблюдать после ядерного. И Д. Девенпорт с Э. Винченти также считают эти события реальными.

Итак, можно предложить в качестве вывода следующее.

Существовали на территориях современного Пакистана и Индии древнейшие цивилизации – Мохенджо-Даро (или Хараппа), которые были достаточно развиты. В результате некоего противостояния эти города подверглись воздействию оружия, весьма напоминающего современное ядерное. Эта гипотеза подтверждается лабораторными исследованиями, а также материалами древнего эпоса “Махабхарата”, которые косвенно свидетельствуют в пользу выдвинутой теории.

И еще: с 1980 года археологические исследования руин Махенджо-Даро невозможны, т. к. этот город причислен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. А посему вопрос о наличии или отсутствии в те далекие времена ядерного или иного подобного оружия на нашей планете остается открытым.

Мохенджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников мира. В 1980 г. он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

В 1922 г. на одном из островов реки Инд археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы, поэтому город назвали Мохенджо-Даро (Mohenjo Daro), что в переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно — это один из самых великих городов древности. И один из самых загадочных, он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Города редко приходят в упадок внезапно, а в этом городе все указывало на то, что катастрофа наступила мгновенно.

На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов территории Мохенджо-Даро, это 260 га или более 2,5 кв.км. Его окраины сегодня погребены под илистыми отложениями Инда. Раскопки здесь велись до 1960-х годов. По мере того как археологи спускались все ниже, навстречу стали подниматься засоленные подпочвенные воды. Соленый налет виден повсюду на кирпичах. Соль стала разъедать то, что осталось от города. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы.

Но и вскрытая во время археологических исследований древняя кладка кирпичей Мохенджо-Даро, совершенство которой поражает археологов, надежно хранит тайны своего города. Исследователи не обнаружили ни одного кладбища в окрестностях Мохенджо-Даро. А ведь город просуществовал, как минимум, полтора тысячелетия. В развалинах зданий и сооружений не было обнаружено многочисленных трупов людей и животных.

В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены - на некоторых были браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох.

Все это отчасти напоминало картину внезапной гибели людей в Помпеях. Только на единицах из нескольких тысяч скелетов, найденных в Мохенджо-Даро, действительно имелись следы ранений. При раскопках не было обнаружено ни оружия, ни остатков какой-либо воинской амуниции, ни даже обломков оружия или следов разорения. Общее количество скелетов составило несколько тысяч, что очень мало для большого города. По подсчетам специалистов, в период расцвета в Мохенджо–Даро проживало около 50 000 человек.

Почему жители покинули Мохенджо–Даро, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? – Эти вопросы до сих пор остается без ответа.

Первоначально Мохенджо-Даро располагался на двух островах на реке Инд. И как показывают раскопки и компьютерные реконструкции города, жить там было очень комфортно. Пожалуй, даже более комфортно, чем в некоторых современных городах. Широкие мощеные улицы, многокомнатные 2-х и 3-х этажные дома, канализация, водопровод и другие удобства.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Дома в Мохенджо–Даро строили из обоженного кирпича, что в совокупности с остатками огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густой сетью сточных канав свидетельствует о том, что жители долины Инда, в отличие от шумеров Южной Месопотамии, явно имели избыток воды, хотя сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее создал. Забыты названия ее городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными. Известно лишь, что что она пришла в упадок довольно быстро. На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины крушения столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Однако более поздние исследования не подтвердили ни одну из этих гипотез. А гибель Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили район, где кирпичи оплавлены и это породило ряд фантастических гипотез гибели Мохенджо-Даро вплоть до современного ядерного оружия, якобы существовавшего в древности. Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы, она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

Причины гибели Мохенджо-Даро

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии

В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний), которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро.

Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет, привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями.

Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой. Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже говорил, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.

Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.

Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.

Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба. Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Версия вторая. Мохенджо-Даро и землетрясение

Эту версию выдвинул американский исследователь геолог Д. Рейкс, изучавший строение земных слоёв в районе Мохенджо-Даро. Он установил, что в ста сорока километрах к югу от города находился очаг сильнейшего землетрясения, которое изменило облик долины Инда. Вероятно, с него всё и началось. По-видимому, землетрясение вздыбило землю, Инд оказался перегороженным, и его воды повернули вспять. Затем началось наступление грязевых потоков. Поселения вблизи Мохенджо-Даро были погребены под многометровым слоем ила и песка. Горожане пытались защититься, стали возводить дамбы, следы которых найдены при раскопках. Но бороться с водой и грязевыми потоками становилось всё труднее и труднее.
Учённые полагают, что наступление грязевого моря длилось около ста лет. В итоге стихия победила, а город погиб. Некоторые ученые считают, что одним из факторов, провоцирующих землетрясение, могут быть и перепады атмосферного давления. Эта версия стала особенно популярной после сильного землетрясения, которое пережили Индия и Пакистан в октябре 2005 года. Правда, эта версия не объясняет оплавленный кирпич.

Версия третья. Мохенджо-Даро и наводнения

Некоторые историки полагают, что город стал жертвой серии мощных наводнений — разливавшийся Инд часто затапливал Мохенджо-Даро, и жители были вынуждены покинуть город. Как показали снимки из космоса, русла реки Инд и ряда других местных рек многократно меняли свои направления. Причиной тому были подвижки земной коры. Более того, Инд не раз затоплял Мохенджо-Даро. В итоге повреждалась система канализации, в результате чего в условиях жаркого климата начинались ужасные эпидемии, буквально косившие людей. Остававшиеся в живых спешно покидали город. В подтверждение этой версии исследователи ссылаются на археологов, которые установили семь или девять слоев ила между уровнями зрелой культуры Мохенджо–Даро. Таким образом, город был последовательно разрушен и восстановлен по крайней мере семь раз. Каждый раз новые города строились поверх старых.

Версия четвертая. Мохенджо–Даро и оружие древних

Эту версию изложили в своей книге «Атомный взрыв в 2000 до н.э.» («Atomic Destructionin 2000 BC», 1979) Дэвид Дэвенпорт и Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Д. Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах. Он также прожил 12 лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо–Даро.

Д. Дэвенпорт совместно с итальянским исследователем Винченти установили, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо-Даро, произошёл мощный взрыв, похожий на атомный (по разным оценкам, дата разрушения варьируется от 1500 до 2000 г. до н. э.). Они разместили в упомянутой книге схему разрушений зданий. Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет. Становится понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро.

При внимательном осмотре разрушенных зданий Д. Дэвенпорт и Э. Винченти установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 м. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.

Как известно, камни плавятся при температуре около 2000°С. В этих местах обнаружен и песок, превратившийся в стекло. (Точно такие же пласты зеленого стекла были обнаружены в пустыне штата Невада (США) после проведения ядерных испытаний).

В направлении от центра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается.

Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.

Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни - это не что иное, как осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.

Кстати, подобные образования, тектиты, возникающие под воздействием высокой температуры, ученые находят в разных районах Земли. В 1822 году в Москве на русском языке был издан перевод с французской книги Г. Пропиака «Достопамятности в мире, или Описание существующих на Земле редких произведений природы и искусства» (часть 1). В ней можно прочитать небольшой, но весьма любопытный раздел «Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии».

Удивительно, но гипотеза Дэвенпорта уже в 80-е годы прошлого столетия была забыта. Несмотря на то, что она объясняет многие загадки Мохенджо–Даро,продолжения исследований в этом направлении не последовало.

Версия пятая. Мохенджо-Даро и оружие пришельцев

В древних индийских хрониках «Книга Дзаена» написано предание о неземных существах, прилетавших к мирным туземцам на, говоря современным языком, металлическом корабле. В книге говорится, что однажды, эти существа разругались с местными жителями. Они переселились в соседний город и там их выбрали правителями. Именно тогда новый вождь и выпустил на город своих врагов большое светящееся копье, которое разрушило все постройки и сожгло жителей. И даже те, кто вошел в город позже, со временем заболели и умерли. А новый вождь, собрав всех своих воинов, их детей и жен, улетел в неизвестном направлении на таинственном корабле. Некоторые исследователи считают, что Мохенджо–Даро и есть тот сожженный город, но доказательств этому нет.

Немало интересных фактов и в других источниках. «Великие войны в Небе» описаны в древнеиндийских Пуранах и у древнегреческого автора «Войны Титанов» Гесиода. В Библии описана война в Небе воинства Михаила против «Дракона — Юпитера» и «Люцифера — Венеры». Е.П. Блаватская в своей «Тайной доктрине» также пишет, ссылаясь на Пураны, о войне двух рас, которая спровоцировала Всемирный потоп. А вот что писал Э. Церен в книге «Библейские холмы» о знаменитой Вавилонской башне — то есть зиккурате Этеменанки: «Нельзя найти пояснения тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни, которая от жара спеклась в плотную массу, подобную расплавленному стеклу». В свое время упоминал об этом и Марк Твен, путешествовавший в 1867 году по Ближнему Востоку: «(Было) восемь ярусов (башни), две из которых стоят и по сей день… гигантская, кирпичная кладка, рассеявшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога».

На подобные факты обращает внимание и А.А.Горбовский в своей книге «Загадки древнейшей истории». Например, на стенах ирландских крепостей Дундалл и Экосс сохранились следы очень высокой температуры — расплавлены даже гранитные глыбы, а температура плавления гранита превышает 1000 градусов Цельсия! Другие следы возможного применения неведомого оружия были найдены в Малой Азии при раскопках столицы древних хеттов Хаттусас, а также в Центральной Америке.

Так или иначе, во многих легендах народов мира есть рассказы о том, как боги сражались в небесах, используя некие летательные аппараты, оснащенные оружием. Особенно их много в древнеиндийских текстах.

Около 3500 лет назад исчез с лица земли город Мохенджо-Даро (на хинди - «Холм мертвых»). В древней индийской поэме «Махабхарата» говорится о том, что причиной страшной трагедии был мощный взрыв, последовавший за ослепительным небесным сиянием и «огнями без дыма». От высокой температуры окрестные воды вскипели, а «рыбы выглядели как обгоревшие».

Руины этого города на островке в полноводном Инде нашел в 1922 году индийский археолог Р. Д. Банерджи. И данные раскопок подтвердили предание о катастрофе.

В раскопках находили оплавившиеся камни, следы пожаров и исключительно мощного взрыва. Так, в радиусе километра были полностью разрушены все здания. По положению скелетов было видно, что перед гибелью люди спокойно расхаживали по улицам города. Пепелище Мохенджо-Даро чем-то напоминало Хиросиму и Нагасаки после атомных взрывов, где ударная волна и излучение шли сверху.

Давайте узнаем подробности этой истории и этого места …

Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей Левой рукой, от запястья до плеча унизанной браслетами, танцовщица оперлась о колено, не без кокетства показывая, что она немного устала - то ли от танца, то ли от тяжести браслетов

Эта статуэтка была найдена при раскопках Мохенджо-Даро - одного из древнейших городов мира. В 1856 году на территории нынешнего Пакистана, у небольшой деревушки Хараппа, археолог Александр Канни-гам нашел камень цвета слоновой кости, на котором были высечены горбатый бык и неизвестные знаки, отчасти напоминавшие иероглифы.

Холм, где обнаружили эту находку, был буквально «сложен» из красного обожженного кирпича, которым много лет пользовались строители железной дороги и крестьяне окрестных деревень Так постепенно исчезал с лица земли один из уникальных городов древности - Хараппа.

И только в начале 1920-х годов, после открытия города Мохенджо-Даро, мир узнал о существовании в долине Инда древнейшей цивилизации. Мохенджо-Даро отдален от Хараппы на расстояние почти 3000 километров, но оба города имеют между собой много общего. Разница заключалась лишь в том, что Мохенджо-Даро сохранился лучше.

Индийские ученые Р. Сахни и Р. Банерджи откапывали улицы городов-близнецов и находили в них одинаковые прямоугольные кварталы с четкой планировкой, застроенные одинаковыми кирпичными домами. На огромной площади почти в 260 гектаров разместились целые кварталы и отдельные сооружения Мохенджо-Даро - «Холма мертвых» (так переводится это название). Холм был увенчан буддийской молитвенной ступой, построенной во времена существования Кушанского царства - через 15 веков после гибели великого города.

Некоторые ученые и археологи, устремившиеся сюда из многих стран мира, долго отрицали самостоятельность индийской цивилизации в этом районе, считая ее восточным вариантом шумерской культуры. Другие исследователи, наоборот, полагали, что Хараппа и Мохенджо-Даро не были похожи на своих ровесников из Элама, Шумера и раннединасти-ческого Египта. У городов Двуречья была иная планировка, а строительным материалом служил кирпич-сырец. Только с постепенным освобождением из-под земли новых кварталов и строений миру явилась цивилизация, которую теперь называют протоиндийской.

Письменные источники шумеров рисуют иной образ жизни городов Двуречья и иное мировоззрение их жителей. И тогда ученые стали искать упоминания о вновь открытых городах в «Ригведе» - древнейшем литературном памятнике Индии. Но и там они обнаружили лишь туманные упоминания о «пура», населенном «хитрыми купцами». Однако легенды и предания о богатом и прекрасном городе в долине Инда существовали с незапамятных времен. Но свободные и красивые люди, населявшие этот город, прогневали богов, и те обрушили город в пропасть Как бы подтверждая эти легенды, музеи в результате археологических раскопок пополнялись все новыми и новыми экспонатами. Вот высеченная из камня голова жреца, женские украшения, доски с изображениями жертвенных животных и, наконец, иероглифы, не расшифрованные до сих пор.

До середины 1960-х годов ученые считали, что Мохенджо-Даро не имел укреплений, хотя за 15 лет до этого английский археолог М. Уилер расчистил сооружения, которые можно было бы принять за оборонительные. Цитадель, располагавшаяся в центре Мохенджо-Даро, когда-то была обнесена мощными крепостными стенами толщиной 9 метров. Но полной уверенности в том, что это оборонительные укрепления, у археологов не было. Дальнейшие раскопки показали, что в южной части города тоже была массивная стена, сложенная из кирпича-сырца и облицованная обожженным кирпичом. Но не было установлено, для чего она предназначалась: для защиты от врагов или же для охраны города от наводнений.

От цитадели широкая прямая улица вела к зданию, которое ученые назвали «Залом заседаний». Рядом с ним размещалось вместительное зернохранилище, а неподалеку, на массивном кирпичном фундаменте с вентиляционными проемами, когда-то высилось двухэтажное строение из гималайского кедра.

Мохенджо-Даро был прекрасно распланированным городом: все его улицы проходили строго с севера на юг и с востока на запад, и таким образом они были хорошо защищены от ветров. По строительному уставу ни один дом не должен был выступать за общую линию. Главные улицы пересекались переулками под прямым углом, и потому в городе не было закоулков и тупиков. Длина главной улицы в Мохенджо-Даро составляла 80 метров, ширина - 10 метров, по ней одновременно могли проехать несколько воловьих повозок.

За стенами цитадели размещался нижний город, состоявший из кирпичных домов с плоскими крышами, которые одновременно служили и балконами. Здания возводились из кирпича, который обжигался в открытых ящиках, как и до сих пор это делают индийские крестьяне. Дома в Мохенджо-Даро достигали высоты 7,5 метра, вместо окон в них делались вентиляционные отверстия с решетками из глины и алебастра. Чтобы в дом не попадала пыль с главных улиц, вход в него делался в переулке. Стены и пол обшивались циновками, в домах были сделанные из кирпича ванны, а грязную воду сливали в глиняные сосуды с маленькими отверстиями для просачивания: эти сосуды ставились на землю.

В каждом квартале были общественные колодцы, превосходная для того времени система канализации и водопровод, по которому подавалась на вторые этажи зданий нагретая солнцем вода. В Мохенджо-Даро была и большая общественная баня с кабинами и детским отделением. Из бани вода вытекала по сточной трубе в главный крытый канал, который проходил по каждой улице’ все каналы вливались в большую яму, находившуюся за городом.

Большую часть домашней утвари жители Мохенджо-Даро делали из меди или бронзы; для сельскохозяйственных работ изготовляли лемеха и серпы, для ремесленников - топоры, пилы, лопаты, для воинов - мечи, пики, копья и кинжалы…

Из одежды женщины города носили только короткие юбки с приколотой к ним брошкой, жемчужным поясом или лентой и веерообразный головной убор, в прохладную погоду набрасывали на плечи накидку. Мужчины были еще скромнее в одежде, довольствуясь лишь набедренной повязкой. Никто не носил обуви, зато прическе уделялось огромное внимание, причем большими щеголями были мужчины. Если женщины чаще всего только заплетали косу, то мужчины делали прямой пробор и связывали волосы лентой, иногда собирали их узлом.

Насколько женщины были непритязательны в одежде, настолько взыскательны они были к украшениям. Все носили серебряные украшения и налобные повязки, пояса из позолоченной бронзы, шпильки для волос с фигурными головками и гребни из слоновой кости.

Несмотря на многочисленные исследования, ученых до сих пор продолжают волновать существенные для истории этой цивилизации вопросы. Кто возвел эти города, процветавшие 40 столетий тому назад? К какой расе относились обитавшие здесь люди и на каком языке они изъяснялись? Какая у них была форма правления?

Признаки упадка культуры Мохенджо-Даро стали замечаться около 1500 года до нашей эры. Дома строились небрежнее, и уже не было в городе той строгой линии улиц. О причинах гибели Мохенджо-Даро в ученом мире выдвигалось много различных версий.

Одна из них - ядерный взрыв. Но она снимается сразу за отсутствием радиоактивного фона и очевидной невозможностью постройки атомной бомбы в Индии времен культуры Хараппы. По другой гипотезе - ядерный или иной взрыв произошел при запуске или маневре инопланетного космического корабля, посетившего в далеком прошлом нашу Землю. Однако до сих пор никто еще не нашел ни одного прямого доказательства этому.

Попытаемся объяснить гибель Мохенджо-Даро земными, природными причинами. Что же могло произойти?

Известно, что древние греки и римляне неоднократно описывали «пылающие колесницы», появляющиеся в ночном небе; американские индейцы - «круглые корзины» на небе; японцы - «корабли-призраки» со светящимися огнями. По свидетельству жреца Изекииля, в Палестину около 592 года до н. э. «пришел ветер сильный с севера, и возникло облако великое. И огонь был из него пылающий, и блеск был сильный, а из середины облака выходило сильное сияние». И «Махабхарата» свидетельствует: во время гибели Мохенджо-Даро воздух словно пылал, что было отмечено даже в солнечный день на фоне яркого южного неба!

Таковы факты. Что же по этому поводу может сказать современная наука? Ученые установили, что в атмосфере под воздействием космических лучей и электрических полей образуются химически активные частицы, способные образовывать аэрозольные скопления, которые занимают в атмосфере огромные пространства. Двигаясь в атмосфере, частицы под воздействием электромагнитных полей конденсируются, слипаются, подобно снежному кому, и образуют шары различного диаметра. Такие физико-химические образования были сокращенно названы ФХО. Судя по наскальным рисункам, именно их наблюдали люди и пятьдесят тысяч лет назад. Упоминание о них можно найти в древнеегипетской хронике царствования фараона Тутмоса III: «…на 22-м году, в третьем месяце зимы, в шесть часов дня на небе (появился) светящийся шар, который медленно двигался на юг, наводя ужас на всех, кто его видел».

Существует несколько видов физико-химических образований. Одни, «холодные», могут существовать длительное время, не выделяя энергии и не излучая света. Такие образования, темные, непрозрачные, отчетливо видны на фоне дневного неба, и формой могут быть похожи на мячи для игры в регби. Есть гипотеза о том, что это не что иное, как еще не «разгоревшиеся» шаровые молнии. Поэтому ФХО, по аналогии с шаровыми, были названы черными молниями. Светящиеся ФХО, яркого белого или лимонно-желтого цвета, возникающие независимо от какой-либо грозовой деятельности, называются хе-милюминесцирующими образованиями - ХЛО. Они могут свободно плавать в воздухе, долго оставаться на поверхности земли, быстро перемещаться по причудливым траекториям, «темнеть» и «разгораться» снова.

21 сентября 1910 года жители Нью-Йорка в течение трех часов наблюдали за сотнями атмосферных «светляков», летавших над городом. Другим сентябрьским вечером, уже 1984 года, над угодьями совхоза «Удмуртский» Сарапульского района Удмуртской АССР звездное небо вдруг озарилось, и с высоты посыпались ослепительно белые шары. Петляя и кружась, они плавно опускались на землю. Стало светло как днем. Но эффект был не только световым: в радиусе двадцати километров вышли из строя трансформаторы и линии электропередачи.

Ученые установили, что атмосферные условия, при которых образуются ФХО, активизируют появление токсичных веществ, отравляющих воздух. И видимо, в Мохенджо-Даро жители пострадали от ядовитых газов, а потом над городом произошел мощный взрыв, разрушивший его до основания.

Известно, что такой взрыв возможен только при одновременном присутствии в атмосфере большого количества черных молний. И если взрывается одна, то за ней взрываются другие, подобно цепной реакции. Когда взрывная волна достигнет поверхности земли, она сокрушит все на своем пути. Температура в момент взрыва черной молнии достигает 15 тысяч градусов, что вполне согласуется с находками в зоне катастрофы оплавленных камней. При обычных пожарах температура не превышает тысячи градусов. Расчеты показывают, что во время катастрофы в Мохенджо-Даро в атмосфере возникло около трех тысяч черных молний диаметром до 30 сантиметров и свыше тысячи ХЛО. Новые данные к развитию этой гипотезы могут дать исследования материальных следов черных молний - смальты и шлака, оставшихся после колоссального костра в Мохенджо-Даро.

Трагедия в Мохенджо-Даро, однако, не уникальна. Общее же количество упоминаний ФХО в литературе превышает 15 тысяч. А 12 августа 1983 года профессор Бонил из обсерватории Закатекас в Мехико сделал первую фотографию ФХО. Сейчас их уже сотни.

Трудно представить, что может произойти, случись подобное с Мохенджо-Даро над современным городом… Человек должен научиться бороться с этим грозным природным явлением. Впрочем, сегодня он не так беспомощен, как в древности. Современная наука располагает достаточно надежным средством для предотвращения взрывов черных молний и для рассеивания ФХО. Для этого используют химические соединения-реагенты. Ученые уже разработали устройства, в которых используется эффект действия реагентов для защиты промышленных производств от проникновения шаровых и черных молний.

Одни исследователи считали, что всему виной резкое изменение русла Инда, вызванное сильным тектоническим сдвигом. Исследования геологов показывают, что землетрясения не раз нарушали нормальную жизнь в Мохенджо-Даро и в конце концов привели к возникновению гигантского озера. Вода часто затопляла город, поэтому для защиты от наводнений и была возведена укрепленная стена. Однако эти предположения еще требуют доказательств. Другие ученые полагали, что город и его население погибли от нашествия арийцев, которые перебили всех жителей Мохенджо-Даро и разрушили их дома. Обнаруженные скелеты людей, живших в городе в последние годы его существования, версию о нашествии чужеземных племен не подтверждают. Опять таки другая группа ученых утверждает, что следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Так что окончательного ответа о причинах гибели Мохенджс-Даро наука еще не дала.

источники

http://nnm.me/blogs/retex/mohendzho-daro-holm-mertvyh/

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3665/

http://tzone.kulichki.com/anomal/civil/moh-daro.html

http://www.dopotopa.com/p_oleksenko_tayna_mohendzho_-_daro_termination.html

http://kometa-vozmezdie.ru/92-mohenjo-daro.html

Вот еще некоторые загадочные древние сооружения: вот например , а вот и . Посмотрите еще на и на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png