Раздел I: Информационная часть проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

3. Цели и задачи проекта

4. Возможные риски и пути их преодоления

5. Планирование работы по реализации проекта

6. Образ конечного результата, критерии его оценки

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Перспективы развития проекта

Раздел III: Бюджет проекта

Литература

Приложения

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта:

«Мы красиво говорим»

Тип проекта:

Долгосрочный, практико-ориентированный

Название учреждения

МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь

Адрес учреждения

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Руководитель проекта

Срок осуществления проекта

Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный)

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.

Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.

Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:

1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).

3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.

В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.

3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.

4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.

8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.

Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.

Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

Задачи проекта:

1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.

2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.

3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.

4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).

5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.

6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.

7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.

Ценность проекта:

  • Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;
  • послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды:

  • Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.
  • Возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ города (района);
  • Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

  • Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
  • Неудовлетворительное материально – техническое состояние
  • Маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми

Сильные стороны ОУ:

  • У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время.
  • Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.
  • Система стимулирования работников ДОУ позволяет выплатить вознаграждение за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • В практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.
  • На базе сада существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
  • Высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2012 года.

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план – график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: октябрь 2012 года

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).

III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.

Продолжительность проекта – 7 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2011 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ»

Учитель-логопед

Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги

Получить статистические данные по семьям

Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года

Нормативно-правовое обеспечение для создания

  • Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДОУ;
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно – правовые документы, регла-ментирующие деятельность логопункта ДОУ»

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет

Проектирование модели логопункта ДОУ

  • определение направлений, форм деятельности логопункта ДОУ

Модель Логопункта ДОУ

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальтые планы

Перспективные планы

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание комфортных условий для оказания услуг

  • Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности)

III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г.

Организация информационной акции

  • Организация родительского собрания
  • Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа
  • Формирование банка заказчиков дополнительных услуг
  • Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут ребенка

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги

Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей

  • КНОД проводится по предварительной записи в специальной тетради;
  • Формирование банка методических материалов
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью анализа качества предоставления услуги, внесения корректировок
  • Утвержденные списки групп;
  • Утверждение расписания услуг
  • Определение качества оказываемой образовательной услуги
  • Подведение промежуточных результатов

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года

Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг;
  • Анализ устойчивости контингента получения услуг;
  • Изучение спроса на предоставление услуг;
  • Анализ спроса заявленных услуг
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД в присутствии родителей

Учитель-логопед

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»

Условия

Вариативность пребывания

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Летне-оздоровительный период

Продолжительность работы

Февраль – май 2013 г.

Июнь – август 2013 г.

Режим дня

1-ая половина дня / 2-ая половина дня

20 минутное индивидуальное

20 минутное индивидуальное

Недельная цикличность

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Специальные предложения

консультации педагога-психолога

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
  • Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
  • Создание банка методических материалов .
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .
  • Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

  • По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
  • По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
  • По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.

Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Руководитель проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
  • создает условия осуществления образовательного процесса,
  • формирует индивидуальный заказ родителя.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

  • ЗНАЮ о проблеме ребёнка
  • УМЕЮ использовать знания
  • ХОЧУ владеть знаниями
  • МОГУ самостоятельно помочь

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
  • Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).

Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет - это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития

Объект проекта: коррекция речи дошкольников.

Предмет проекта: взаимодействие учителя - логопеда и родителей

Срок реализации проекта: 6 месяцев.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники и родители дошкольников подготовительной к школе группы.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • Изучить уровень педагогической компетентности и запросы родителей по вопросам речевого развития ребенка;
  • Разработать перспективный план работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Познакомить родителей с результатами речевого развития детей, подобрать книги для занятий с детьми в домашних условиях (презентация);
  • Разработать и провести мероприятия для родителей по вопросам речевого развития детей;
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Изучить динамику речевого развития детей с целью определения эффективности работы с родителями;

Возможные риски:

  • Нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах и консультациях.
  • Пассивное участие родителей в родительском клубе «Школа логопеда».

Проектный продукт:

  • Разработанные информационные листы для родителей с рекомендациями по речевому развитию детей;
  • Создание и презентация родителями книжек - малышек, изготовленных для занятий с детьми в домашних условиях;
  • Коррекционно - развивающее занятие с участием детей в присутствии родителей.
  • Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

Этап

Задачи

I этап Информационно-аналитический

(сентябрь)

Определить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей;

Выявить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;

Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями д ля выявления желания родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем.

Разработка перспективного плана работы с родителями по повышению уровня педагогической компетентности

II этап

основной (практический)

Апробировать систему методических мероприятий в рамках родительского клуба «Школа логопеда» с целью активного участия родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми, обмена опытом между родителями.

Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников в рамках родительского клуба «Школа логопеда». 2. Представление картотеки заданий для закрепления звуков: «Шипелка», «Рычалочка», «Свистелочка», «Гуделочка».

3. Проведение открытого логопедического занятия «День рождения Пчелки Майи».

III этап заключительн ый (контрольно-диагностический)

Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;

Проанализировать динамику речевого развития детей, с целью определения эффективности проделанной работы с родителями.

Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос.

Эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми анализируется на материале диагностики их речевого развития на конец года.

Результаты проделанной работы учитель-логопед транслирует на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки

СЕНТЯБРЬ

  1. Анкетирование родителей: «Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей».
  2. Индивидуальные беседы с родителями для выявления желания родителей взаимодействовать с логопедом и воспитателем.
  3. Создание открытой группы «ВК» - Родительский клуб «Школа логопеда».
  4. Подбор и изучение методической литературы.
  5. Буклеты на тему: «Как научить ребенка говорить?» , «Зачем нужны домашние логопедические задания?».
  6. Родительское собрание на тему: «Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста» (справка о результатах диагностики речевого развития детей).

ОКТЯБРЬ

  1. Домашние задания (еженедельно). В папках даются образцы правильно выполненных домашних заданий.
  2. Письмо-памятка для родителей от лица их детей.
  3. Информационные листы в логопедическом уголке: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику».

НОЯБРЬ

  1. Заседание родительского клуба. Тема: «Выполняем игровую артикуляционную гимнастику вместе».
  2. Консультация «Как научить ребенка говорить звук "Р"».
  3. Родительские пятиминутки - ответы на вопросы «ВК» (по запросу родителей)

ДЕКАБРЬ

  1. Памятка «Советы родителям по заучиванию стихов».
  2. Разучивание стихов к Новогоднему утреннику.
  3. Домашние задания (еженедельно).
  4. Фото с ребенком «Артикуляционная гимнастика дома».

ЯНВАРЬ

  1. Изготовление книжки – малышки с загадками на закрепляемый звук
  2. Домашние задания (еженедельно).
  3. Родительские пятиминутки (консультации, по запросу родителей).
  4. Буклет «Автоматизация звуков в повседневной жизни»..

ФЕВРАЛЬ

  1. Домашние задания (еженедельно).
  2. Родительские пятиминутки - ответы на вопросы «ВК» (по запросу родителей).
  3. Памятка «Развитие речи: игры в кругу семьи».

МАРТ

  1. Итоговое анкетирование родителей.
  2. Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития по окончанию реализации педагогического проекта.
  3. Беседа с родителями. Сравнение итоговых результатов с первичными.
  4. Транслирование опыта. Предоставление материалов и результатов педагогического проекта на педагогическом совете в ДОУ .
  5. Заседание родительского клуба. Тема: «В игры играем, звуки закрепляем»

Ожидаемые результаты:

При реализации проекта ожидаем получить следующие результаты:

1. Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

2. Родители умеют самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4. Положительная динамика речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

Актуальность.

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития младшего школьника.

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Практическая значимость проекта . Проект может быть востребован образовательными учреждениями по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта.

Заключение

Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» направлен на повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка дошкольного возраста.


Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.

Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.

Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.

«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  3. развитие речевого творчества;
  4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых , дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых , к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих , профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».

Цель :

  • Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.

Задачи:

  • выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
  • принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Методы:

  • словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
  • практический (проведение семинаров-практикумов);
  • наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
  • игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)

Кадровое обеспечение:

  • Учитель-логопед;
  • воспитатели МБДОУ,
  • музыкальный работник,
  • руководитель физического воспитания,
  • дети и родители старшей группы.

Технологии:

  • Технология совместной деятельности;
  • Технология логопедического обследования;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
  • Компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.

Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.

2 этап – основной (практический).

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

  • Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.

Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.

Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:

  1. должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
  2. должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).

Взаимодействие специалистов и родителей

Просветительский блок

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
  • Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;

Практический блок

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
  • Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.

Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей

  • консультации мастер – классы;
  • семинары – практикумы;
  • еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
  • организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».

Формы работы логопеда с родителями

  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • семинары – практикумы;
  • консультации;
  • логопедические пятиминутки на лексические темы;
  • Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
  • памятки для родителей;
  • журнал «Мой говорун»;
  • индивидуальные консультации.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

  • Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
  • Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.

Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.

Механизм оценки:

  • Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
  • Анализ речевого развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Период

Примечание

сентябрь 1.Анкетирование родителей Приложение №1

2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2

3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей

4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3

1.Проводит учитель-логопед

2.Учитель-логопед и воспитатели

3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед и воспитатели

октябрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4

2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5

3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6

4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников»

2.Учитель-логопед

и родители

3.Учитель-логопед

4.Учитель-логопед

5.Воспитатели

ноябрь

2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№

3.Индивидуальные консультации

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

3.Учитель-логопед и воспитатели

4.Воспитатель

декабрь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика»

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7

4. Памятки для родителей Приложение №8

5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

3.учитель -логопед

4. учитель-логопед

5.воспитатель

январь 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Индивидуальные консультации

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.учитель-логопед и воспитатели

3.воспитатель

февраль 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№

3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9

4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Совместно учитель-логопед и воспитатели

3. Учитель-логопед

4.воспитатель

март 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.Учитель-логопед

3.воспитатель

апрель 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне»

3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи»

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2.учитель-логопед

3. воспитатель

4. Совместно учитель-логопед, воспитатели,

музыкальный руководитель дети и их родители

май 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.

2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи.

3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№

4.Мониторинг развития речи детей старшей группы

5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта

1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ

2. воспитатель

3.Совместно

учитель-логопед, воспитатели и специалисты

4. Учитель-логопед

5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ.

ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ОКТЯБРЬ

1 неделя «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью»
2 неделя «Овощи», «Огород»
3 неделя «Фрукты», «Сад»
4 неделя «Грибы, ягоды, лес»

НОЯБРЬ

1 неделя «Одежда»
2неделя «Обувь»
3 неделя «Игрушки»
4 неделя «Посуда»

ДЕКАБРЬ

1 неделя «Зима», «Зимующие птицы»
2 неделя «Домашние животные зимой»
3 неделя «Дикие животные зимой»
4 неделя «Новый год»

ЯНВАРЬ

2 неделя «Мебель», «Части мебели»
3 неделя «Транспорт грузовой и пассажирский»
4 неделя «Профессии на транспорте»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.»
2 неделя «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»
3 неделя «Стройка. Профессии. Трудовые действия»
4 неделя «Наша армия»

МАРТ

1 неделя «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»
2 неделя «Комнатные растения»
3 неделя «Речные, озерные и аквариумные рыбки»
4 неделя «Моя малая Родина – Междуреченский»

АПРЕЛЬ

1 неделя «Наш дом – Югра»
2 неделя «Космос»
3 неделя «Откуда хлеб пришел?»
4 неделя «Почта»
1 неделя «Правила дорожного движения»
2 неделя «Насекомые»
3 неделя «Скоро лето»

Используемая литература:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
  2. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  3. Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

ПРОЕКТ «ГОВОРИМ - ПРАВИЛЬНО!»

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети 4-5 лет группы с ОНР, их родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».- Иван Сергеевич Тургенев

Актуальность проекта . «Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Проект составлена на основе нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Конвенцией о правах ребенка. 1991г.;
  • Концепцией дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Образовательной программы ДОУ.
  • Нормативно-правовая база и положение о речевой группе ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях речевой группы с ОНР в ДОУ.

    В речевую группу для детей с ОНР зачисляются дети среднего и старшего дошкольного возраста по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.

    Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.

    Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую группу ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

    Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

  • Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы)
  • Индивидуальная на базе ДОУ в логопедическом кабинете.
  • В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит специфика логопедической работы;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого результата на занятиях в свободной деятельности.
  • Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    Цель проекта : Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку с речевой патологией, и определить последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

    Задачи проекта :

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  • Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Учимся разговаривать».
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  • Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

    Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет по 20минут одно занятие ежедневно, рассчитана на годичный срок обучения.

    Риск проекта : (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

    Ценность проекта :

  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в речевой группе для детей с ОНР.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МДОАУ в городе.
  • Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

    I этап – подготовительный : август 2014 года.

    Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к занятиям, анкетирование родителей (см. на сайте). Анкетирование родителей позволяет выяснить понимание ими имеющегося речевого нарушения у ребенка, кто посоветовал обратиться к психиатру за консультацией, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные о ходе раннего развития ребенка

    II этап – организационно – проектировочный : сентябрь 2014 г.

    Для реализации этого этапа начинаем работу с обследования всех компонентов языковой системы (логопедическое обследование) и заполнение речевых карт на каждого ребенка, где заполняю дату поступления в группу, какие жалобы родителей, исследую сенсомоторный уровень, отмечаю состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучаю состояние связной речи (см. на сайте). Применяю методику обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка с ОНР от 4-7 лет» в переработке. На основе полученных данных составляю:

  • - План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (см. на сайте);
  • - Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму рабочей недели учителя-логопеда на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы (см. на сайте)
  • - Планирую работу с родителями на учебный год (см. на сайте).
  • Таким образом, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка в целом, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику общения с каждым родителем и найти подход к ребенку. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и потребности.

    Информационные акции:

  • Организация родительских собраний в течение учебного года по темам.
  • Организация индивидуальных консультаций с родителями.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Вовлечение родителей при проведении праздников, развлечений, театрализованной деятельности.
  • Проведение логопедических КНОД (ежедневно, в дни открытых дверей):

  • Утвержденные списки групп (деление на подгруппы).
  • Утверждение расписания КНОД на неделю.
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ с целью анализа удовлетворенности качеством образовательных услуг родителями.
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью отслеживания положительной динамики, внесения корректировок.
  • Подведение промежуточных результатов, составление перспектив на будущее.
  • IV этап – аналитический : май 2014 года.

    Анализ результатов выполнения проекта:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда за учебный год и осведомленность родителей по вопросам речевого развития.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми. Опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг.
  • Изучение спроса на получение коррекционной деятельности.
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.
  • Эффективность данных результатов:

  • Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
  • Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
  • Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ.
  • Ожидаемый результат :

  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Их участие в воспитательно-образовательном процессе.
  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, отмечают достижения своих детей в учебной деятельности и дома.
  • Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве образовательных услуг.
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Структура управления проектом (руководитель проекта):

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • создает условия осуществления образовательного процесса
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
  • Методические источники : 

  • Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.; 
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.; 
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.; 
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.; 
  • Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.; 
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.; 
  • Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.; 
  • Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.; 
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.; 
  • Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999. 
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.; 
  • Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.; 
  • Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.; 
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.; 
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.; 
  • Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.;

  • Рожкова Ольга Викторовна
    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png